Из биографии имама ибн касира. Ибн-касир - биография и труды ученого-правоведа Высказывания учёных об Ибн Касире

Из биографии Ибн Кассира

Он уважаемый Имам, выдающийся толкователь Корана, Абу аль-Фида, Имад ад-Дин , Исмаил ибн Умар ибн Касир аль-Курайши аль-Бусрави (из Бусры родом) Димашки (из Дамаска воспитанием, образованием и местом жительства). Ибн Касир родился в 701 году по Хиджре (примерно в 1326 году по Грегорианскому календарю) в городе Бусра.

Его отец давал хутбы [проповеди] по пятницам в своей деревне, но умер, когда Ибн Касиру было всего четыре года. Брат Ибн Касира, Шейх Абдуль-Уаххаб, взял его на попечение и учил его до тех пор пока тот не переехал в Дамаск в 706 г.х., когда ему исполнилось пять лет.

Учителя Ибн Кассира

Ибн Касир изучал Фикх (Исламскую Юриспруденцию) у Бурхан ад-Дина, Ибрахима бин Абду-Рахмана Аль-Физари, известного как Ибн Аль-Фиркан (умер в 729 г. по Хиджре).

Ибн Касир слушал Хадисы от Исы бин аль-Мутия; Ахмада бин Аби-Талиба (Ибн Аш-Шахнаха) (умер в 730 г. по Хиджре); Ибн аль-Хаджар (умер в 730 г. по Хиджре); и передатчика Хадисов Шама (современной Сирии и окружающих ее регионов) Баха ад-Дина аль-Касим бин Музаффар бин Асакира (умер в 723 г. по Хиджре); и Ибн аш-Шийрази; Ис x ака бин Яхьи аль-Амиди, также известного как Афиф ад-Дин, Шейха Захирии (умер в 725 г.х.); и Мухаммад ибн Зарад.

Он оставался и учился с Джамаль ад-Дином, Йусуфом ибн Аз-Заки Аль-Миззи (умер в 724 г. по Хиджре). Он получил от него знаний и также женился на его дочери.
Он также читал с Шейх-уль-Ислам Таки-уд-дином, Ахмадом ибн Абдул-Халимом бин Абдус-Саламом бин Таймией (умер в 728 г. по Хиджре). Он также читал с Имамом, Хафизом и историком Шамс Ад-Дином Мухаммадом аз-Захаби (умер 748 г. по Хиджре); а также с Абу Муса Аль-Карафи; Абу ль-Фатхом ад-Даббуси и Али бин Умаром Ас-Сувани; и с другими, которые дали ему разрешение передавать знания, которые он получил у них в Египте.

В своей книге «Аль-Муджам Аль-Мухтас» Хафиз аз-Захаби написал, что Ибн Касир был «Имамом, ученым юриспруденции, образованным ученым Хадисов, знаменитым Факихом и ученым Тафсира, который написал полезные книги».

Также в «ад-Дурар Аль-Камина» Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани сказал: «Ибн Касир работал в области Хадисов по темам, касающихся текстов и цепочки передатчиков. Он обладал хорошей памятью, его книги стали популярными в его время, и люди получали пользу от них после его смерти».

Также известный историк Абу аль-Махасин Джамаль ад-Дин Йусуф бин Сайф ад-Дин сказал в своей книге «Аль-Манхаль Ас-Сафи»: «Он - Шейх, Имам, великий ученый Имад ад-Дин Абу аль-Фида. Он много учился и был очень активен в поисках знаний и записей. Он был превосходящим в областях Фикха, Тафсира и Хадисов. Он собрал знания, был автором (книг), обучал, передавал Хадисы и писал. У него были огромные знания в области Хадисов, Тафсира, Фикха, арабского языка и т.д. Он давал фатвы (религиозные решения) и учил, пока не умер. Да смилостивится над ним Аллах. Он был известен своей точностью и большими знаниями, и как ученый Истории, Хадисов и Тафсира».

Ибн Касир – арабский учёный-правовед, известный как толкователь и знаток Корана и хадисов.

Он преподавал в крупнейших медресе Сирии – Аль-Ашрафия и Ан-Наджибия.

Как религиозный мыслитель он был учеником и последователем таких деятелей, как Ибн Таймийя и Аз-Захаби.

Благодаря этому Ибн Касир стал сторонником тщательного изучения Корана, священных преданий и высказываний сподвижников Мухаммеда, ревнителем «правильного» ислама, очищенного от инородных элементов.

В этой связи характерно высказывание самого Ибн Касира: «Самый лучший толкователь Корана – это сам Коран». По его утверждению, аяты (главы) Корана дополняют и раскрывают друг друга, поэтому если что-то непонятно в одном аяте, можно понять его смысл из следующего.

