Концепция национальной безопасности рф. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации Что определяет концепция национальной безопасности российской федерации

Обеспечение безопасности - это непрерывный целенаправленный процесс. Минимальными требованиями, выполнение которых позволяет его реализовать, являются: достаточный уровень изученности объекта обеспечения безопасности, наличие критериев определения уровня безопасности, знание и наблюдаемость внешних и внутренних угроз, наличие механизмов воздействия на объект обеспечения безопасности и источники угроз.

Обеспечение национальной безопасности предполагает решение множества проблем. Это выявление круга национальных интересов и существующих угроз, концептуальное выражение национальной безопасности, обеспечение ее соответствующей нормативной базой, конкретные практические меры по обеспечению безопасности и создание условий по их реализации.

Под концепцией национальной безопасности в науке понимается форма организации знаний, дающая целостное представление о сущности, структуре, функциях, целях, тенденциях развития системы национальной безопасности.

Формирование концепции национальной безопасности в стране стало актуальным в начале 90-х гг. и составило важнейшую задачу ученых, политиков, лидеров политических партий, движений, государственных лея гелей. Последующая практика показала, что российскому государству был крайне необходим программный документ общенационального характера, определяющий политику в области обеспечения безопасности.23

Можно выделить несколько основных причин, обусловивших необходимость создания концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Кризисное состояние общества по всем показателям достигло крайней черты, за которой под вопросом оказываются не только приоритеты в отдельных сферах развития, но и существование государства, его суверенитет, территориальная целостность, управляемость и жизнеспособность. Эти обстоятельства определили необходимость уточнения системы официально принятых взглядов на национальную безопасность России, характер угроз интересам государства, цели и стратегии государства по обеспечению этих интересов.



Концепция национальной безопасности должна была в какой-то мере заполнить духовный вакуум в обществе. Общество нуждалось в объединительном стержне, вокруг которого можно было бы сформировать согласие в рамках основных насущных общероссийских интересов, целей и возможностей.

Концепция позволила бы привести всю систему обеспечения национальной безопасности, включающую силы, средства, органы, нормативно-правовую базу их функционирования, в соответствие с реалиями международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем морально-психологической готовности общества к переменам.

К причинам необходимости создания концепции национальной безопасности следует отнести и ее методологическую значимость. Этот политический документ должен был стать основой для планирования и реализации всего процесса государственного строительства в области обеспечения безопасности. Основные концептуальные позиции нашли свое воплощение в дальнейшем и в Стратегии национальной безопасности, принятой в 2009 г. 24

Несмотря на то, что концепция потеряла свою юридическую силу, ею была заложена база для дальнейших юридических документов, научных разработок по проблемам обеспечения национальной безопасности.

О проблемах национальной безопасности, ее составляющих на страницах печати развернулись дискуссии. Были проведены конференции, семинары, круглые столы с участием крупных специалистов в области политики, нрава, экологии, демографии, политологии, военных. Свое видение состояния безопасности, составных компонентов концепции национальной безопасности представляли лидеры политических партий и движений.

По мнению ученых, концепция безопасности должна включать в первую очередь всесторонний анализ безопасности как целостной системы интересов и угроз, опасностей для личности, общества, государства и защиты интересов. Во-вторых, в концепции должны быть разработаны своего рода модели безопасности на временном п территориальном уровне, | где теория сопрягалась бы с практикой (с практическими рекомендациями). И, в-третьих, из концепции национальной безопасности должна вытекать военная доктрина, органически связанная с концепцией и сформированная в её рамках.25

Методологическое основание для разработки концепции национальной безопасности дает понимание безопасности как целостной системы (политической, экономической, военной, информационной и других видов безопасности) и как взаимосвязи интересов (ценностей, целей), угроз (опасностей), зашиты интересов.

«Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей». В основу концепции были заложены современные взгляды на проблемы безопасности, накопленный отечественный опыт разработки концептуальных и программных документов, основные программные документы, определяющие приоритеты текущей политики Российской Федерации.

В Концепции четыре основных раздела: 1. Россия в мировом сообществе. 2. Национальные интересы России. 3. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. 4. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. 26

В первом разделе был дан краткий обзор положения России в формирующемся многополярном мире, где при сохраняющемся значении в международных отношениях военно-силовою фактора все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Отмечалось, что современный период в развитии международных отношений открывает для России новые возможности обеспечения своей безопасности. Созданные предпосылки для демилитаризации международных отношений и укрепление роли права в урегулировании спорных проблем позволяют мобилизовать ресурсы для внутреннего развития страны. Имеются перспективы интеграции России в мировую экономику, расширилась общность ее интересов с другими государствами. В то же время этот период сопряжен с рядом особенностей, связанных с изменением положения России в мире: значительно снизилось ее влияние на решение кардинальных вопросов международной жизни: усилилось стремление ряда государств к ослаблению позиций России в политической, экономической и военной областях; недостаточно эффективные многосторонние механизмы поддержания мира и безопасности ограничивают возможности России для обеспечения интересов национальной безопасности политическими и правовыми средствами. С другой стороны, концепция отметила, что угрозы усиливаются и в связи с недостаточно устойчивыми позитивными тенденциями во внутреннем развитии государства и общества. Однако говорилось, что «Россия имеет вес предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции как державы, способной обеспечить процветание своего народа, и играть важную роль в мировых процессах». К таким предпосылкам можно отнести: значительный экономический и научно-технический потенциал страны; уникальное стратегическое положение России на евразийском континенте; значительные запасы сырья и ресурсов: сформированные основные институты демократической государственности и многоукладной экономики; многовековая государственность; культура; национальные интересы и традиции.28


