Конфуцианство даосизм зороастризм какие религии. Национальные религии

Характеристика: одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него.

Тип: атеизм с элементами антропоцентризма и натурализма

Суть: в центре буддизма - учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа.

Верховное божество: нет

Основатель: Сиддхартха Гаутама (Будда)

Священные писания: сутры и трактары просветлённых мудрецов-буддистов

Ведизм (ведаизм)

Даосизм

Характеристика: (кит. дао цзя или дао цзяо), китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера.

Тип: натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики

Суть: цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.

Верховное божество: нет

Основатель: Лао-цзы

Священные писания: "Дао дэ цзин"

Зороастризм

Характеристика: религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра).

Тип: синтез монотеизма и дуализма.

Суть: противопоставление двух «вечных начал» добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

Верховное божество: Ахурамазда (Ормузд)

Основатель: Заратуштра (Зороастр)

Священные писания: основной священной книгой зороастризма является Авеста. Считается, что древнейшая часть Авесты - Гаты (Песнопения) восходит к самому Заратустре. Другие значительные зороастрийские произведения, созданные большей частью в IX веке на языке пехлеви: Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт.

Индуизм (Hinduism)

Характеристика: (Хинду-Самая), совокупность религиозно-мифологических воззрений, сформировавшихся и бытующих в Южной Азии: Индии (83% населения), Непале, Шри-Ланке, Бангладеш. Отчасти распространен в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других реигонах в основном среди выходцев из Индии или Шри-Ланки. Индуизму предшествовали ведизм и брахманизм. Индуизм de facto не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований.

Тип: политеизм.

Суть: основой индуистского мировоззрения является учение о трех целях жизни человека: дхарма, артха, кама

Верховное божество: Брахма, Вишну и Шива, воплощены в тройственном образе Тримурти.

Основатель: нет

Священные писания: Шрути (веды, брахманы, араньяки, упанишады), Махабхарата, пураны

Ислам

Характеристика: [араб. islam предание, вверение себя (Богу)], мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в нач. 7 в.) среди арабских племен Зап. Аравии. Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство Халифат. Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам государственная религия, а шариат основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Большинство мусульман сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.

Тип: монотеизм

Суть: поклонение единому богу всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком, посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

Верховное божество: Аллах

Основатель: Мухаммед (Мохаммад, Магомед)

Священные писания: Коран

Иудаизм

Характеристика: наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Возникнув в политеистической форме, иудаизм в I тысячелетии до н.э. постепенно трансформировался в монотеистическую религию.

Тип: монотеизм.

Суть:приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения).

Верховное божество: Яхве

Основатель: Моисей (Моше)

Священные писания: Танах (Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки), Ктувим (писания))

Каббала

"это методика постижения духовных миров и нашего мира, как их следствия". The wisdom of Kabbalah (En).

Конфуцианство

Ламаизм

"В конце XIV - начале XV в. тибетский монах и философ Цзонхава решил реформировать существовавшую с XI в. буддийскую секту кадампа, желая вернуться к "первоначальному" учению, как он сам понимал его, а также поднять авторитет монахов (лам). Теория ламаизма излагается в 108-томном собрании, именуемом "Ганджур". Ламаизм как тибетская форма буддизма уделяет гораздо большее внимание внешним, второстепенным атрибутам учения. Идея в ее чистом виде показалась ламаистам, как и даосистам, слишком простой, ибо для ее осознания требуется не только время-возраст, но и время-досуг. Много ли досуга у пастухов Тибета и Монголии? Отсюда, во-первых, усиление жречества как особой группы людей, отвечающих за Спасение самих себя и других. Отсюда и "наследственность" сана великого ламы - наверняка многие из вас читали откровения изгнанного далай-ламы Ловсанга Рампо (Третий глаз. Л., 1991), и тщательнейшая разработка медитативных упражнений всякого рода - достижение кататонии, левитация, путешествия духа, и чрезвычайно детализованная астрология, учитывающая гораздо больше факторов, чем, например, китайская или даже индийская; это, наконец, знаменитая тибетская медицина, разработанности которой могут позавидовать современные врачи - вспомните книги Бадмаева и Позднеева, трактат Чжуд Ши и др., включающие богатейшую номенклатуру лекарственных растений, пульсовую диагностику, учет астрологических параметров карты рождения и текущей ситуации. Однако все это преподают лишь монахам.

Махаянский буддизм, даже дзен-буддизм в Китае и Японии предполагает прежде всего открытость этого пути, его доступность всем и каждому, кто даст себе труд на него вступить. На Тибете же буддизм скорее хинаянского толка, оставляющий эту возможность лишь посвященным. Кроме того, ламаизм, хотя и восходит к буддизму, вырос на почве древних местных религий, начиная от анимализма с тотемизмом у совсем диких народов и кончая знаменитой религией бон, она же бон-по. Само слово происх. от глагола "bod pa, озн. "вызывать богов, призывать духов". Это добуддистский анимистический культ божеств, духов и сил природы. Таким образом, если буддизм в целом и дзен-буддизм в особенности предполагают максимальное обобщение, то есть имеют характер эзотерической философии в ее современном понимании, то тибетский буддизм (ламаизм) есть частное, специальное учение главным образом прикладного, то есть магического характера."