Если же и это не помогает, тогда можно обратиться к «сунне Пророка», а также к словам учеников и сподвижников Мухаммеда, которые будто бы своими глазами видели то, что излагается в священной книге, и ближе всего стоят к религиозному идеалу.

Годы жизни

Родился Ибн Касир в Сирии, в селе Мадждал в 1301 году. Когда мальчику исполнилось три года, умер его отец. Его учителями были Ибн Таймия и Аз-Захаби. Какое-то время жил в Иране, затем вернулся на родину. Умер в 1373 году.

Труды

  • Ибн Касира В мусульманском мире Ибн Касир считается деятельным учёным, который оставил после себя целый ряд трудов.
  • «Тафсир Ибн Касир» - самое известное сочинение, в котором излагается его толкование Корана.
  • «Начало и конец» - обширный труд, состоящий из нескольких частей; в нём излагается «священная история» - от сотворения всего сущего (включая джинов, ангелов, небесного трона и Адама) до самого «судного дня».
  • «Пророческая биография».
  • «Страдание на пути джихада» - книга, основанная на собственных наблюдениях Ибн Касира.

Он жил в эпоху борьбы крестоносцев и мусульман (XIV век) и описывал то, что видел. Естественно, в своём сочинении он отстаивал позицию мусульман. Здесь термин «джихад» приведён в контексте, привычном нынешнему неискушённому европейцу: под джихадом понимается «священная война против неверных» (в действительности «джихад» означает в первую очередь изменение мира к лучшему на религиозных началах, исполнение человеком своего нравственного, социального и профессионального долга и др.).

«Начало и конец» - одно из самых известных исторических сочинений исламского мира. В нём описаны наиболее значительные события истории – как мифологической, так и реальной, имеются биографии исторических деятелей. Ибн Касир нередко приводит в книге отрывки из Корана, иллюстрирующие описания исторических реалий.

1. Имя, происхождение и годы жизни.

Он — Имадуддин Абу аль-Фида Исмаиль ибн Умар ибн Касир ибн Дау аль-Кураши аль-Хасли аль-Бусрауи, затем ад-Димашкы аш-Шафии. Из курайшитского рода Бану Хасля. Известен как Ибн Касир.

Родился в 701 г.х. в деревне Мадждаль на окраине города Бусра в Шаме (Леванте) на юго-востоке современной Сирии. Умер в четверг 26 шаабана 774 г.х. в Дамаске.

Его семья была известна занятостью исламским знанием. Отец Умар ибн Касир учился у двух имамов-шафиитов — Мухьиддина ан-Навави и Таджуддина аль-Фазари, был имамом-хатыбом, и прозвали его Шихабуддином. Двух старших братьев звали Исмаиль и Абдульуаххаб. Исмаиль старательно изучал науки ислама, выучил наизусть много матнов и объяснений к ним, но в один из дней упал с крыши и умер. После его смерти в семье родился еще один сын, отец назвал его именем первого — Исмаиль, и он стал самым известным членом этой семьи, имамом в тафсире, хадисоведении, фикхе и других науках.

2. Жизненный путь.

Когда ему было три года, умер отец, шейх Умар ибн Касир, и опеку над ним взял на себя его старший брат шейх Камалюддин Абдульуаххаб ибн Умар ибн Касир. Абдульуаххаб был добр и заботлив к младшему брату, присматривал за ним, направлял, советовал и помогал.
В 707 г.х. они оставили свою деревню и отправились в центр исламских знаний того времени — Дамаск. Писал об этом сам имам Ибн Касир: «Затем, после этого (смерти отца) мы перебрались в 707 г.х. в Дамаск в сопровождении Камалюддина Абдульуаххаба. Он был нам братом по матери и отцу, был к нам добр и милосерден. Смерть постигла его в пятидесятом году (750 г.х.). Под его руководством я занялся исламскими науками, и облегчил Аллах то из них, что облегчил, и сделал простым из них то, что было сложным» . См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 14/32.

