Ирина скобцева - биография, фото, личная жизнь, дети актрисы. Невероятная любовь сергея бондарчука и ирины скобцевой Внуки скобцевой и бондарчука

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. Они были самой красивой парой советского кино. Изящная, женственная, утонченная Скобцева и сильный, волевой, мужественный Бондарчук... История их любви началась во время съемок шекспировской трагедии «Отелло». На экране Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева блестяще воплотили бессмертные образы ревнивого мавра и венецианской красавицы. Нередко случается, что у актеров экранный сюжет переплетается с жизнью. Но в данном случае действительность оказалась гораздо счастливее одного из самых трагичных любовных сюжетов мировой культуры. Роман Бондарчука и Скобцевой положил начало крепким семейным отношениям. Сама Ирина сказала об этой ситуации не без юмора: «Сначала он меня задушил, а потом он на мне женился». Впервые они увидели друг друга на вернисаже в Акаде­мии художеств, где проходила выставка очень известного тогда живописца, пятикратного лауреата Сталинской пре­мии Василия Ефанова. По словам Ирины Скобцевой, это была почти мистическая история. Однажды, отдыхая в Доме творчества художников, красавица Скобцева, тогда еще студентка Школы-студии МХАТа, согласилась позировать Ефанову для портрета. Неудивительно, что на выставке среди прочих картин художника было представлено и ее изображение. Ирину пригласили на вернисаж, куда в один из дней она и отправилась. «Войдя в зал, я сразу заметила у моего портрета человека, который его внимательно раз­глядывал, – вспоминает актриса. – Я узнала Сергея Бон­дарчука. Он был уже тогда очень знаменит. Народный ар­тист, лауреат... А кто была я? Девчонка, студентка, еще не определившаяся в жизни. Он тоже узнал "модель" и подо­шел ко мне сам. Состоялся короткий, ни к чему не обязы­вающий разговор. Казалось, продолжения не последует, но жизнь рассудила иначе...» Жизнь действительно рассу­дила иначе, распорядившись по-своему. Сергей Бондар­чук без памяти влюбился в ту, чей портрет так привлек его внимание. И случилось это совсем скоро, когда Судьба вновь свела их вместе – на этот раз на съемочной пло­щадке киностудии им. Горького. Ирина Скобцева училась на последнем курсе Школы-студии МХАТа, когда при­знанный мастер отечественного кино режиссер С. Ютке­вич, работавший над экранизацией трагедии Шекспира «Отелло», пригласил ее принять участие в конкурсных ки­нопробах на роль Дездемоны. Это была одна из интерес­нейших и вместе с тем труднейших ролей классического репертуара. Поначалу режиссера привлек лишь внешний облик актрисы: женственная и обаятельная, красавица Скобцева как нельзя лучше соответствовала образу Дезде­моны. Однако не только красота дебютантки помогла ре­жиссеру выбрать именно ее среди многочисленных пре­тенденток на роль. Кинопробы показали, что за внешней сдержанностью и даже строгостью Скобцевой скрываются эмоциональность и умение тонко чувствовать. Позднее из­вестный кинорежиссер И. Таланкин скажет, что для Ири­ны Скобцевой характерно удивительное сочетание «кра­соты, женственности, ума и высокой образованности». На роль Отелло в картине был утвержден Сергей Бондарчук. В те годы он уже был очень известным, узнаваемым акте­ром, имел немало званий и наград. За свою дипломную работу – роль в картине «Молодая гвардия» (1948 г.) – Сергею Бондарчуку присудили Сталинскую премию. Этот актер всегда бил в десятку. В 1952 году он снялся в глав­ной роли в фильме «Тарас Шевченко» и получил премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах. На родине он так понравился Иосифу Сталину, что тот на­звал его «истинно народным артистом». Наутро после пра­вительственного просмотра фильма о великом поэте Ук­раины 32-летнему Бондарчуку дали звание народного. Он стал самым молодым народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания. Фильм «Отелло» принес акте­ру и мировую известность, но, главное, он подарил ему настоящую любовь, самую большую любовь в его жизни. В то время как на съемочной площадке бушевали шекс­пировские страсти, у Ирины Скобцевой и Сергея Бондар­чука вспыхнул роман. Оказалось, что актеры готовы ре­шительно опровергнуть замысел великого Шекспира: в отношениях Отелло и Дездемоны явно обозначился счаст­ливый финал. Правда, и Сергей Бондарчук, и Ирина Скоб­цева не были в то время свободны, у каждого из них была семья. Бондарчук был женат (это был его второй брак) на актрисе Инне Макаровой, свадьба с которой состоялась во время съемок фильма «Молодая гвардия» (1948 г.), где Сергей Бондарчук сыграл роль партийного руководителя Валько, а Инна Макарова – Любку Шевцову. 