Христианство

Характеристика: одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, фактически из иудаизма , сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

Тип: монотеизм

Суть: вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества.

Верховное божество: триединый бог в трёх иностасях (Троица) - Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух

Основатель: 12 евангелистов

Священные писания: Библия

Само понятие «национальные религии» - весьма условно. К национальным религиям относят лишь современные религии определенных этнических групп, или большей части населения того или иного государства. Существенная особенность современных национальных религий состоит в том, что почти все они политеистические и сохранили в своей основе иерархию богов. Индуизм - это совокупность религиозно-мифологических воззрений. Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», персидского варианта. Индуизм - многолик, считают некоторые ученые, это сочетание близких друг к другу религий, например, шиваизма, вишнуизма и др. Суть индуизма составляют: почитание Вед; Вера в Бога; понимание человека как спиритуальной (дух, душа) сущности; признание различий между духовным и материальным, вечным и преходящим; развитая ритуальная культура.Наиболее универсальным понятием в индуизме является «дхарма».

Иудаизм - первая монотеистическая религия, одна из немногих религий Древнего мира, сохранившаяся до наших дней с небольшими изменениями. В истории становления иудаизма можно выделить четыре этапа. Древний период - становление монотеизма, связанного с культом Яхве. Он начинается примерно в 15-14 вв. до н. э. с образованием Израильского царства. Следующий этап - палестинский период. Он включает эпоху независимого существования иудейско-израильского государства. В это время происходит формирование иудаистской религиозной традиции. Ёе носителями является служители иудаистского храма, многочисленные пророки, предсказатели, гадатели. Значительным событием стала религиозная реформа царя Иосии (621 г. до н. э.), когда были удалены из Иерусалимского храма предметы культа всех других богов, кроме Яхве, упразднены все места почитания языческих богов строго регламентирована правовая и обрядовая сторона жизни евреев. Палестинский период завершается вавилонской агрессией против Иудейского царства, завоеванием Иерусалима и разрушением в 586 г. до н. э. храма и уводом в поен множества евреев. Впервые в этот период возникают синагоги - молитвенные дома и одновременно очага этнической культуры и самоуправления. Третий период формирования иудейской религии называют обычно «послепленным», или эпохой «второго храма». Он начинается с возвращения иудеев из вавилонского плена в 538 г. до н. э. и восстановления Иерусалимского храма. В новом еврейском государстве канонизируется Пятикнижие (Тора), тем самым укрепляются основы вероучения.

Вероучение и культ иудаизма. В основе иудаистского вероучения лежат идеи монотеизма, богоизбранности еврейского народа и мессианства. Идея монотеизма является главным догматом иудаизма. Она воплощается через культ Яхве (в христианских изданиях Ветхого Завета - Иеговы). Само имя Бога непроизносимо. Согласно ветхозаветному преданию, оно было открыто Моисею в богоявлении при горе Хорив, а затем на горе Синай. Он «сошел в облака», и остановился там близ него, провозгласил имя Иеговы» (Исход, 34:5). Произносить имя Божье всуе запрещалось, оно упоминалось первосвященником лишь раз в год. С 3 в. до н. э. произнесение этого имени в иудаизме полностью запрещено. Там же, где оно встречается в текстах, вместо него поизносится «Адонай» (Господь). Первоначальное значение Яхве - «я есмь сущий», возможно также толкование, как «бытье», «создатель», «творец». Важным праздником является Песах (Пасха). Еврейская Пасха тесно связана с историей. Прежде всего это праздник освобождения, память об исходе евреев из египетского рабства. Среди других иудаистских праздников особо почитаются Рош Ашана (Новый год), который наступает первого числа месяца тишри (сентябрь-октябрь) и Ханука (обновление, празднуется в ноябре-декабре). Большое значение для верующих евреев имеет Йом Кипр - праздник Судного дня, когда Яхве выносит каждому человеку приговор «по его заслугам». В день праздника читаются специальные покаянные молитвы. Йом Кипур - самое ответственное время в году. Молитвы в синагогах не прекращаются с утра до вечера. Соблюдается строгий пост.

Даосизм. Формирование даосизма в Китае относится к началу эпохи Хань (2 в. До н. э.), его развитие и укрепление происходит параллельно с распространением конфуцианства. Даосизм и конфуцианство составили два взаимосвязанных религиозно - философских направления в духовной жизни китайского общества. Общее число их последователей сегодня составляет около 200 млн. человек. За пределами Китая они немногочисленны, но постепенно эти направления становятся популярными у некоторых интеллигентов и студентов западных стран. На сегодняшний день в России зарегистрировано девять даосских объединений. Даосизм и конфуцианство объединяют прежде всего общих духово - религиозные корни, уходящие в первобытную магию древних китайцев, в представления о единстве мира и человека и гармонии Вселенной, где уравновешиваются противоположности - инь и ян. Кстати, китайская религиозная традиция всячески культивирует непротиворечивость учений конфуцианства и даосизма. Считаея что Конфуций и основатель даосизма Лао-цзы жили, а одно время, встречались и пришли к убеждению, что первоосновой мироздания является Дао.