В 711 г.х. Исмаиль выучил Коран у шейха Мухаммада аль-Ба’лябаки аль-Ханбали. Обучился видам чтения Корана (кыраатам) у шейха Мухаммада аль-Ляббада. Обучился письму у шейха Мусы ибн Али аль-Халяби. Затем выучил не мало сокращенных книг (матнов) по разным наукам ислама, выучил много хадисов и стихов. Из выученных им наизусть книг — «ат-Танбих» по фикху шафиитского мазхаба, которую написал , также «Мухтасар Ибн Хаджиб» по усуль аль-фикху, которую написал имам Абу Амр Усман ибн Умар аль-Курди ад-Дувейни аль-Иснаи аль-Малики, известный как Ибн Хаджиб.
Изучал фикх у Бурхануддина аль-Фазари аш-Шафии и Камалюддина ибн Кады Шухба аш-Шафии. Изучал усуль аль-фикх у Абу ас-Сана аль-Асбахани аш-Шафии. Посещал уроки и собрания многих других шейхов как с объяснением различных наук, так и для передачи хадисов и матнов.

Женился на дочери Абу аль-Хаджаджа аль-Миззи аш-Шафии и занялся под его присмотром науками хадисоведения, прочитал с ним его и другие книги, стал специалистом в этой области знания.

Сопровождал имама Такыюддина ибн Таймию, очень его почитал и был под впечатлением от его знаний, так что в вопросе развода давал фатву его мнением, по причине чего другими учеными было устроено разбирательство. Писал об этом хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии: «Также взял знания от Ибн Таймии, был искушен любовью к нему и был испытан по причине него»

С 730 г.х. начал посещать собрания больших ученых и судей, в том числе собрания для решения острых спорных вопросов.

В 731 г.х. в Дамаске умер шейх Джамалюддин Ахмад ибн Мухаммад, известный как Ибн аль-Каляниси, который до этого разрешил Ибн Касиру давать фатву.

В 736 г.х. начал преподавать в шафиитской школе (медресе) «ан-Нуджейбия», в которой и проживал вместе со своей семьей. Затем преподавал в школе «аль-Фадылия», после того, как не стало в ней имама имама аз-Захаби. Также был в составе шейхов школ «ас-Салихия», «ат-Танкизия» и «аль-Ашрафия».

Состоял в аттестационных комиссиях, проводя экзамены на знание книг и матнов. Описывал, как в 747 г.х. пришел для экзамена мальчик шести лет, который выучил Коран и знал его в совершенстве. И однажды пришел молодой парень, который заявил, что выучил наизусть «Сахих» аль-Бухари, «Сахих» Муслима, «Джами’ аль-масанид» Ибн Касира, тафсир «аль-Кашшаф» аз-Замахшари, и что пришел он именно к Ибн Касиру, чтобы получить от него иджазы (разрешения на передачу книг с цепочками передатчиков, включая себя в эти цепочки). И Ибн Касир прослушал его чтение наизусть части из «Сахиха» аль-Бухари, сверяя с книгой.

Его известность как преподавателя, муфтия, хафиза и автора уникальных книг дала ему особое положение перед правителями. Его уважали и поддерживали с ним хорошие отношения амиры Дамаска и другие люди из правительственных верхов.

В 767 г.х. начал проводить уроки тафсира в Омеядской соборной мечети. На первый его урок вместе с ищущими знание пришли ученые, судьи и прочие влиятельные люди, так что было очень большое количество присутствующих.

В последний год жизни имам утратил зрение. Как он сам говорил, и передавал от него имам Ибн аль-Джазари: из-за письма по ночам при свете горящей лампы.

В месяц шаабан 774 г.х. он покинул эту жизнь. Его похороны были многолюдными, и по его завещанию он был захоронен вместе с шейх уль-Исламом Такыюддином ибн Таймией на Суфийском кладбище в Дамаске.

3. Его шейхи.

1. Его старший брат шейх Камалюддин Абдульуаххаб ибн Умар ибн Касир.
2. Хафиз Абу аль-Хадджадж Юсуф аль-Миззи аш-Шафии.
3. Шейх уль-Ислам Такыюддин Ахмад ибн Абдульхалим ибн Таймия аль-Харрани.
4. Хафиз Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аз-Захаби аш-Шафии.
5. Хранитель иснадов шейх Абу аль-Аббас Ахмад аль-Хадджар, известный как Ибн аш-Шахна.
6. Выдающийся ученый Бурхануддин Абу Исхак Ибрахим аль-Фазари аш-Шафии.
7. Шейх Камалюддин Абдульуаххаб ибн Мухаммад аш-Шафии, известный как Ибн Кады Шухба.
8. Шейх Афифуддин Исхак ибн Яхья аль-Амиди аль-Асбахани аль-Ханафи.
9. Шейх Бахауддин аль-Касим ибн Аби Галим Музаффар ибн Махмуд ибн Асакир ад-Димашкы.
10. Шейх кыраатов (видов чтения Корана) Мухаммад ибн Джа’фар аль-Ляббад.
11. Шейх Мухаммад ибн аз-Заррад.
12. Шейх Мухаммад ибн Шарафуддин аль-Ба’лябаки аль-Ханбали.
13. Кладесь иснадов шейх Нуруддин Али ибн Умар аль-Уани аль-Мисри.
14. Хафиз аль-Касим ибн Мухаммад аль-Бирзали аль-Ишбили аш-Шафии.
15. Шейх Наджмуддин Муса ибн Али ибн Мухаммад аль-Халяби.
16. Шейх Рукнуддин Закария ибн Юсуф ибн Сулейман аль-Баджли аш-Шафии.
17. Шейх Дыяуддин Абдуллах ад-Дарбанди ан-Нахви.
18. Шейх Абу Наср Шамсуддин Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аш-Ширази.
19. Имам Абу аль-Ма’али Камалюддин Мухаммад ибн Али ибн Абдульуахид аш-Шафии, известный как Ибн аз-Замалькани
20. Шейх Абу Мухаммад Шамсуддин Абдуллах ибн Юсуф аль-Макдиси аль-Ханбали, известный как Ибн Афиф.
21. Выдающийся ученый, усулий Абу ас-Сана Шамсуддин Махмуд ибн Абдуррахман аль-Асбахани аш-Шафии.
И другие.