21-летняя Макарова покорила сердце видавшего виды Бондарчука. Поначалу она даже называла своего 28-летнего супруга «взрослый дядечка». Вместе они прожили 10 лет. Их дочь Наталья Бондарчук стала впоследствии известной актри­сой и режиссером. Ирина Скобцева в те годы тоже была замужем – за студентом МГУ, красавцем Алексеем Аджу-беем. Тем самым, который впоследствии стал зятем Ники­ты Хрущева. Когда Бондарчук и Скобцева поняли, что их отношения серьезны, и решили пожениться, их браку вос­препятствовали все – начиная от коллег-актеров и закан­чивая политиками самого высокого ранга. «Прежде чем мы объединились в семью, прошли через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне, – вспоминает Ирина Скобцева. – Нас вызывали в ЦК КПСС – по моральному вопросу, не выпускали вдвоем на зарубежные премьеры. А успех у "Отелло" был огром­ный, нас приглашали с картиной по всему миру. Года три мотали нам нервы. Однажды, это был пятьдесят восьмой год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вече­ром мне сообщили, что я не еду. И Сергей Федорович прямо с аэродрома приехал ко мне, сказал, что больше никуда без меня не поедет». Ничто не могло повлиять на решение Бондарчука связать свою судьбу с Ириной Скобцевой. Однако, как вспоминает Ирина Константиновна, «началь­ство разрешило нам пожениться лишь через несколько лет». Их свадьба состоялась в 1959 году. Но, перед тем как рас­писаться, жених поставил невесте два обязательных усло­вия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы дня три... С тех пор Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева 35 лет шли по жизни рука об руку. Сразу после свадьбы Сергей Бондарчук переехал жить к Скобцевым – в семью со старомосковским укладом, где ыли бабушка, мама и папа. Приняли его радушно. Глава семьи, отец Ирины Скобцевой, был научным работником Главного управления метеослужбы, а мама всю жизнь про­работала в архивах. Как раз в то время Бондарчук задумал один из своих шедевров – картину «Судьба человека». «Над сценарием мы работали все вместе – моя мама печатала на машинке, папа клеил... После встречи с Сергеем Федо­ровичем вся моя жизнь была подчинена семье и нашей работе, других интересов у меня не было», – вспоминает Ирина Константиновна. Триумф фильма «Судьба челове­ка», где Сергей Бондарчук впервые выступил как режис­сер, принес ему не только звание лауреата Ленинской пре­мии, но и помог улучшить жилищные условия. Из двухкомнатной квартирки Сергей и Ирина вместе с родителями и бабушкой переехали в шикарную квартиру на улице Горького... Дети в семье появились сравнительно поздно. Сергей Бондарчук в то время как раз работал над главной картиной своей жизни – «Война и мир». Съемки эпопеи были грандиозными и длились почти три года. «Алена у нас была "нулевой" серией на картине "Война и мир", а Федя – "шестой", – рассказывает Ирина Скоб­цева. – Ну а карьера... Я только сейчас понимаю, что от многого тогда отказывалась. Начало ведь у меня действи­тельно было блестящим – заметные роли в фильмах "Отел­ло", "Неповторимая весна", "Поединок", "Обыкновенный человек"... Но по-другому поступить не могла, да и не хо­тела. Перед съемками "Войны и мира", помню, Сергей сказал мне: "Я буду снимать картину, а все остальное – твоя забота..." Но картина стала и моим делом: кроме того, что я и сама снималась в роли Элен, наш дом превратился в филиал съемочной площадки. Может быть, в личном плане я многое тогда упустила: никаких "светских" вече­ров, четыре года съемок, постоянные экспедиции, а там – неустроенность, иногда и есть-то приходилось на поднож­ке грузовика, но это была наша с ним жизнь». «Война и мир» стала их самой большой совместной удачей. В кар­тине Бондарчук выступил не только как режиссер, но и как актер – он сыграл Пьера Безухова. Ирина Скобцева исполнила одну из своих лучших ролей, воплотив образ холодной красавицы Элен Курагиной. Роли эти были тем более сложные, что на съемочной площадке им вновь при­шлось как бы «переспорить» не слишком веселый литера­турный сюжет. И все же это был их огромный, во всех смыслах общий успех. Успех не только режиссера и актри­сы. Успех двух любящих людей, единомышленников, вер­ных помощников друг другу... Длительные съемки картины «Война и мир» породили множество слухов о звездных супругах. Пожалуй, самый громкий из них – о романе Сергея Бондарчука с молодой актрисой, сыгравшей роль Наташи Ростовой, 20-летней Людмилой Савельевой. Однако все эти домыслы развеяла сама Ирина Скобцева, сказав, что доверяет мужу и ника­ких измен с его стороны никогда бы не потерпела. У счаст­ливой и самой красивой пары советского кинематографа всегда было немало завистников и врагов. Причем слухи и домыслы, которые вокруг нее распространялись, касались как личной жизни, так и творчества. Особенно достава­лось Сергею Федоровичу. Говорили, например, что круп­ные работы удавались ему лишь потому, что он дружил с сильными мира сего. Даже сегодня Ирине Скобцевой при­ходится опровергать эти слухи: «Друзей у нас было немно­го, и уж совсем не из того мира! Например, с покойным министром обороны Гречко Сергей Федорович встречался только однажды, да и то потому, что маршал хотел, чтобы Бондарчук снял фильм "Битва за Кавказ". А он вместо этого снял "Они сражались за Родину". Так его затаскали по инстанциям. Сергей весь черный ходил. Но не жаловался и ни у кого не просил защиты. Разве только у Всевышне­го... Несмотря на все препоны, снял в картине "Война и мир" крестный ход – помните, как толпы людей идут к Иверской заступнице и пропускают вперед Кутузова? Пе­ред самым Бородино слышно, как молится армия. Его долго убеждали, чтобы он не снимал эту сцену, а он все равно снял, и она получилась одной из лучших в картине. И не­многим известно, что во время съемок киноэпопеи он чу­дом остался жив – в шестьдесят пятом году на несколько минут у него остановилось сердце. И почти то же самое повторилось спустя три года, во время съемок фильма "Ватерлоо"...» Дважды Ирина Скобцева вытаскивала мужа, можно ска­зать, с того света, выхаживала, заботилась, оберегала... Бла­гополучие талантливому режиссеру создавали жена, семья. У Сергея Бондарчука был крепкий тыл. И когда ему было плохо, об этом никто не