Конфуцианство - учение, созданное многими древними мудрецами. Среди них главенствующее положение занимает Кун-цзы («Учитель Кун»), в европейском произношении - Конфуций. Личность этого философа исторически достоверна. Он родился в 551 г. до н. э. в царстве Лу (современная провинция Шаньдун) и умер в 479 г. до н. э. там же. О нем сохранилось мало сведений.Учение конфуцианства многогранно. Оно охватывает представления о человеке, обществе и государстве в их взаимоотношениях. Значительное место в нем занимает культ предков.

Синтоизм. Синто (дословно - путь богов) - национальная религия японского народа. Археологические раскопки на территории островов Кюсю и Скоку свидетельствует о том, что уже в 1-3 вв. н. э. в Японии бытовали предметы культа и обрядов, характерные для синто. В начале 4 в., когда скалывается единое японское государство Ямато, синтоизм становится государственной религией. ЁЕ истоки уходят в поклонение местным родовым и племенным божествам, в культ природы, в колдовские обряды первобытного населения островов. Определенное влияние на формирование синтоизма оказали верования древних китайцев, мигрировавших в Японию в начале 1 в. н. э. Сведения о синтоизме содержатся в памятниках японской письменности - «Кодзики» («Записки древности», 712 г.) и «Нихонги» («Анналы Японии», 720 г.). «Кодзики» считают «священной книгой» синтоизма, хотя, конечно, не в том смысле, как Библию в христианстве или Коран в исламе. «Кодзики», - писал известный японовед, академик Н.И. Кондар, - своя, родня, близкая каждому японцу книга. К ней восходит все то, что составляет исконное, освобожденное от всяких примесей содержание японского национального духа. «Кодзики» - ключ к самой Японии, к самим японцам».Вероучение синтоизма направлено на укрепление национального единства народа. Предание гласит, что ками породили не людей вообще, а только японцев. В связи с этим в сознании японца с детства укрепляется представление о том, что он принадлежит синто.

Задание на дом .

  • а) Понятие «национальные религии»
  • б) Индуизм
  • в) Иудаизм
  • г) Даосизм
  • д) Конфуцивнство
  • е) Традиционная религия Японии - синто

СИНТОИЗМ, ЗОРОАСТРИЗМ, КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИЯ, ДАОСИЗМ, ДЖАЙНИЗМ, СИКХИЗМ

Китайская религия

Китайская религия характеризуется сосуществованием двух параллельных традиций: конфуцианство и даосизма. первоначально этическое учение, призывающее к соблюдению древних добродетелей, наполнилось позднее религиозным содержанием. Характерен культ предков. Основатель конфуцианства - древний мудрец Конфуций (ок. 550-470 гг. до н.э.). Даосизм, основоположниками которого были Лаоцзы и Чжуанцзы (VI в. до н.э.), вобрал в себя множество элементов древних народных верований, для него характерны поиски "долголетия" или "бессмертия". Распространена в местах компактного проживания китайцев.

Зороастризм

Это религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иранское Заратуштра). Священный канон - "Авеста". Основные принципы зороастризма: противопоставление двух "вечных начал" - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

Даосизм

Это китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине I тысячелетия до н.э. на основе верований шаманского характера, в начале н.э. оформился в развитую религию. К XII в. создан "Дао цзан" - свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в КНР, где существует Ассоциация верующих даосов.

Джайнизм

Это религия в Индии (около 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (VI в. до н.э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыт доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизма, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы - не причинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ - червей, насекомых).

Сикхизм

Это секта в индуизме в XVI - XVII вв., превратившаяся в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в Пенджабе. Основой является единобожие, отрицание идолопоклонства, аскетизма, каст, проповедь равенства сикхов перед Богом и священной войны с иноверцами.

Синтоизм

Это религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество - солнечная богиня Аматэрасу, ее потомок - Дзимму (мифический предок японских императоров). В 1868-1945 государственная религия. Для синтоизма было характерно обожествление особы японского императора. Формально культ императора в 1945 упразднен, однако умерших японских императоров некоторые синтоисты по-прежнему почитают как богов.


Выполнил:

Ст. гр. РТ-971

Чечельницкий Е. В.

Одесса 1998

Конфуцианство

Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя – вана давно ослабла, Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века и высока ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность (жень) включало в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень – это почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством долга. Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам.

Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. “Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде,” – учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, и, таким образом, “благородный человек”

Конфуция – это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа особенно для тех, представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. До н. э.) стали управлять китайской конфуциальной интерией.

Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к старым, напускной скромности и добродетели. В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в социально-чиновничьей иерархии. В любой момент жизни, на любой случай, при рождении и смерти, поступлении в школу и при назначении на службу – всегда и во всем существовали строго факсированые и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен свод правил – трактат Лицзы, компендиум конфуцианских норм. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем тем старательнее, чем более высокое положение в обществе человек занимал.

“Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником,” т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и обязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Формально этот критерий открывал путь наверх для любого намного сложнее: сословие чиновников было отделено от простого народа “стеной иероглифов” – грамотность. Уже в Лицзы было специально оговорено, что церимониалы и обряды не имеют отношения к простотонародью и что грубые телесные наказани не применяются к грамотным.