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Национальный интерес это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности, выразителем и защитником которой в практике внешней политики является государство. Интерес выступает как побудительный мотив активного поведения людей, осознающих потребности в совместных действиях по обеспечению безопасности своего государства. И в этом отношении в сфере внешней политики национальные и государственные интересы являются тождественными, Т.к. под государством здесь понимаются характеристики всей страны, а не совокупность политических институтов, занимающихся профессиональной политикой. Национальные интересы формируются на базе национальных ценностей, складывающихся в ходе исторического процесса, развития материальной и духовной культуры общества в соответствии с геополитическим положением страны.

Формализованное изложение национальных ценностей России содержится во вводной части Конституции Российской Федерации. Это утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; равноправие и самоопределение всех пародов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; суверенная государственность России и незыблемость ее демократической основы; благополучие и процветание России; ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями: осознание себя частью мирового сообщества. И если национальные ценности имеют наименее подвижный. Стабильный характер, то национальные интересы по сравнению с ними более динамичны. Коренными политическими интересами нации во внутреннем аспекте является политическая стабильность в обществе, а во внешнем национальная независимость, суверенитет, территориальная целостность.29


Совокупность основных интересов личности, общества и государства составляет систему национальных интересов России. Их изложению был посвящен второй раздел Концепции. Проблема cooтношения приоритетов интересов государства и личности являлась предметом обсуждения на протяжении многих веков. В зависимости от ее решения создавались и соответствующие отношения между личностью и государством. Известно, что Конфуций, Платон, Макиавелли, многие политические деятели новейшей истории отдавали предпочтение государству. Человек при этом оказывается средством решения государственных дел, послушным орудием государства. Другие - от Сократа, для которого человек мера всех вещей, до современных либеральных демократов с их декларированием безбрежной свободы личности - утверждают приоритет человека перед государством.

В истории России государство и государственность, всегда ставились во главу угла при решении любых проблем. Считалось, что человек все должен делать во имя укрепления государства, а уж оно, в свою очередь, помолот человеку вето вопросам. Реальность оборачивалась тотальностью государственности, игнорированием «человека-винтика» в сложном государственном механизме.

Современный этап российской истории характеризуется значительным уменьшением роли государства в решении самых различных вопросов, что влечет за собой издержки во всех сферах.

Как верно В.П. Гулин, “сама поста ковка вопроса „человек или государство”, „человек средство или цель”" не корректна. Не следует противопоставлять их интересы с позиции формальной логики „или - или". Подход и условиях современной России должен быть с позиций диалектической логики “и – и”. Необходимо исходить из баланса личности, общества, государства, из взаимной ответственности человека и государства за национальную безопасность”. 30

Интересы личности Концепция определила как реальное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие.

Интересы общества заключаются в упрочении демократии и поддержании общественного согласия, повышении созидательной активности населения и духовном возрождении России.

Государственные интересы состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, в установлении стабильности, безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии равноправного международного сотрудничества.

Интересы личности, общества и государства находят свое конкретное проявление в различных, сферах жизни. Ключевыми из них являются национальные интересы в области экономики, т.к. комплексное решение проблем, связанных с реализацией всех и а национальных интересов, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологического производства. Только такое производство способно обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю - конкурентноспособными товарами, а вооруженные силы - техникой и оружием. Наиболее актуальными здесь являются: обеспечение функционирования экономики в режиме расширенного воспроизводства; защита интересов отечественных производителей; повышение инновационной и инвестиционной активности: постоянный контроль стратегических pесурсов страны; поддержание научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.31

стратегических ресурсов страны; поддержание научною потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Национальные интересы России во внутриполитической сфере заключаются в обеспечении гражданскою мира, национального согласия, территориальной целостности. единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества. Сюда относится также нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению конфликтов в обществе, национального и регионального сепаратизма. Обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России может решение таких задач, как согласование интересов народов, населяющих страну, налаживание их сотрудничества, проведение отвей - ! венной и взвешенной национальной политики государства. Концепция акцентировала внимание на интересах государства в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, где требуется резкое ограничение экономической и социально-политической основы этих явлений, и па выработке комплексной системы мер для эффективного пресечения преступлений и правонарушений.