4. Его ученики.

Как понятно из биографии имама количество его учеников не поддается счету, так как десятки лет он преподавал в нескольких школах, в мечети, давал фатвы, устраивал в различных местах собрания для передачи хадисов и книг. Из тех учеников, чьи личности была возможность установить, можно упомянуть следующих:

1. Хафиз Шихабуддин Ахмад ибн Хидджи ас-Са’ди аль-Хусбани ад-Димашкы аш-Шафии.
2. Шейх Шарафуддин Мас’уд ибн Умар аль-Антаки аль-Ханафи.
3. Имам, шейх чтецов, хафиз Мухаммад ибн Мухаммад ибн аль-Джазари ад-Димашкы аш-Шафии. Получил от имама Ибн Касира разрешение давать фатву.
4. Его сын, шейх Мухаммад ибн Исмаиль ибн Касир.
5. Шейх Абу аль-Фарадж Зейнуддин Абдуррахман ибн Ахмад ад-Димашкы аль-Макки аш-Шафии.
6. Имам Бадруддин Мухаммад ибн Абдуллах аз-Заркаши аш-Шафии.
7. Хафиз Абу аль-Аббас Шамсуддин Мухаммад ибн Муса аль-Ляхми аш-Шафии. Получил от имама Ибн Касира разрешение давать фатву.
8. Мухаддис шейх Абу Джа’фар Мухаммад ибн Мухаммад аль-Баскари аль-Мадани.
9. Шейх Са’дуддин Са’д ибн Юсуф ан-Навави аль-Халили аш-Шафии. Получил от имама Ибн Касира разрешение давать фатву.
10. Шейх Шихабуддин Ахмад ибн Мухаммад аль-Харири ад-Димашкы аш-Шафии.
11. Шейх Шамсуддин Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аз-Зубейри аль-Газзи аш-Шафии.
12. Шейх Шамсуддин Мухаммад ибн Сальман ибн Мухаммад аль-Багдади, затем ад-Димашкы ас-Салихи аш-Шафии.
13. Шейх Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад ибн Хаджи ат-Тибризи, затем ад-Димашкы аш-Шафии.

5. Отзывы ученых о нем.

Сказал о нем хафиз аз-Захаби аш-Шафии: «Имам, факых (правовед), уникальный мухаддис, преуспевший в науках, Имадуддин аль-Бусрауи аш-Шафии, искусный правовед, искусный мухаддис, много передающий муфассир (или: муфассир с большими способностями в критической оценке). У него полезные труды, разбирается в фикхе. Понимает арабский язык и усуль аль-фикх. Знает наизусть приличное количество матнов, тафсира, передатчиков и их положение. Слушал (матны/хадисы) от меня. У него сильная память и хорошие познания» . См. «Аль-Му’джам аль-мухтасс» 1/56.

Писал о нем хафиз Абу аль-Махасин Мухаммад ибн Али аль-Хусейни ад-Димашкы аш-Шафии: «Шейх, имам, ученый, хафиз, полезный, преуспевший в науках… Давал фатвы, преподавал, диспутировал, преуспел в фикхе, тафсире, грамматике, посвящал себя изучению передатчиков и скрытых проблем в хадисах» . См. «Зейль тазкира аль-хуффаз», с. 58.