Конечной и и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа. Одна при этом они были убеждены, что самому народу его интересы непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей он обойтись никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему.”

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство – это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа спец. Порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о сяо, сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и – от имени неба – с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

Cписок литературы:

Васильев Л.С. «История религии востока»

Баканурский Г.Л. «История и теория атеизма»

Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской док­трины. Основателем философии даосовсчитается философ Лао-Цзы, который современными исследователями считается фигурой легендарной, т.к. о нем нет достоверных исторических и биографических сведений. Согласно легенде, он ушел из Китая, но согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ-цзин(IV-III век до н.э.). В этом трактате излагаются основы даосизма, философия Лао-Цзы. В центре доктрины-учение о великом Дао, всеобщем законе и абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создавал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним-в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию-через Дэ, и если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает.

Из этого видно, что даосизм ставит перед собой цель раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти и становится понятно, почему он возник. Ведь за пределами конфуцианства мистическое и иррациональное, не говоря уже о древней мифологии и примитивных предрассудках. А без этого человек чувствует некоторый духовный дискомфорт, некую пустоту, которую требуется заполнить и поэтому все верования и обряды были объединены в рамках религии даосов, сформировавшейся параллельно с конфуцианством.

Одним из самых привлекательных пунктов в учении Дао как для простого народа, так и для знати была проповедь долголетия и бессмертия для людей, познавших Дао. Эта идея настолько увлекала, что императоры даже снаряжали экспедиции за эликсирами бессмертия и финансировали работы даосских магов по их изготовлению. Таким образом даосизм смог выжить и укрепиться в условиях господства конфуцианства. При этом даосизм довольно сильно изменился, идея о Дао и Дэ была отодвинута на задний план, а на передний выдвинулись многочисленные маги, знахари, шаманы, примкнувшие к даосизму, которые умело синтезировали некоторые идеи даосизма с крестьянскими суевериями, и таким образом получившие над ними(крестьянами) очень большую власть. Подтверждением этому стало крестьянское даосское восстание, произошедшее во время кризиса власти после конца династии Хань, которым руководил даосский маг Чжан Цзюнэ. Он ставил своей задачей свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства(Тайпин). Он объявил год восстания началом эпохи нового ‘’Желтого неба’’, поэтому его приверженцы носили желтые повязки. Восстание было жестоко подавлено сам Чжан Цзюнэ убит, а остатки его приверженцев скрылись на западе, в горных приграничных районах, где действовала другая даосская секта Чжан Лу. Эта, теперь объединенная, секта после падения династии Хань превратилась в самостоялельтное теократическое образование, которое так же называют государством даосских пап-патриархов. Впоследствии с ними считались даже официальные власти. Власть в этом «государстве в государстве» передавалась по наследству, само оно состояло из 24 общин, возглавляемых епископами. Жизнь в этих общинах была организованна таким образом, чтобы каждый мог очиститься, покаяться и, пройдя через серию постов и обрядов, подготовить себя к бессмертию. Согласно Дао, тело человека представляет собой микрокосм-это скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Стремящийся к достижению бессмертия должен прежде всего постараться создать для всех этих духов-монад(их около 36 000) такие условия, чтобы они не стремились покинуть тело. Даосы предполагали достичь этого за счет ограничения в еде, специальных физических и дыхательных упражнений. Так же чтобы достичь бессмертия, кандидат должен был совершить не менее 1200 хороших поступков, и при этом один плохой поступок сводил все на нет.

Сам акт перевоплощения почитался настолько священным и таинственным, что его никто не мог зафиксировать. Просто был человек-и нет его. Он не умер, но исчез, покинул свою телесную оболочку, дематериализовался, вознесся на небо, стал бессмертным. На протяжении веков даосизм переживал взлеты и падения, поддержку и гонения, иногда становился официальной идеологией какой-либо династии. Но тем не менее он был нужен как образованным верхам, так и необразованным низам китайского общества. Образованные верхи обращались чаще всего к философским теориям даосизма, к его древнему культу простоты и естетественности, слияния с природой и свободы самовыражения. Часто отмечалось, что китайский интеллигент(любой), будучи в социальном плане конфуцианцем, в душе всегда был немного даосом. Необразованные низы искали в даосизме другое. Их привлекали социальные утопии с уравнительным распределением имуществ при жесточайшей регламентации жизненного распорядка. Эти теории играли свою роль в качестве знамени в ходе средневековых крестьянских восстаний. Кроме того, с народными массами даосизм был связан обрядами, практикой гадания и врачевания и т.п. Именно на этом, низшем уровне даосизма складывается тот гигантский пантеон, которым всегда отличалась религия даосов. В этот пантеон наряду с главами религиозных доктрин мог попасть любой незаурядный исторический деятель, даже простой чиновник, оставивший после себя хорошую память. Даосизм в Китае, как и буддизм, занимал скромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей, однако в периоды кризисов, когда централизованная власть приходила в упадок, даосизм выходил на передний план, проявляясь в народных восстаниях, которые двигали утопические идеи даосизма.