Ход преобразований во всех сферах жизни и их результат во многом определяются национальными интересами в области духовной жизни, культуры и пауки, которым в Концепции уделяюсь весьма ограниченное внимание. Это вполне закономерно, т. к. именно эти сферы, и в первую очередь духовная жизнь, имеют в определяющей степени субъективно-личное гный характер и вряд ли могут быть в полной мерс представлены в нормативно-правовом документе.

Интересы России во внешнеполитической сфере в определяющей мере обусловлены ее геостратегическим положением. Реальность такова, что именно геополитический фактор вызвал больше всего войн и революций в истории человечества. 32

Сущность его заключается в неравномерном распределении плодородных земель, энергетических источников, сырьевых ресурсов на поверхности Земли. Россия занимает центральную стратегическую позицию в Европе, на ее территории существовали и продолжают существовать условия для создания мобильной экономической и военной мощи, опираясь на которую, государство может наносить удары по всем направлениям. Однако в столь же высокой мере страна может подвергаться ударам со всех направлений. Специалисты высказывают мнение о том, что «ни внутреннее состояние России, ни се геостратегическое положение не благоприятствуют сейчас проведению активной глобальной политики, а в ближайшие годы наибольших усилий потребуют ее региональные интересы».

Концепция определяла основные составляющие внешнеполитического курса по реализации интересов России в международной сфере: формирование добровольного и интеграционного объединения стран СНГ; развитие равноправного партнерства с державами центрами экономической и военной мощи; международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом: упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми процессами, в которых Россия Играет важную роль. Генеральной линией внешнеполитического курса является упрочение позиции России как великой державы - одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира, а безусловным приоритетом в настоящее время и в перспективе - обеспечение нерушимости границ и территориальной Целостности государства, защита конституционного строя от возможных посягательств других государств. 33

Защиту жизни, достоинства, международно признанных прав п свобод российских граждан и соотечественников за рубежом

Защиту жизни, достоинства, международно признанных прав и свобод российских граждан и соотечественников за рубежом Концепция включила в перечень национальных интересов России и международной сфере. Несмотря на то, что в Концепции отмечалась важность развития диалога и сотрудничества, по сути дела, со всеми странами в мире, особое значение придавалось отношениям с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества, т. к. развитие равноправных партнерских отношений с ними призвано укрепить безопасность, создать благоприятные условия для участия страны в мировом сотрудничестве.

Национальные интересы в информационной сфере потребовали усиления деятельности общества и государства по решению таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан к области получения информации и обмена ею, защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие современных телекоммуникационных технологий.

В Концепции отмечалось, что российские национальные интересы в Оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности от военной агрессии со стороны других государств.

Принципиально важным является тот факт, что Концепция оговаривала необходимые условия реализации национальных интересов" России. Это возможность самостоятельно решать внутренние задачи. независимо от позиций и намерений других государств и их сообществ, а также способность поддерживать уровень жизни населения, обеспечивающий национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.

В заключении второго раздела Концепции подчеркивалось, что национальные интересы являются долгосрочными, они определяют основные цели страны на ее историческом пути и формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. 34

Вместе с тем, в литературе высказывалось мнение и о возможности вычленения, наряду с долгосрочными интересами, среднесрочных и краткосрочных.

Долгосрочными интересами Российской Федерации во внешнеполитической сфере являются:

Сохранение обшей стабильности в мире;

Ликвидация очагов напряженности вблизи границ Российской Федерации;

Сохранение нормальных отношений со всеми государствами и перевод этих отношений на уровень партнерства;

Укрепление и развитие миротворческих возможностей ООН, ОБСЕ и друз их международных организаций;

Дальнейшее углубление процесса разоружения одновременно с поддержанием вооруженных сил России на уровне, необходимом для поддержания безопасности и выполнения международных обязательств.

Среднесрочные интересы включают:

Нормализацию и стабилизацию отношений со странами СНГ;

Достижение согласия с ними в координации как общей политики, так и конкретных действий в сфере взаимной безопасности, укрепление связей в области обороны:

разработку и ведение системы взаимодействия со странами НАТО; достижение приемлемой для России договоренности об урегулировании вопроса о южных островах Курильской гряды для снятия барьера для развития сотрудничества с Японией;

Соглашение с КНР. фиксирующие отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий; 35

Нормализация отношений с треугольником стран Афганистан - Пакистан - Иран с цепью выработки соглашения о взаимном признаний нерушимости границ, налаживание сотрудничества, но без ущерба для аналогичных отношений с Индией;

Установление нормальных отношений с государствами, возникшими после распада Югославии.

Краткосрочные интересы безопасности Российской Федерации:

Прекращение межнациональных конфликтов в районах, прилегающих к Кавказской границе;

Достижение договоренности об экономическом пространстве в рамках бывшего СССР и. соответственно, о режиме границ между государствами;

Претворение в жизнь договоренностей, касающихся обеспечения режима государственных границ по всему периметру бывшею Советского Союза;

Достижение договоренное ген между Российской Федерацией и другими-государствами СНГ но вопросам зашиты от ядерною нападения, а также укрепление международного режима нераспространения ядерного оружия.