догадывался. Если бы не жена, как знать, смог ли бы режиссер пережить величайшие взлеты и крутые падения, выпавшие на его долю... «Мама полностью "растворилась" в отце, посвятила ему жизнь, помогала в ра­боте. Моим воспитанием занималась бабушка», – рас­сказывает сын Ирины Константиновны и Сергея Федорови­ча, Федор Бондарчук, ставший известным клипмейкером, актером и режиссером. Семья всегда оберегала Сергея Бон­дарчука, особенно когда у него случались огромные переры­вы между картинами – по три-четыре года. Тяжелые време­на для мастера, который всегда говорил, что кинематограф – не пирожное, а хлеб, необходимый людям. Но зато когда уж работа была – все кипело вокруг Бон­дарчука. Съемки занимали все его помыслы, все его время, которого на семью и детей почти не оставалось. «Сказать "мало уделял нам внимания" – значит ничего не сказать. Он почти не уделял нам внимания, – вспоминает об отце Федор Бондарчук. – Но влияние на нас все-таки оказал гро­маднейшее. И в большей степени это касается искусства. Кстати, в последние годы его жизни я общался с ним доста­точно плотно именно как с советчиком и другом. Да, отца мне всегда не хватало и безумно не хватает сейчас». В жизни Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой было немало трудностей, невзгод. Одним из таких тяжелых для их семьи периодов стала вторая половина 80-х. Ведь Бон­дарчук и Скобцева символизировали собой советское кино, а с приходом перестройки, когда все рушилось и отверга­лось, ничто советское не приветствовалось. На первый в перестроечный период кинематографический съезд Сер­гея Бондарчука не избрали даже делегатом. Молодые ре­жиссеры, в общем-то «имевшие зуб» на все советское кино, решили отыграться на Бондарчуке. Единственным, кто вышел на трибуну V съезда кинематографистов в 1986 году и защитил Сергея Федоровича, обратившись к залу: «Что вы делаете?! Это же предательство!», – был Никита Ми­халков. И все же Бондарчука удалось, нет, не сломать, но как-то отодвинуть на второй план, и, что еще страшнее, лишить возможности работать. В те годы Бондарчук почти перестал снимать... И когда, в начале 90-х годов, у режиссера появилась возможность снять на итальянские деньги «Тихий Дон», он готов был плакать от счастья. Тем более, что экранизи­ровать роман Шолохова было его заветной мечтой. И ни он и никто другой еще не знали, что этот фильм станет прощальной работой Сергея Бондарчука и что свое послед­нее детище ему увидеть уже не придется. Почти крими­нальная история с исчезновением отснятой ленты «Тихого Дона» оставалась очень долго невыясненной. Позднее ста­ло ясно, что «за кадром» была организована и проведена крупная денежная махинация. Итальянские продюсеры оказались аферистами высочайшего класса, не имевшими никакого отношения к кинематографу. Они обманули ре­жиссера, скрывшись вместе с черновым смонтированным вариантом фильма – «Тихий Дон» был практически го­тов. Картина за долги была арестована одним из банков Италии, сам видеоматериал хранился в Риме на киносту­дии, а вот звуковую запись продюсер увез и спрятал в Лон­доне. Что касается прав режиссера на картину, то в кон­тракте о них не было ни слова. Для неопытного в таких вопросах Сергея Бондарчука это стало полной неожидан­ностью. Телефонные переговоры и десятки писем ни к чему не привели. Эта история, полная отчаяния и боли, сократила последние годы жизни мастера. В октябре 1994-го сердце режиссера остановилось: он не смог пережить слу­чившегося. Распутать юридический и финансовый клубок в исто­рии с «Тихим Доном» не удавалось долгие годы ни госу­дарственным, ни частным структурам. И вот, спустя 13 лет, долговой конфликт был наконец решен. Последняя кар­тина Сергея Бондарчука вновь на Родине. Когда материал привезли в монтажную мастерскую, все вздохнули с об­легчением: пленка хорошо сохранилась. Единственное, что не удалось вернуть, – звуковой материал. Его, как и му­зыку к картине, придется писать заново. Главная задача – восстановить «Тихий Дон» именно таким, каким его хотел видеть Сергей Бондарчук. Ориентиры – черновой монтаж самого режиссера, его записи и, конечно, воспоминания Ирины Скобцевой, которая вместе со своими детьми сде­лала все, чтобы картина, снятая ее мужем, вернулась в Россию. «Бондарчук считал, что "Тихий Дон" – это фильм о любви, не о любви мужчины к женщине, хотя и это тоже есть, а о любви к Родине, о любви к Отечеству, о любви семейной, о любви братской». Существует мнение, что жить с гением очень трудно. Но Ирина Скобцева, которая всегда с неизменным тактом ис­полняла партию жены своего мужа, выдающегося мастера экрана, говорит по этому поводу так: «Некоторые люди уве­рены, что они гении, и начинают играть свою гениальность. Бондарчук жил в собственном лице, в поисках гармонии, и настолько мало ему было отпущено времени, чтобы снять "Войну и мир", "Ватерлоо" и 10-серийный фильм "Тихий Дон", что вся жизненная шелуха от него отлетала. Он никогда не изображал из себя гения. Когда-то в далеком прошлом их соединил киноэкран – первую московскую красавицу и кубанского парня со жгу­чими «казацкими» глазами. Они впервые сыграли вместе на одной съемочной площадке. Сыграли виртуозно, блес­тяще – быть может, потому, что за придуманной любовью шекспировских героев скрывалось их настоящее чувство.Бондарчук и Скобцева – это не только два символа советского кине­матографа, но и два верных спутника жизни, которых со­единили любовь, семья и творчество...