Cписок литературы:

2.Баканурский Г.Л. «История и теория атеизма»

Синтоизм

Синтоизм. В переводе с японского синто обозначает путь богов- религия, возникшая в раннефеодальной Японии не в результате трансформации философской системы,а из множества родоплеменных культов, на базе анимистических, тотемистических представлений магии, шаманизма,культа предков.

Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов. Центральное место занимает концепция божественного происхождения императоров. Ками,якобы населяющие и одухотворяющие всю природу,способны воплотиться в любой предмет,ставший в последствии объектом поклонения,который называли синтай,что с японского означает тело бога.

Согласно синтоизму, человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных духов. Душа умершего при определённых обстоятельствах способна стать ками.

В ходе становления классового общества и государства складывается идея верховного божества и творческого акта,в результате которого,согласно представлениям синтоистов, появилась богиня солнца Аматерасу - главное божество и прародительница всех японских императоров.

Синто не имеет церковных канонических книг. В каждом храме есть свои мифы и обрядовые предписания которые могут быть неизвестны в других храмах. Мифы, общие для синто, собраны в книге «Кодзики» («Записки о древних делах»),которая возникла на основе устных преданий в начале VIII веке. В ней содержаться основные идеи национализма, которые были возведены в ранг государственной религии: о превосходстве японской нации, о божественном происхождении императорской династии, от основания японского государства. И вторая священная книга «Нихон секи» (что в переводе «Анналы Японии»).

Синтоизм глубоко националистичен. Боги породили только японцев.Люди другой национальности не могут исповедовать эту религию. Своеобразен и сам культ синтоизма. Целью жизни в синтоизме провозглашается осуществление идеалов предков: «спасение» достигается в этом, а не потустороннем мире, путём духовного слияния с божеством с помощью молитв и обрядов, совершаемых в храме или у домашнего очага. Для синтоизма характерны пышные праздники со священными танцами и процессиями. Синтоистская служба состоит из четырёх элементов: очищение (хараи), жертвоприношение (синсей), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи).

Помимо обычных служб в храмах, всевозможных обрядовых церемоний широко отмечаются местные синтоистские праздники и буддийские праздники. Наиболее важные обряды стал совершать император, в VII веке верховным жрецом синтоизма. Только наиболее значительных местных праздников насчитывается около 170-и (новый год, поминовение усопших, день мальчиков, день девочек и т.д.). Все эти праздники сопровождаются религиозными обрядами в храмах. Правящие круги всячески поощряют их поведение, стремясь сделать эти праздники средством пропаганды исключительности японской нации.

В ХVII - ХVIII веках развернула свою деятельность так называемая «историческая школа » во главе с её основателями М. Камо и Н. Матоори, которые поставили своей целью укрепить Синтоизм, возродить культ и полноту власти императора.

В 1868 году синтоизм был провозглашен государственной религией Японии. Для упрочнения влияния официальной религии на население создается бюрократический орган-Департамент по делам синто (позже преобразованный в министерство). Постепенно изменяется содержание религии.Вместо культа нескольких духов-хранителей на первый план выдвигается культ императора.Изменяется и структура религиозной системы. Синто стал подразделяться на храмовый,домашний и простонародный.Священнослужители начинают проповедовать не только в храмах,но и через внецерковные каналы-школу и прессу.

1 января 1946 года японский император публично отказался от своего божественного происхождения,поэтому конституцией 1947 года синтоизм был приравнен ко всем другим культам Японии и,таким образом,перестал быть государственной религией.В декабре 1966 года решением правительства был восстановлен в качестве национального праздника «день основания империи-кигэнсэцу(11 февраля)-день,когда по синтоистским мифам Дзимису в 660г. до н.э. вступил на престол.

В последние годы реакционные силы ведут борьбу за восстановление синтоизма в качестве государственной религии Японии,но пока эти попытки не увенчались успехом.

Cписок литературы:

Светлов Г.Е. «Религия и политика»

Богут И.И. «История философии(перевод с чешского)»

Баканурский Г.Л. «История и теория атеизма»

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Тема: Религии Индии и Китая.Конфуцианство.Даосизм.Синтоизм. 9 класс

Задачи:

способствовать пониманию студентами различных форм и

типов религий;

помочь студентам увидеть отличия подходов в классификациях религии;

помочь студентам понять особенности некоторых этногосударственных

религий, историческую обусловленность связи религии с национальными культурами.

1.Классификация религий.

2.Особенности некоторых этногосударственных религий:

Зороастризма;

Иудаизма;

Джайнизма;

Даосизма;

Конфуцианства;

Синтоизма;

Сикхизма.

1.Классификация религий.

Обратимся к учебнику П.Ф. Дика «Основы религиоведения», в котором

классификации есть свои основания:

а) так, Г.В.Ф. Гегель выделил религию природы, (конфессии Индии, Китая, Персии, Сирии, Египта);

а также религию духовной индивидуальности(конфессии Индии, Греции, Рима) и абсолютную

религию- христианство.

б) Огюст Конт выделил в религиях три стадии:

Фетишизм,

Политеизм,

Монотеизм.

в) Д.Лёббок (1868) выделил семь стадий религии:

Атеизм,

Фетишизм,

Тотемизм,

Шаманизм,

-идолопоклонство,

-боги - сверхъестественные творцы,

-боги - благодетельные существа;

г) К. Тиле (1876) делил религии на два типа: естественные (природные) и этические.