Можно отметить, что в продвижении своих интересов за истекшие со времени принятия Концепции годы Российская Федерация достигла определенных позитивных результатов.

Большое практическое значение имеет осознание реальных и Нереальных интересов. К реальным интересам относятся те, которые выражают необходимые, жизненно важные потребности и имеют инструментарий для их удовлетворения. Такие интересы обслуживают выживаемость, стабильность общества как социальной системы, Именно здесь имеются реальные условия превращения возможности в действительность. 36

Нереальные интересы, являясь иллюзорными, не могут быть реализованы в данных условиях, их осуществление требует изменения условий обстановки.

Следует еще раз напомнить о том, что в обобщенном виде безопасность следует рассматривать как состояние защищенности национальных интересов от угроз. И поэтому вполне логично, что следующий, трети раздел Концепции был посвящен рассмотрению угроз национальной безопасности Российской Федерации.37

КОНЦЕПЦИЯ национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

I. РОССИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

III. УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и Центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

ФЕДРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт управления в химической и металлургической промышленности

Кафедра управления природопользованием и экологической безопасностью

«Концепция национальной безопасности»

Выполнил: Чернышева Е.Л.

Проверил:

доцент кафедры УПиЭБ

к.э.н. Матевосова К.Л

Москва 2009


Введение

1. Определение системы национальной безопасности

2. Концепция национальной безопасности

3. Система обеспечения национальной безопасности России

4. Национальная экономическая безопасность

Заключение

Вопрос обеспечения собственной безопасности традиционно является самым важным для любого человека. С государственной точки зрения вопрос обеспечения безопасности личности, общества и государства является таким же значимым. Потребность в безопасности, в защите от нежелательных внутренних изменений и внешних воздействий на жизнь отдельного человека, семьи и имущества, различных людей, включая общество и государство, относится к числу базовых, основополагающих потребностей.

Поэтому понятно, что с самого начала человеческой цивилизации этому вопросу уделялось особое внимание.

В рамках системы национальной безопасности страны традиционно выделяется три основных направления:

1. Определение сущности безопасности.

2. Разработка и реализация политики и стратегии обеспечения безопасности.

3. Формирование и функционирование системы обеспечения безопасности.

Существует несколько трактовок понятия «безопасность». Первым исследователем, изучавшим эту проблему, принято считать Платона, писавшего, что состоянию безопасности соответствует «предотвращение вреда».

В качестве классического научного определения можно рассматривать формулировку, предложенную американским политологом А. Уолферсоном: Безопасность в объективном плане предполагает отсутствие угроз приобретенным ценностям, а в субъективном - отсутствие страха в отношении того, что этим ценностям будет нанесен ущерб. Суть - возможность сохранить накопленные ценности.

С начала двадцатого века в политический обиход прочно вошло понятие «национальной безопасности». Первоначально оно воспринималось как синоним’ военной безопасности.

Однако уже в 1947 г. закон США о национальной безопасности определил ее как интеграцию вопросов внутренней, внешней и военной политики.

В 70-е гг. в содержание понятия «национальная безопасность» повсеместно стали включать не только военные, или смежные с ними проблемы, но и проблемы экономические и социальные. В 1975 г. председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил США М. Тэйлор писал: «…в повестке дня текущих забот фигурирует слишком много гражданских угроз - рост народонаселения, инфляция, спад, нехватка ресурсов, потеря доверия к правительству».

Наиболее полное и развернутое определение безопасности дал Г. Браун, министр обороны при правительстве Дж. Картера. В 1983 г. он писал, что безопасность- это способность сохранить физическую целостность и территорию, поддерживать экономические отношения с другими странами мира, на различных уровнях защищать от внешнего воздействия свои характер, институты и систему управления, контролировать свои границы.

На рубеже 80-х и 90-х годов зарубежные политологи стали настойчиво ставить вопрос о дальнейшем расширении понятия «национальной безопасности». В этом отношении важную роль сыграли два аспекта. Во-первых, события в мире показали необходимость включения в это понятие проблемы ресурсов, окружающей среды и демографии. Во-вторых, идея сдерживания СССР, традиционно лежавшая в основе концепции безопасности Запада, ушла в небытие. Правда, последний аргумент породил сразу два подхода к вопросам «национальной безопасности». Одни политологи сделали приведенный выше довод о необходимости формулирования новых целей национальной безопасности. Вторые сделали вывод, что с окончанием «холодной войны» идея национальной безопасности исчерпала себя; по их мнению, более важными становятся усилия в области коллективной безопасности и общих для всего человечества обязательств. Практика показывает, что на сегодняшний день преимущество на стороне первого подхода. Кроме того, в современной литературе четко пролеживается подход, согласно которому в понятие «национальная безопасность» включены три равнозначных элемента: личность, общество и государство.