Говорил о нем его ученик хафиз Шихабуддин ибн Хидджи аш-Шафии: «Больше всех тех, кого мы застали, знал наизусть тексты , и был самым знающим из них о путях передачи, расположении хадисов и их передатчиках. Равные ему в возрасте и его шейхи признавали за ним это. Он воспроизводил по памяти многое из фикха и истории. Мало забывал. Был правоведом с хорошим пониманием и здравым разумом. Знал наизусть «ат-Танбих» до конца жизни. Был хорош в арабском языке, сочинял стихи. И при том, как часто я к нему обращался, не знаю такого случая, чтобы я встретился с ним и не получил пользы» . См. Ад-Дауди «Табакат аль-муфассирин» 1/111.

6. Его наследие.

Писал имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни: «Разошлись его труды по странам при его жизни, и получили люди пользу от них после его смерти» . См. «Ад-Дурар аль-камина» 1/400.

Еще в юности он написал книгу «аль-Ахкам аля абваб ат-Танбих», посвященную правовым положениям, изложенным в книге шафиитского фикха «ат-Танбих», которую он выучил наизусть еще в ранней молодости. Это не единственная книга, написанная им в поддержку мазхаба имама аш-Шафии. После были:
— «Табакат аш-шафиыя», посвященная биографиям ученых шафиитского мазхаба;
— «Манакыб аш-Шафии» о достоинствах имама аш-Шафии;
— «Шарх ат-Танбих» — объяснение книги «ат-Танбих» имама Абу Исхака аш-Ширази;
— «аль-Ахкам аль-кабир» — большая книга по фикху. Писал о ней сам Ибн Касир: «Мы упомянем все, что касается пророков и нашего пророка в том числе, в начале раздела «Никях» в книге «аль-Ахкам аль-кабир», где и (или: «поскольку») упоминают это имамы-авторы, следуя за имамом аш-Шафии, да помилует его Аллах» . См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 3/333. Однако он не завершил эту книгу, успев написать из нее несколько томов.

Кроме этого биографы перечисляют среди его трудов:

1. «Тафсир аль-Кур-ан аль-Азым» — известный тафсир, написан был до 742 г.х., но в дальнейшем автор еще подвергал его редакции.
2. «Фадаиль аль-Кур-ан» — о достоинствах Корана и других важных вопросах, связанных с Книгой Аллаха.
3. «Аль-Бидая уа ан-нихая» — большая книга по истории.
4. «Ас-Сира ан-набауия аль-мабсута» — развернутое освещение жизни пророка, мир ему и благословение Аллаха. Есть версия, что имам написал эту книгу, а затем сделал ее частью еще более объемной «аль-Бидая уа ан-нихая».
5. «Аль-Фусуль фи сира ар-расуль» — более краткий труд о жизни пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
6. «Ихтисар улюм аль-хадис» — о терминологии хадисоведения.
7. «Аль-Иджтихад фи таляб аль-джихад» — о вопросах джихада, написана специально для наместника, правившего Дамаском.
8. «Джами’ аль-масанид уа ас-сунан аль-хади ли-аква санан» — упорядоченное по иснадам изложение хадисов из десяти сборников.
9. «Ат-Такмиль фи ма’рифа ас-сикат уа ад-дуафа уа аль-маджахиль» — о положении передатчиков хадисов.
10. «Муснад аль-Фарук амир аль-муминин Аби Хафс Умар ибн аль-Хаттаб» — сборник хадисов, переданных от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.
11. «Аль-Кауакиб ад-дарари фи ат-тарих» — посвящена биографиям.
12. «Сира Аби Бакр ас-Сиддик» — жизнеописание Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
13. «Сира Умар ибн аль-Хаттаб» — жизнеописание Умара, да будет доволен им Аллах.
14. «Ахадис аль-усуль».
15. «Шарх Сахих аль-Бухари» — объяснение «Сахиха» . Начал писать, но не закончил.
16. «Тахридж ахадис Мухтасар Ибн Хаджиб» — о путях передачи хадисов, упомянутых в книге «Мухтасар Ибн Хаджиб» по усуль аль-фикху.
17. «Китаб ас-сыям» — о положениях поста.
18. «Аль-Мукаддимат» — по усуль аль-фикху.
19. «Манакыб Ибн Таймия» — о достоинствах имама Такыюддина ибн Таймии
20. «Ихтисар аль-мадхаль иля китаб ас-Сунан ли аль-Байхакы» — краткая версия введения в «Сунан» имама аль-Байхакы аш-Шафии.
21. «Бей’ уммахат аль-ауляд» — об одном из видов торговых сделок.
22. «Сира Манкали Буга аш-Шамси» — биография губернатора Дамаска того времени.

И еще не менее 16 кратких сборников хадисов по узкой тематике.

Да помилует его Аллах.