д) М.Мюллер (1878) выделял религии арийских, семитических и туранских народов.

е) Марксистская теория выделяла религии доклассового и классового обществ, а религии классового

общества подразделяла на национальные (национально- государственные, народно- государственные) и

мировые (буддизм, христианство, ислам).

Вывод: таким образом, как мы видим, форм и типов религийочень много, классификаций тоже

достаточно, но ни одна классификация не является идеальной.

2.Особенности некоторых этногосударственных религий.

В лекции № 3 мы рассмотрели догосударственные формы религии: фетишизм, тотемизм, магию,

анимизм. Теперь следует отметить, что религия в той или иной стране настолько тесно переплетается с

национальными условиями жизни, национальными особенностями, что вернее всего эти религии следует

называть не этническими, а этногосударственными.

Давайте рассмотрим некоторые из них.

основных периода, как считают культурологи,

- ведический период,

- брахманский период,

- индуистский период.

Ведический период получил свое название от древних религиозных текстов - Вед (от слова «ведать,

гимнов, текстов, которые объединены в четыре исторические книги. Самая древняя из ведических книг -

в исторической последовательности следует книга поклоненияЯджурведа, и завершает главные ведические

книги сборник песнопений- Атхарваведа.

Ведический период индуизма, который датируется вторым тысячелетием до н.э., отмечен

вод. Иногда его называли верховным богомведического периода. Известны также Дьяус, Сурья, Савитри,

Пушан, Митра, Вишну и даже божество женского рода -Ушас - богиня утренней зари, а также иные боги:

Ашвины, Адити, Агни, Сома и множество других. В гимне о сотворении мира (в Ригведе) поется:

Не было тогда не сущего, и не было сущего.

Не было тогда ни пространства воздуха, ни неба над ним…

Не было тогда ни смерти, ни бессмертия,

Не было признака дня или ночи.

Нечто одно дышало, воздуха не колебля, по своему закону,

И не было ничего другого, кроме него.

В брахманский период, который датируется началом первого тысячелетия до н.э., когда в результате

социально- экономических преобразований в Индии с приходом сюда арийских племен возник кастовый

строй, главенствующее положение в социальной структуре индийского общества стали занимать брахманы,

сконцентрировавшие в своих руках государственную и религиозную власть. Позже брахманы были

периода стали дорогими и перешли в частные руки. Народ остался в стороне от главных религиозных

праздников и довольствовался семейными обрядами и традициями. В этот период в брахманской литературе

распространяется идея о переселении душ и перерождении (карма), несколько позже сформировались шесть

классических религиозно- философских ортодоксальных систем: веданта, миманса, санкхъя, йога, нъяя,

вайшешика.

ХХ1 веке продолжает оставаться государственной религией, и буддизм, ставший мировой религией (о

котором речь пойдет в последующих лекциях).

В середине 1 тысячелетия до н. э.началась эпоха индуизма, когда брахманы вынуждены были

сдавать свои позиции, а религиозные культы становились все более доступными и демократичными для

привлечения народных масс. Начали создаваться величественные храмы, проводились массовые

религиозные праздники и процессии. Именно тогда главным богом стал Кришна и его воплощение- Рама.

Возникают многочисленные направления индуизма и секты. Сегодня индуизм продолжает существовать. Он

сложен, пестр, приспособлен к многомиллионной стране, веротерпим и умелораспространяет свое влияние

на весь мир: движение кришнаитов, например, официально существует и в нашей республике (в Казахстане

небольшие общины кришнаитов существуют около 10 лет. Первые эмиссары общества сознания Кришны

появились в Алматы в 1983г. В 1991г. Было зарегистрировано Алматинское общество сознания Кришны. В

1999г. В Казахстане насчитывалось 13 духовных центров общества сознания Кришны, имеющих в своем

составе более 500 членов. Наиболее крупная община находится в Алматы, её численность более 200

человек).

Джайнизм.

предполагать, что джайнизм возник несколько раньше

Основатель - Джинна (т.е. «победитель»), пророк с именем Махавира Вардхамана. В книгеМиркиной З.,

Померанца Г. «Великие религии мира» (- м., 1995.С.199.) говорится о том, что Махавира Вардхамана был

старшим современником Будды. Имя Махавира переводится буквально как «великий герой». По легенде, он

тоже, как и Будда, был царевичем, однако в желании постичь мир стал аскетом. Авторы пишут, что «

последователи его до сих пор существуют в Индии; их называют джайнами, а учение джайнизмом. В

С.А.Токарев в книге «Религия в истории народов мира» (- М.,1986.С.289.) утверждал, что в Индии «

джайнистов по новейшим данным около 3 миллионов».

него. Джайнисты не признавали кастового строя, считали, что каждый человек сам ищет свои пути к

спасению, пропагандировали строгий аскетизм, при котором часть особо последовательных джайнистов

отказывается вообще носить одежды. Их называют дигамбары - «одетые светом». Некоторые джайнисты

требуют сохранения целомудрия, проповедуют безбрачие и ахимсу (неубиение): «нельзя убивать даже

насекомое, поэтому джайнисты должны пить воду через ситечко, чтобы не проглотить случайно живое

мира. - М., 1986.С.289.). Объектом почитания джайнистов считаются их двадцать четыре пророка.