Все вышеприведенные трактовки принадлежат представителям Запада. Сравним их с отечественными представлениями.

Прежде всего, надо сказать, что в бывшем СССР распространение на Западе концепций национальной безопасности воспринималось в основном негативно. В 50-60 гг. они однозначно расценивались советскими учеными как синоним деятельности государства в военной области. Надо признать, что для этого были вполне веские и реальные основания.

Отход от такого понимания наметился в отечественных научных кругах только в 70-е гг. Тогда деятельность стран Запада в области национальной безопасности стала характеризоваться как военно-политическая. В этот период в полной мере признавался комплексный подход к вопросам обеспечения безопасности, но все же основная ставка делалась на военную силу. Такой подход также является вполне обоснованным, если учесть, что все вопросы, затрагиваемые западными концепциями национальной безопасности, традиционно относились в России к военному ведомству.

Новый подход к вопросу национальной безопасности наметился с начала 90-х годов ХХ столетия. Тогда вопрос определения сути экономической безопасности полностью зависел от самоопределения России, от ответа на вопрос, какое государство и с каким устройством будет строиться на месте СССР. Учитывая специфику переходного периода и социальные настроения в обществе, все вопросы национальной безопасности рассматривались в тот период в тесной увязке с поисками национальной идеи.

В последние годы в российских политических и научных кругах постепенно формируется консенсус относительно содержания понятия «национальная безопасность». По мнению ведущих аналитиков и экспертов, оно должно быть достаточно широким и включать в себя не только военные, но и экономические, политические, социальные, экологические, информационные, правовые и др. аспекты. В то же время признается недопустимость чрезмерного расширения этого понятия, т.к. это может привести к тому, что под это понятие попадет любая деятельность гражданина, общества и государства.

Сегодня в контексте национальной безопасности выделяются следующие ее элементы:

Экономическая безопасность,

Социально-политическая безопасность,

Военная безопасность,

Экологическая безопасность,

Информационная безопасность.

Учитывая многообразие видов субъектов и объектов национальной безопасности (рис 1), естественно, что каждый из них имеет свою, дополнительную, специальную нормативную базу.

Официальное российское представление о содержании понятия «национальная безопасность» изложено в Законе Российской Федерации «О безопасности», введенном в действие Постановлением Верховного Совета 5 марта 1992 г. Статья 1 этого закона определяет безопасность как «Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».


Рис.1. Система национальной безопасности РФ

Есть и другое официальное определение безопасности, изложенное в Указе Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.) «О концепции Национальной безопасности Российской Федерации». «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».

Сложившееся в современной России понимание безопасности имеет два неоспоримых достоинства. Во-первых, оно достаточно точно соответствует принятому в современной практике понятию «национальная безопасность». Во-вторых, что является даже более важным - произошел отход от прежней узкой трактовки безопасности. Если раньше подразумевалась только безопасность государства (и та сводилась к военным аспектам, к безопасности идеологии и недопустимости оппозиции), то теперь стали учитывать и даже поставили выше государственных интересы личности и общества.

Концепция национальной безопасности РФ – документ (комплекс мер, рекомендации к действию), отражающие совокупность целей и взглядов, мер и стратегий в отношении обеспечении безопасности государства, общества и каждого гражданина от внутренних и внешних угроз (информационных, экологических, техногенных, военных, социальных, политических и экономических).

Концепция национальной безопасности 10 января 2000 года утратила свою юридическую силу и была преобразована в Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом 12 мая 2009 года. Новый документ действует до 2020 года. Необходимость создания нового документа была озвучена в 2008 году, в период вооруженного противостояния в Южной Осетии.

Основные задачи концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Главные задачи составления и реализации стратегии следующие:

Мобилизировать развитие российской экономики и повысить активность внешнеторговых взаимоотношений;
- улучшить общее качество жизни граждан РФ, обеспечить им стабильную заработную плату и пенсии;
- обеспечить политическую стабильность;
- укрепить все сферы правопорядка страны, обеспечить государственную безопасность и оборону;
- повысить престиж РФ на мировой арене и ее конкурентоспособность экономики.

Разделы концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Документ состоит из нескольких основных разделов :

1. Общие положения

В разделе раскрываются:

Основные тенденции развития государства в последние несколько лет,
- суть основных направлений в стратегических и национальных приоритетах,
- важность национальной стратегии, ее признания и всесторонней поддержки сто стороны сил обеспечения нацбезопансости;
- суть основных понятий – угроза национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы РФ, стратегические национальные приоритеты. Кроме этого, раскрывается суть таких определений, как система обеспечения национальной безопасности, средства обеспечения национальной безопасности и так далее.


2. Современный мир и РФ: состояние и принципы развития

В разделе делается упор на основных направлениях развития России в сфере международных отношений, проводится подробный анализ текущих тенденций в мировом сообществе, акцентируется внимание на стремлении к глобализации, переходу от блокового противостояния к принципам всеобъемлющей дипломатии. Делается упор на тот факт, что национальные интересы России могут пострадать в случае вероятных рецидивов и силовых подходов в решении важных международных вопросов.