Ирина Константиновна Скобцева — легендарная актриса кино и театра, первая роковая красавица советского кино. В 1974 году получила звание Народной артистки РСФСР.

Детские годы

Ирина Скобцева появилась на свет в городе Туле 22 августа 1927 г. Ее родители - работники научной сферы. Местом работы отца на протяжении всей жизни оставалась метеорологическая станция. Если говорить о матери, то она была архивным работником, а потому зачастую возвращалась домой, когда была уже глубокая ночь.

С рождением Ирины положение семьи резко изменилось в худшую сторону: родители очень часто оставались дома, от финансового благополучия вскоре не осталось и следа. Тем не менее, семья не падала духом. При любой возможности девочку отправляли на попечение к бабушке и тете, в то время как родители интенсивно работали, чтобы вернуть себе прежнее финансовое состояние.

Именно бабушка и тётя посодействовали тому, что маленькая Ира освоила чтение и письмо задолго до того, как достигла школьного возраста. Еще в ранние годы девочка проявляла такие качества как одаренность и талантливость. Ее интересовали театр, музыка, живопись, она прикладывала усилия, чтобы освоить игру на пианино, была участницей кружков по рисованию и пению, а также упрашивала бабушку, чтобы та почаще водила ее на спектакли в театр. Бабушка всегда соглашалась, так как считала важным уделять внимание творческому развитию своей внучки.

В тот момент, когда Ира пошла в школу, ее тетя попала в автомобильную аварию, в которой погибла она и еще несколько пешеходов. После того, как девочку оповестили об этом, она замкнулась в себе и перестала посещать занятия в школе. По этой причине она на протяжении двух лет ходила в один и тот же класс.

Достаточно медленно Ира начала приходить в себя. Чтобы девочка полностью смогла вернуться к обычной жизни, учителя записали её в школьный театральный клуб, где стали сбываться ее заветные желания.

Юность и начало театральной карьеры

Поскольку Ирина Скобцева окончила среднюю школу с отличием, ей предложили продолжить получение образования в МГУ имени Ломоносова на историческом факультете по искусствоведческому направлению. Она воспользовалась этим заманчивым предложением, несмотря на то, что ее мечтой было поступить в Театральный институт.

Она приняла решение пойти по стопам родителей и стать работником в сфере науки. Впоследствии Ирина говорит о том, что благодаря этому направлению в ней еще сильнее начал развиваться творческий потенциал. В институте Скобцева активно принимала участие в самодеятельности - была участницей студенческого театра.