Популярная энциклопедия «Страны и народы» (С. -Пб.1997.С.247.) называет сикхизм основной

религией Индии наряду с индуизмом, исламом и христианством. Возник сикхизм в конце ХУ- начале ХУ1

века как особое течение в индуизме, которое проповедовало равенство всех людей, отказ от кастового строя,

стремление к объединению всех религий в одну. Основателем считается Нанака, который объединил вокруг

себя народы на борьбу против мусульман, а позже борьба продолжалась против завоевателей- англичан.

Главная книга сикхов - «Адигрантх». «Общины их очень сплочены, соблюдается обычай

обязательной уплаты известного процента с дохода в пользу общины для помощи единоверцам. Сикхи

строже, чем индуисты , придерживаются до сих пор национальных традиций в одежде, не стригут волосы и

бороды, обязательно носят особый железный браслет, свидетельствующий о принадлежности к секте»

(С.А.Токарев. Религия в истории народов мира.- М., 1986.С.295.). Отмечается также монотеистичность

сикхизма и отрицание им духовенства.

Даосизм.

В книге Г.Х Грил « Что такое даосизм?», изданной в 1970 году, написано: «Если кто- либо полагает,

что я собираюсь дать ответ на вопрос, поставленный в заглавии этой работы, то пусть позволит мне сразу же

его разуверить. Я не буду столь глуп, чтобы попытаться дать единое самостоятельное определение того,

чем является даосизм. По сути, чем более изучаешь даосизм, тем яснее становится, что он означает не

школу, а целое сплетение доктрин».

Даосизм, как религиозно - философское течение возник на рубеже У1 -у веков до н.э. Основатель его

- старший современник Конфуция - Лао -цзы, прозванный старым учителем. Вот что пишет о его появлении

на свет Ю.Я.Бондаренко в книге «Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов» (-

М.,1994.С.145.): «Согласно преданию, Лао, как воплощение Дао, подобно Будде, с незапамятных времен

являлся в мир то в одном, то в другом облике, пока однажды не очутился в чреве Божественной девы

Юннюй. Случилось это самым неожиданным образом. Когда чудесной ночью прекрасная дева, вдыхая

полуночные ароматы, прислонилась к сливе, с небес вв её приоткрытый рот спустился светящийся шарик-

едва заметная капелькасолнца, похожая на падающую звезду. Юннюй проглотила шарик. После чего зачала

дитя,которое носила в своем чреве 81 год. Вполне понятно, что Лао родился не несмышленым младенцем, а

лицо, белые волосы и большие уши, считавшиеся в Китае признаком особого ума».

Главная книга, которую приписывают Лао- цзы, и в которой изложена суть его учения, называется

«Дао- дэ цзин».

Что же такое «Дао», давшее название течению? По мнению даосов (информация из книги

никем не сотворенное, оно «само по себе корень», охватывающее и вмещающее в себя все сущее. Даосы

называют его « высшим Учителем», «небесным предком», «матерью мира», «творцом вещей».

Основные идеи даосизма:

идея единого первоначала мира- Дао;

идея о понимании мира как едином целом, в котором все существует во взаимосвязи;

идея о трансформации тела и приобретения им особых свойств путем медитации;

идея о пути к бессмертию через совершенствование духа и тела;

идея « великого покоя бытия» через самоустранение и недеяние, когда «знающий не говорит, а говорящий

не знает».

Вопрос: как вы думаете, почему религиозно - философское учение в древнем Китае возникло в такой

этической форме? Ответить сложно!

Домашнее задание: выявить предпосылки зарождения даосизма и конфуцианства в Китае.

Конфуцианство.

возникло в Китае тоже в У1 веке до н.э.

Основатель - Кун- Фу-цзы, которого в Европе называли Конфуциусом, а по -русски -Конфуцием. В книге

«Нравственные портреты пророков» (Составитель - Арзямова Г.В.- М.,1993.С.101) дается легенда о

рождении Конфуция: «Основоположник китайского ритуала, китайской традиции, Учитель кун удивлял

всех с рождения. Да и рождение его было необычным. Сын обедневшего дворянина, потомок одной из

царственных ветвей, сын старого солдата. Шулян Хэ было 70 лет, когда он женился в третий раз на девочке

(Чжэн- цзай не было шестнадцати) из простой семьи. А что делать? Любимая жена подарила Хэ восемь

дочерей, вторая- сына- уродца, но только полноценный мужчина- потомок мог подносить жертвенное мясо

и вина душам усопших, иначе всему роду Шулян Хэ быть в царстве мертвых злыми духами, вечно

мучимыми голодом и жаждой. Отец девушки уже готовил дочь в шаманки, «девушку духов»- посредницу

между живыми и мертвыми при родовом храме предков…И вот просьба старого солдата (возможно,

однополчанина) всё изменила. Младшая дочь простолюдина смирилась с поворотом судьбы. И в день

осеннего равноденствия- 22 сентября 551 года до н.э. родила удивительного мальчика, впоследствии мудреца

В том же источнике на странице 102 дается портрет Конфуция: «…сильный и крепкий ребенок рос

быстрее сверстников и в зрелые годы отличался необычайно высоким ростом и могучим телосложением.