Особое внимание уделяется важности рассмотрения проблем с демографической ситуацией в мире, такими движениями, как неонацизм, наркоторговля, торговля людьми, организованная преступность, незаконная миграция и так далее. Российская Федерация делает упор на выстраивание равных отношений с другими странами на основе международного права. При этом основная задача – достижение равноправия, уважения, взаимовыгодного сотрудничества,

В основе Стратегии лежат планы России продолжить активную работу в «большой восьмерке» и «большой двадцатке», деятельность в объединениях БРИК и РИК, а также возможность привлечения новых государств к активному и плодотворному сотрудничеству.

Особое внимание уделяется продвижению НАТО к границам РФ. Как и прежде, национальная концепция направлена на воспрепятствование этому процессу для обеспечения международной безопасности РФ. С целью обеспечение стабильности планируется ведение работы по обеспечению социальной стабильности, повышение качества работы органов государственных структур, обеспечение роста экономики страны, повышение мобилизацонного потенциала и так далее.

3. Национальные интересы РФ и стратегические приоритеты

Основные направления деятельности – обеспечение незыблемости конституционного строя и территориальной целостности, развитие демократии, повышение конкурентоспособности экономики и ее развитие.

В документе отмечается, что основной упор делается на реализацию следующих приоритетов:

Повышения качества жизни людей, проживающих на территории РФ за счет стабильного экономического роста и обеспечения личной безопасности;
- развитие технологической и научной сферы, здравоохранения, образования и культуры;
- достижение высоких стандартов жизнеобеспечения;
- укрепление роли государства и его становление, как равного партнера для любой из стран мира;
- проведение активной деятельности в сфере экологии и поддержание рационального использования ресурсов планеты за счет совершенствования технологий, оптимизации, потребления, целесообразного использования всего природо-ресурсного потенциала.

4. Обеспечение национальной безопасности.

Это раздел в котором особое внимание уделяется стратегической, общественной и государственной безопасности, перспективам экономического роста, повышению качества жизни жителей РФ и так далее. Эта част документа состоит из нескольких основных параграфов, в которых рассмотрены:

Особенности национальной обороны РФ
- государственная и общественная безопасность;
- сфера культуры;
- качество жизни граждан РФ;
- экономический рост;
- образование, технологии, наука;
- область здравоохранения;
- экология живых систем и оптимальное использование ресурсов природы;

Стабильность стратегии и партнерские отношения.

В каждом из разделов делается упор на перспективы каждой из сфер до 2020 года, основные направления внешней и внутренней политики, а также ключевые приоритеты. При этом конечная цель каждой из поставленных задач – обеспечение национальной безопасности страны.

5. Основы реализации Стратегии (информационные, правовые, нормативные и организационные).

Согласно данному разделу Государственная политика РФ при реализации всех задач будет согласовывать все свои действия с Советом Безопасности РФ. Достичь основных целей планируется за счет объединения общих усилий и ресурсов страны, взаимодействия институтов и органов власти, а также комплексного использования правовых, социальных, организационных, политических и ряда других мер. При этом координация корректности соблюдения и выполнения текущего документа возлагается на Совбез РФ.

По Концепции (стратегии) национальной безопасности РФ основные функции борьбы с терроризмом и наркопреступностью берет на себя НАК (Национальный антитеррористический комитет), а также ГАК (Государственный антинаркотический комитет) соответственно.

Вся нормативная и правовая поддержка данной концепции определяется на основании Конституции РФ, федеральных законов страны, указов, законодательных актов и распоряжений.

Особое внимание уделяется потенциальным угрозам в сфере информационной безопасности, а также важности усовершенствования системы информационно-телекоммуникационной поддержки, нужд системы обеспечения и прочих аспектов нацбезопасности в сфере информационных технологий.

Контролировать ход реализации данной Стратегии берет на себя Секретарь Совбез РФ с ежегодным докладом Президенту РФ. В докладе должны содержаться текущие отклонения от реализации стратегии, а также меры по повышению национальной безопасности в будущем.

6. Характеристики национальной безопасности .


Тенденции укрепления национальной безопасности можно распознать по нескольким основным характеристикам:

Качеству обеспечения страны в сфере здравоохранения, культуры, науки, образования в отношении к общему ВВП страны;
- уровню роста потребительских цен;
- уровню обеспеченности ВВС РФ качественными кадрами и техникой;
- величине государственного долга (внутреннего и внешнего). Оценка производится по отношению к общему ВВП страны;
- уровню безработицы в РФ;
- объему ежегодного обновления в сфере вооружения специальной и военной техники;
- дециальному коэффициенту.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