По прошествии двух лет Ирина Скобцева ушла из МГУ и начала обучаться в школе-студии МХАТ на курсе Карева. Там она стала появляться на сцене как второстепенный персонаж. На протяжении учебы в школе-студии Ирина успела поучаствовать в большом количестве постановок и обзавестись знакомствами со знаменитыми и авторитетными персонами мира телевидения, театра и кино.

Карьера в кино

В первый раз Ирине Скобцевой удалось попасть на большой экран, когда она осваивала последний курс школы МХАТа. Сотни кандидаток приходили на кастинг, но режиссеру Сергею Юткевичу понравился образ Ирины, и он выбрал ее. Она сыграла женскую роль Дездемоны в трагедии Шекспира «Отелло».

После этой роли к ней пришла всесоюзная и всемирная популярность. Позже артистке заслуженно присвоили звание «Мисс шарм Каннского фестиваля».

Прочувствовав вкус небывалого успеха, Ирина Константиновна украсила своим участием более 70 фильмов. Чаще всего ей давали характерные роли в известнейших кинокартинах.

Ей достались главные роли в картине-биографии «Иван Франко», комедиях «Зигзаг удачи», «Обыкновенный человек», детективе «Пятьдесят на пятьдесят», военной драме «Человек в штатском», мелодрамах «Призраки зелёной комнаты» и «Сережа», научной фантастике «Суд сумасшедших», драме «Единожды солгав…».

Также стоит сказать про ее роли на втором плане. Она сыграла в популярных фильмах: эпопее «Война и мир», романтической драме «Белые ночи», лирическом комедийном фильме «Я шагаю по Москве».

Своей актерской игрой она завоевывала сердца зрителей в драмах «Они сражались за Родину» и «Овод», музыкальной сказке «Мэри Поппинс, до свидания!», совместной российско-итало-британской экранизации «Тихий Дон», социальной комедии «Тридцать три».

Кадр из фильма «Они сражались за Родину»

Пожилая артистка не оставила актерскую деятельность и в нынешнем тысячелетии: она снималась в фильмах и сериалах, из которых стоит выделить приключенческую драму «Золото», антиутопию «Обитаемый остров», психологическую и историческую драмы - «Янтарные крылья», «Белая гвардия», а также мелодраму «Семейный ужин».

Стоит упомянуть и о последней кинокартине, в съемках которой актриса принимала участие в возрасте 88 лет. Речь идет о детской приключенческой мистике под названием «Тайна тёмной комнаты». Ирина Скобцева сыграла в этом фильме главную взрослую роль.

Существуют легкоузнаваемые актеры, их распознаешь с первой минуты появления на экране. Скобцева относится к совершенно другой категории. Она всегда выглядит и преподносит себя по-разному, внося новые черты и штрихи в образ, у нее нет особых постоянных примет.

Зачастую режиссеры говорят о том, что Ирина обладает невероятным талантом, который помогает ей одинаково хорошо сыграть как главную, так и второстепенную роль.

Все экранные работы Ирины Скобцевой имеют одну отличительную черту: внешний облик героини у нее всегда получается ярким и емким, не остается без внимания пластический рисунок образа. Здесь как раз и находит свое проявление ее искусствоведческая подготовка и оригинальность таланта.

Но, возможно, важная роль досталась и тому обстоятельству, что начало творческой карьеры актрисы проходило под кураторством С. Юткевича, который был народным артистом СССР и режиссером, наделяющим живописное решение фильма исключительным значением.

О личной жизни

Когда Ирина Константиновна училась в МГУ, ее очаровал Алексей Аджубеев, обучавшийся на факультете журналистики. На тот момент он уже обладал театральным образованием. Они поженились в 1945 году, их брак продлился четыре года. По инициативе Аджубеева в 1949 году пара развелась, поскольку он повстречал Раду Хрущёву.

В тот момент, когда снималась трагедия «Отелло», у Скобцевой завязался роман с Сергеем Бондарчуком. Он тоже играл в этом фильме. Все усложняло то обстоятельство, что у Бондарчука была жена - актриса Инна Макарова. Спустя четыре года влюбленные официально зарегистрировали свои отношения и прожили в браке 35 лет, вплоть до того, как знаменитый актер и режиссер умер.

22 августа 2017

22 августа главной Дездемоне советского кино, артистке Ирине Константиновне Скобцевой, исполнилось 90 лет. сайт вспоминает ее самую яркую роль в кино, которая стала началом большой любви.

Кадр из фильма

Дебютной работой Ирины Скобцевой в кино стала главная роль в картине Сергея Юткевича «Отелло». Для начинающей тогда актрисы участие в этом фильме стало личным и профессиональным триумфом. На площадке «Отелло» состоялось её близкое знакомство с Сергеем Бондарчуком.

Когда съемки фильма «Отелло» были окончены, режиссер решил доснять сцену венчания Отелло и Дездемоны. Бондарчуку и Скобцевой пришлось поехать в Ригу. Сцена снималась в католическом соборе. Звучал орган, Ирина Скобцева была в роскошном платье. Бондарчук не устоял. Сразу после окончания работы над этой сценой, он заявил партнерше, что намерен добиться её любви. Она и не планировала сопротивляться.