Лицо его было необычным и с возрастом удивляло, мягко говоря, своей некрасивостью: массивный лоб,

очень длинные уши, вздернутая верхняя губа, из- под которой выступали два неестественно крупных

передних зуба, густые брови и борода, мясистый нос с широкими ноздрями, выпученные и белесые глаза.

Он считался бы при такой внешности уродом, если бы не природная грация и хорошие манеры».

В кратком изложении учение Конфуция состоит в следующем:

-создал свою школу;

-развил социально -этическую теорию отношения в обществе древнего Китая;

-призывал к воспитанию «благородного мужа», воспитанного на добродетелях;

-считал важным в китайском обществе соблюдение иерархии и подчинения;

-широко пропагандировал идеи воспитания в коллективистских условиях

существования китайского общества;

-считал верховной силой – Небо;

-был низшим чиновником в государстве, странником, учителем;

-с его именем связывают трепетное отношение к традициям страны и семьи.

Эти идеи были как никогда уместны в эпоху больших социальных и политических потрясений,

которые переживал Китай, брошенный в междоусобные конфликты, в которых гибла родовая аристократия,

крушились древние устои семьи, общества, а продажность и алчность чиновников приводила к страданиям

простой народ. Критикуя современное ему общество, Конфуций провозгласил свой идеал совершенного

человека (цзюнь- цзы), который должен был обладать чувством долга (определенными моральными

обязательствами, которые совершенный человек накладывает на себя) и гуманностью, которая

подразумевает в человеке скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям,

сочувствие, уважение и другие качества

Конфуций сформулировал свой социальный идеал, который можно выразить в его пожелании:

«Пусть отец будет сыном, сын - отцом, государь - государем, чиновник - чиновником». Основная задача

конфуцианства – наведение порядка в обществе, нацеливание на уважении традиций старого и воспитание

добродетельного человека, способного служить людям и отечеству. Когда конфуцианство стало

официальной религией Китая, многое из того, что предлагал Конф уций, превр атилось во внешнюю фор му,

проявившуюся в с ложных ритуала х и церемониях.

Синтоизм.

В популярной э нциклопедии « Страны и народы » ( -С. -Пб.1997. С.295.) о сновными р елигиями

Японии названы буддизм и синтоизм.

Синтоизм трад иционная собственная религия япо нцев. Наз вание произо шло от слов «пут ь бого в».

Сформировалась религия в У1 - У11 вв. В синтоизм е множест во божест в, котор ых унаследовала Я пония со

времен существования род ового строя. Высшим божеством яв ляется со лнечная богиня Аматэрас у, кро ме

нее почитают Суса- но - во (бога б ури) и Инари- ( « рисо вого человека»). Со временем влияние буддизма

усилилось нас только, что произо шло слияние я понских кам и (богов) с будди йскими. Во второй полов ине

Х1Х в. си нтоизм усиливает свои п озиции в Японии, он обожествлял император скую вл асть. Синтоизм

разделен на храмовый и сектантск ий синтоизм. С уть си нтоизма в проповедован ии высокой

нравственности и д ушевной чистоты.

Иудаизм.

верования появилась на р убеже второ го и первого тысячелет ий до н.э. Роль и удаизма велика: он вошел

составной частью в миров ые религии христиа нство и ислам. Уже в п ервом тысячелетии и удаизм начал

трансформироваться в монотеист ическую религию с культом единого бога Яхве. Вначале и удаизм не

распространялся далее Па лестины, терр итории, на которой он возник, однако позже последова тели

иудаизма расселились по всему миру. Иудаизм - религия евр ейского наро да, в которо й говорилось об

исключительном м ессианском предназначении евреев.

Основные идеи иудаизм а:

-богоизбранность евр ейского народа,

-вера в единого и всем огущего бога,

-национальная самоизол яция еврейского наро да, которая пр ивела к

сохранению этноса.

Священная книга иудаизма называется Танах (это евр ейское название Ветхого завета). В неё вошли Тора

(Пятикнижие ), Небиим ( «прор оки») и Хс убим ( «писания»). Кроме того в Ветх ий за вет вош ли : кн ига

Судей, четыр е кн иги царств, две книги Хроник, и др. В раздел «п исания» во шел философский трактат

Екклесиаста, сборни к молитвенных песнопен ий и лирическая поэма «Песнь Песней ».

Чтобы возникло представление о части Ветхого завета - Книге Екклесиаста(Экклезиаста) -

предлагаю послуша ть отрывок из древне го произведения, о тносящегося к 1 тысячел етию до н.э.:

«… 2.Суета сует, сказа л Екклезиаст, суета сует, - все с уета!

3.Что пользы человеку от всех тр удов его, которым и трудится он под

солнцем?

4.Род проходит, и род пр иходит, а земля пребы вает вовеки…

9.Что было, то и будет; и ч то делалось, то и б удет делаться, и нет ничего

нового под солнцем.

10.Видел я все дела, ка кие делаются под со лнцем, и вот, все -суета и

томление духа!»