стратегия национальный безопасность государство

Введение

Концепция национальной безопасности России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Общее понимание национальной безопасности любой страны как состояния общественных отношений и в теоретическом и в практическом плане подводит к необходимости выделения во всей системе этих отношений проблем политической, экономической, военной, научно-технической, социальной, экологической и иной безопасности, которые выступают как виды безопасности. Страна представляет собой единый общественный организм, состоящий из ряда подсистем - политической, экономической, социальной, духовной, в каждой из которых зарождаются и развиваются противоречия вокруг основных ценностей (материальных и духовных). Именно эти противоречия, а точнее некоторые из них, ведут в случае их обострения к формированию источников опасности не только и даже не столько для самой этой сферы отношений, сколько для безопасности страны в целом, для всей суммы жизненных интересов общества. Для того, чтобы иметь объективную возможность отслеживать процессы возникновения и развития противоречий, эффективно управлять этими процессами и воздействовать на них, общество и государство вынуждены классифицировать всю сумму отношений, имеющих свою сущностную характеристику, свои закономерности развития и поддающихся системному и проблемному анализу. Отсюда и возникает острая необходимость классификации всей суммы отношений в сфере безопасности.

В данной работе будут представлены основные положении концепции национальной безопасности в России.

Концепция национальной безопасности России

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее Стратегия) - государственный документ, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. №537 Он включает шесть основных разделов:. Общие положения. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты. Обеспечение национальной безопасности. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии. Основные характеристики состояния национальной безопасности в составе 112 отдельных пунктов.

По своему содержанию Стратегия выглядит достаточно агрессивной и в то же время она содержит ряд положений и утверждений, как состоявшихся, а в реальности не соответствующих действительности. Сразу же бросается в глаза утверждение о том, что "Россия преодолела последствия… кризиса конца ХХ века - остановила падение уровня и качества жизни…граждан…". Хотелось бы, чтобы Россия была примером в этом для многих стран, но, увы, в масштабах и проблемах России для этого еще нужны годы.

Наверное, утверждение о том, что то направление, которое выбрано для возрождения в стране достойного отношения к "к исторической памяти", где на первое место рядом с настоящими историческими российскими личностями выходит и Иосиф Сталин, ничего прогрессивного для современного российского государства не принесет, это прямой путь к усилению авторитаризма и применение на практике опыта внутренней и внешней политики того периода.

Определяется, что Стратегия - это "официально признанная система стратегических национальных приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики".

Так, в документе указано, что "Концептуальные положения, а области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года". Это правильно, и хотелось бы, чтобы украинская власть здесь воспользовалась опытом России. И применила бы украинский национальный интеллектуальный потенциал ученых и исследователей для разработки соответствующих государственных документов.

Основная задача Стратегии, которая "состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов"- звучит вполне мирно.

Положительным в Стратегии является и то, что в Общих положениях дается перечень основных понятий в области национальной безопасности, к ним относятся такие: "национальная безопасность", "национальные интересы", "угроза национальной безопасности", "стратегические национальные приоритеты", "система обеспечения национальной безопасности", "силы обеспечения национальной безопасности" и "средства обеспечения национальной безопасности". Конечно, эти определения требуют критической оценки со стороны соседнего государства.

Интересно по своей сути следующее, завышенное, но в общем верное, оптимистическое заявление: "Переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматическая политика его использования расширили возможности РФ по укреплению ее влияния на мировой арене. Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств - лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности".

Видимо, с учетом таких претензий, в долгосрочной перспективе Стратегии перечисляются проблемы, на которых Россия планирует сосредоточить свое внимание. Это источники ресурсов на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря, в районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как "Группа восьми", "Группа двадцати", РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Приоритетным направлением внешней политики остается расширение отношений с государствами СНГ в рамках Содружества. При этом "Организация Договора о коллективной безопасности рассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера"… Добавим здесь: из других источников известно, что Россия на базе ОДКБ создает, так называемые силы оперативного реагирования, которые будут носить многонациональный характер, но размещаться компактно на территории РФ и подчиняться непосредственно российскому командованию. Практически такой замысел был реализован в свое время в рамках Варшавского договора.

Среди других задач в Стратегии выделяются следующие: укрепление евразийского экономического сообщества "в качестве ядра экономической интеграции", "укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества …, способствующих укреплению взаимного доверия и партнерства в Центрально-Азиатском регионе".

Показаны самые добрые и перспективные отношения с Европейским Союзом.

Россия "выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским Союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сфере экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе" (п.16).

Отношения с НАТО, конечно, выделено в отдельную задачу. "Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих в разрез с нормами международного права."

Конечно, также выделены отношения с США. В, частности сказано, что "Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с США на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом".

Таким образом, Россия, как и в годы холодной войны, пытается восстановить свой статус полноценной великой державы.

И это в дальнейшем подтверждается в положениях (п.21), где рассматриваются: "Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу, которые заключаются: … "в превращении РФ в мировую державу…" и положениях о том, что "Основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность". Что касается перечня остальных приоритетов, то они (п.24) указаны в общепринятой последовательности, от социальных вопросов до стратегической стабильности.