Кадр из фильма

С того самого момента, как Скобцева и Бондарчук полюбили друг друга, до дня их свадьбы прошло долгих четыре года. Сергей Фёдорович был тогда женат на Инне Макаровой. И высшее руководство давило на него, чтобы он не думал разводиться. Бондарчук писал портреты Ирины Константиновны, мечтал создать с ней семью. Бондарчука и Скобцеву не выпускали вместе за границу на премьерные показы «Отелло». Однако на своем они все-таки настояли.

Актриса категорически отказывать комментировать все разговоры, которые велись вокруг её отношений с советским кинематографистом. Зато не скупилась на слова его бывшая супруга Инна Макарова. Она рассказывала, что бывший супруг Скобцеву боится, а не любит. «Все последующие годы, когда Сергей приходил ко мне, часто спрашивал: «Ты как?» Он будто хотел убедиться, что мне без него хорошо. Сам он счастливым не выглядел. Однажды поинтересовалась: «Сережа, ты ее хоть любишь?» Он помолчал и ответил: «По-моему, нет», — рассказывала Макарова. - Меня эти слова поразили. Мне показалось, что он Скобцевой боялся. Все время жаловался. Как-то спросила: «Сережа, правда, что отец у нее профессор?» — «Какой он профессор? У холодильника околачивается, пьет». Мать её люто ненавидел. Не знаю, как они там жили, но Сергей Герасимов однажды сказал: «Как он там неуместен!»

Однако это не помешало Скобцевой и Бондарчуку воспитать двух детей. Во время съёмок фильма «Война и мир» в их семье родились дети - Фёдор и Елена, которые пошли по стопам своих отца и матери. Елены Сергеевна скоропостижно скончалась в 2009 году. Её было всего 47 лет.


Кадр из фильма

На протяжении более трёх десятков лет Ирина Скобцева была для своего супруга не только любимой женщиной, но и верным соратником и помощником. Во времена, когда они вместе преподавали во ВГИКе, Ирина Константиновна всячески пыталась успокаивать своего строгого и бескомпромиссного мужа, который был недоволен успехами подопечных. Она сглаживала все конфликты, а во внеурочное время общалась со студентами, дополнительно обучая их всех тонкостям профессии и этикету.

Здоровье Бондарчука серьёзно пошатнулось после того, как его убрали с поста секретаря правления Союза кинематографистов СССР. Многие недоброжелатели распространяли за его спиной неприятные слухи. Спасение он искал в живописи и в работе. После ухода своего супруга в 1994 году, Ирина Скобцева решила стать хранительницей его творческого наследия. Спустя 23 года после того, как актриса потеряла мужа, она продолжает делать всё возможное, чтобы его имя не было забыто.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева


Это была почти мистическая история. Летом студентка Школы-студии МХАТ Ирина Скобцева отдыхала в Доме творчества художников. Живописец Василий Ефанов, вдохновлённый красотой девушки, написал её портрет. Вскоре у Ефанова состоялась выставка в Академии художеств, и среди прочих своих картин он выставил портрет Ирины Скобцевой. Она вошла в зал и увидела, что перед её портретом стоит Сергей Фёдорович Бондарчук, народный артист СССР.

Он начинал играть в Ейском драмтеатре. Тогда же в первый раз женился, у него родился сын. В сорок первом Бондарчук ушёл добровольцем на фронт. После Победы окончил актёрский факультет ВГИКа в мастерской Герасимова. Первая же работа Бондарчука в кино - роль Валько в фильме «Молодая гвардия» - принесла ему всесоюзную известность. В этой картине снялась Инна Макарова, ставшая его второй женой. В 1950 году на свет появилась дочь, будущая актриса и режиссёр Наталья Бондарчук.

В 1955 году режиссёр Сергей Юткевич без кинопроб решил поручить Бондарчуку роль венецианского мавра в новой экранизации трагедии Шекспира «Отелло». На роль Дездемоны была утверждена Ирина Скобцева. После встречи в картинной галерее они виделись мельком на киностудии имени Горького. На «Отелло» актёры впервые работали вместе. «И вот в кадре он взял меня за руку, и так - рука об руку - мы прожили вместе сорок лет, до последнего его земного вздоха», - вспоминала Скобцева. А Сергей Фёдорович шутил: «Сперва задушил, а потом женился».

Они быстро поняли, что не могут существовать друг без друга. Но прежде чем объединились в семью, им пришлось пройти через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне. Бондарчука и Скобцеву вызывали в ЦК КПСС, не выпускали вдвоём на зарубежные премьеры. А успех у «Отелло» был огромный, актёров приглашали с картиной по всему миру.

К новой жене он уходил тяжело: переживал, метался. В прежней семье была маленькая дочь Наташа. Окончательно всё решила Инна Макарова: уходишь - уходи!

«Однажды, это был 1958 год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вечером мне сообщили, что я не еду, - рассказывает Скобцева. - И Сергей Фёдорович прямо с аэродрома приехал ко мне, заявил, что больше никуда без меня не поедет. Но, перед тем как мы расписались, он поставил мне два незыблемых условия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы три дня…»

Бондарчук переселился в двухкомнатную квартиру жены, где были бабушка, мама и папа. Приняли его очень радушно. Глава семьи был научным работником Главного управления метеослужбы, а Юлия Николаевна, мама Ирины, всю жизнь работала в архивах. Молодожёнам отдали одну комнату.

После встречи с Бондарчуком вся жизнь Ирины Скобцевой была подчинена семье и совместной работе, других интересов у неё не было.

Она от многого отказывалась, в том числе от карьеры актрисы. Начало ведь у неё действительно было блестящим - заметные роли в фильмах «Отелло», «Неповторимая весна», «Поединок», «Обыкновенный человек»… Но по-другому поступить не могла, да и не хотела.

Они ждали, когда им построят кооперативную квартиру, но так получилось, что им дали квартиру на Тверской. Свой кооперативный взнос Бондарчук отдал детскому садику. Двухкомнатную квартиру сдали государству и все вместе переехали жить в новую квартиру.

Счастье прирастало детьми. Обстоятельства складывались так, что дети рождались без отца. Когда родилась Алёнка, Сергей Фёдорович был на молодёжном фестивале в Хельсинки, где режиссёр был почётным гостем. Телеграмму с сообщением о рождении дочери ему принесла девочка. Он спросил: «Как тебя звать?» - «Алёнушка». - «Вот и у меня будет Алёнушка».

Федя тоже родился в тот момент, когда Бондарчук был вдали от дома. Сначала его называли Тарасик, затем князь Андрей: няньки, когда его приносили, говорили: «Вот князь Андрей». Но буквально через три месяца после его рождения умер отец Бондарчука, Фёдор Петрович, и сына назвали в честь деда.

Перед съёмками «Войны и мира» Сергей Фёдорович сказал жене: «Я буду снимать картину, а всё остальное - твоя забота…»

Работа над грандиозной эпопеей заняла десять лет. Ирина Скобцева сыграла Элен, хотя ей очень не хотелось играть эту роль: «Во-первых, она мне была неприятна, а во-вторых, знаете, как всегда потом начинают говорить: „Конечно, он её снимает. Она ведь жена режиссёра". Но Сергей Фёдорович меня уговорил: „Ну пожалуйста, сыграй. Ты мне очень нужна в этом фильме"».

Дом Бондарчуков превратился в филиал съёмочной площадки. Может быть, в личном плане они многое тогда упустили: никаких «светских» вечеров, четыре года съёмок, постоянные экспедиции, а там - неустроенность, иногда и есть-то приходилось на подножке грузовика, но они были счастливы. Кстати, с Ириной Константиновной Бондарчук строже всех делал пробы. Она же никогда не позволяла себе вести как жена режиссёра, была всегда тактичная и организованная.

Сергей Фёдорович был по натуре очень страстным человеком. Скажем, увлёкся работой над фильмом и ни о чём вообще больше не думал. Он мог забыть про день рождения жены, она же никогда не обижалась, понимая, что у Сергея Фёдоровича голова постоянно занята другим… Однажды Бондарчук привёз ей огромный флакон духов на пол-литра. Эти духи потом у Ирины Константиновны держались десять - пятнадцать лет.

Всё, что связано было с творчеством, с фантазией, - на это Сергей Фёдорович был мастер… Когда не было подарка - он за пару дней из куска берёзы вырезал бюст Толстого. У Бондарчука на даче был сарай, в котором он мастерил всякие интересные вещи из дерева. Из зарубежных поездок режиссёр привозил столярные инструменты.

Как депутат Верховного Совета СССР, Сергей Фёдорович получал огромное количество писем и считал своим долгом ответить на каждое. Ходоки ехали к нему со всего Союза - в основном на студию. Домой их старались не пускать - на страже стояли Ирина Константиновна и её мама. Однако просители всё равно проникали. Их всех приходилось кормить, поить. Скобцева однажды бросила в сердцах, что Ленинская премия за «Судьбу человека» целиком ушла на то, чтобы отметить её получение.

Да, у Бондарчуков всегда был хлебосольный дом. У них дневали и ночевали друзья, коллеги, просто знакомые, которые хотели сделать карьеру с помощью Сергея Фёдоровича, и множество странных личностей - изобретателей, врачевателей. Кроме того, за Бондарчуком всё время ходили какие-то люди с блокнотами и записывали каждое его слово. Дети между собой называли их «бытописателями».