Стратегия верно указывает на то, что состояние национальной безопасности России (п.25) "напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности". Хотелось бы, чтобы и украинская верховная власть на практике занималась этим вопросом, а не только на словах.

Говоря о национальной обороне, в Стратегии выделено исключительно важное положение о стратегическом сдерживании, которое "предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств)." К сожалению, Украина таким комплексом мер стратегического сдерживания, да и оружием в прямой постановке вопроса не владеет. Важно и то, что Россия здесь откровенно говорит о том, она обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования (например, за счет газовой блокады), механизмов публичной дипломатии (информационной войны).

Выделена отдельно Военная безопасность, которая "обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов."

Россия в Стратегии выделяет положение о том, что "Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности…" Россия, действительно, совершенствует свою военную структуру в плане сокращения числа уровней управления. Что касается территориального базирования войск, то Россия здесь уверенно нарушает Договор ОВСЕ 1987г. за счет увеличения войсковых группировок на Северном Кавказе - фланговом районе.

В Стратегии не забыт и вопрос о развитии оборонно-промышленного комплекса, который согласовывается " с решением задач по всестороннему и своевременному обеспечению Вооруженных Сил …, других войск, воинских формирований и органов современными видами вооружения и специальной техники".

Емко в п. 38 Указано, что " Главным направлением государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере".

Наверно, крайне оптимистично (п.42) рассматривается решение задач по обеспечению безопасности государственной границы, что якобы "достигается за счет создания высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов, особенно на границах с Республикой Казахстан, Украиной, Грузией и Азербайджанской Республикой…".

Может быть, это мечты о будущем, так как сегодня, например, в случае с Украиной Россия не выполнила оформления ни единого метра границы на местности. Границы между двумя государствами существуют только на бумаге: схемах и картах, то есть, выполнена лишь делимитация границ. Что касается решения пограничных вопросов в других регионах, то указано, что Россия занимается также задачами "повышения эффективности охраны государственной границы …в Арктической зоне Российской Федерации, на Дальнем Востоке и на Каспийском направлении".

Следует указать, что в Стратегии рассматривается национальная безопасность как комплексная задача. Поэтому в ней в разделе IV. Обеспечение национальной безопасности представлено ряд направлений соответствующих действий государства, а именно:

Повышение качества жизни российских граждан.

Экономический рост.

Здравоохранение.

Культура.

Экология живых систем и рациональное природопользование.

Своей главной задачей Россия, точно также, как это делал при Н. Хрущеве в прошлом столетии Советский Союз, ставит перед собой амбиционную задачу: "… Россия в период реализации настоящей Стратегии предпримет все необходимые усилия на наименее затратном уровне по поддержанию паритета с Соединенными Штатами Америки в области стратегических наступательных вооружений в условиях развертывания ими глобальной системы противоракетной обороны и реализации концепции глобального молниеносного удара с использованием стратегических носителей в ядерном и неядерном оснащении."

Важным является и то, что в Стратегии в заключительной части даются Основные характеристики состояния национальной безопасности, которые предназначаются для оценки состояния национальной безопасности государства и включают:

уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);

уровень роста потребительских цен;

уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;

уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.

Заключение

мая 2009 года Дмитрий Медведев утвердил Стратегию национальной безопасности России до 2020 года, - документ, являющийся определяющим в формировании принципов внешней и внутренней политики РФ.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее Стратегия) - государственный документ, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. №537 Он включает шесть основных разделов:

Документ охватывает, по сути, все стороны жизни российского общества и может служить в качестве примера того, как следует планировать защиту национальных интересов государства.

В Стратегии подчеркивается, что в условиях глобализации и появления новых угроз и рисков, Россия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. И провозглашается, что основными направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты. Консенсус (согласование) в этом случае с другими, в частности соседними государствами не предусмотрен.

В итоге можно сказать, что мы получили для анализа достаточно ценный документ - Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая, по замыслу авторов, должна стать мобилизирующим фактором всестороннего развития государства. Надеемся, что концепция в области безопасности будет реализована в жизнь.


Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №20. - Ст. 2444.

Ашурбеков Т. Законность и национальная безопасность / Т. Ашурбеков / / Законность. - 2008. - N 5. - С. 2-6.

Колин К. Оплата труда и национальная безопасность / К. Колин / / Человек и труд. - 2009. - N 1. - С. 24-28.

Сафонов В. Е. Судебная власть и национальная безопасность в историческом измерении / В. Е. Сафонов / / История государства и права. - 2009. - N 4. - С. 14-15.

Сидоров С. А. Национальная безопасность через призму международных отношений / С. А. Сидоров / / Право и государство: теория и практика. - 2010. - N 8. - С. 106-109.

Степанов С. Устойчивое развитие и национальная безопасность России / С. Степанов / / ЭКОС-информ. - 2009. - N 6. - С. 49-50.

Экономическая и национальная безопасность: учебник для вузов / ред. Л. П. Гончаренко. - М. : Экономика, 2008. - 543 с.