К своим детям Сергей Фёдорович всегда относился как ко взрослым. И если читал им стихи, то даже для малышей делал это будто со сцены… Алёнке было года три, она знала уже очень много стихов наизусть и даже рассказывала сказки, в точности по интонации и манерам повторяя отца. Однажды Бондарчук прочёл ей пушкинского «Пророка». Она развела ручонки в стороны: «Ну, папа, это уж не для детей!»

Алёна окончила школу-студию МХАТа. Играла в Пушкинском театре, в «Моссовете». Со спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» ездила на гастроли в Америку. Потом она стала одной из ведущих актрис МХАТа имени Горького. Федя окончил режиссёрский факультет ВГИКа, снимает клипы. Их жизненный выбор нетрудно объяснить. Они ведь постоянно были рядом и варились в том же кинематографическом котле, что и родители.

Жизнь не раз и не два испытывала их брак на прочность. После пятого съезда Союза кинематографистов, на котором Бондарчука не просто вывели из секретариата правления, но и постарались максимально, насколько способны завистники и недоброжелатели, облить грязью, он долгое время оставался не у дел. В это трудное время его поддержала семья.

«Бывали у нас отливы, бывали приливы, был и девятый вал - это и есть жизнь, - говорил Бондарчук в 1992 году, давая интервью газете „Семья". - А жить как в раю и слушать пение ангелов - это скучно и даже тоскливо. Жизнь, она в тревогах и в заботах, на взлётах и падениях. Жена для меня друг, ближайший помощник, человек, который разделяет все мои горести, неудачи, успехи, поражения, победы… Мы уже 18 лет вместе преподаём во ВГИКе, она доцент, я профессор. И я надеюсь, что мы будем всегда помогать друг другу и в творчестве, и в жизни».

Сергей Фёдорович давно вынашивал планы новой постановки «Тихого Дона». Но поддержки и средств на этот проект в России он не нашёл. Зато свои услуги предложили итальянцы.

В январе 1990 года в Риме он подписал с продюсером соглашение о производстве десятисерийной теле- и пятичасовой киноверсии романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съёмки прошли на удивление быстро, всего за одиннадцать месяцев. В картине снималось более 1000 актёров. Ирина Скобцева сыграла Ильиничну, Алёна Бондарчук - Наталью.

Итальянский продюсер обанкротился и исчез вместе с фильмом. Бондарчук так и не увидел конечного результата. Последние месяцы его жизни были замешены на крови (открылись три кровоточащие язвы), кофе и сигаретах. Работа, которая была для него единственным стимулом и смыслом жизни, не двигалась с мёртвой точки. Только в живописи он находил для себя маленькую отдушину. Рисовал всё, что попадалось на глаза: свои призы, курительные трубки, книжки, цветы… Врачи не сразу поставили ему диагноз. Оказалось, поражено лёгкое и уже ничего нельзя поделать.

Уходил он тихо. Перед смертью за два часа причастился и исповедовался. Сергей Фёдорович Бондарчук умер 20 октября 1994 года в Москве.

«Долгое время после смерти отца мама не могла прийти в себя, - рассказывает Фёдор Бондарчук. - Добивалась установки мемориальной доски на доме, разбиралась с архивом, оставшимся после папы… Однажды я ей посоветовал: „Слушай, мам, записывай всё, что только вспомнишь… Не делай из воспоминаний философский труд или учебник по режиссуре. Вспомни, что было у вас интересного, и запиши"».

Алёна буквально вытащила мать к жизни. Помогла отремонтировать дачу. Ирина Константиновна начала сниматься в кино. «У меня было всё: счастье, любовь, семья… - говорит она. - А теперь темнота. Мне часто говорит моя дочь Алёна: „Мама, у тебя нет друзей". А моя жизнь тогда и теперь принадлежит Бондарчуку, служению ему».

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева

Это была почти мистическая история. Летом студентка Школы-студии МХАТ Ирина Скобцева отдыхала в Доме творчества художников. Живописец Василий Ефанов, вдохновлённый красотой девушки, написал её портрет. Вскоре у Ефанова состоялась выставка в Академии художеств, и среди прочих своих картин он выставил портрет Ирины Скобцевой. Она вошла в зал и увидела, что перед её портретом стоит Сергей Фёдорович Бондарчук, народный артист СССР.

Он начинал играть в Ейском драмтеатре. Тогда же в первый раз женился, у него родился сын. В сорок первом Бондарчук ушёл добровольцем на фронт. После Победы окончил актёрский факультет ВГИКа в мастерской Герасимова. Первая же работа Бондарчука в кино - роль Валько в фильме «Молодая гвардия» - принесла ему всесоюзную известность. В этой картине снялась Инна Макарова, ставшая его второй женой. В 1950 году на свет появилась дочь, будущая актриса и режиссёр Наталья Бондарчук.

В 1955 году режиссёр Сергей Юткевич без кинопроб решил поручить Бондарчуку роль венецианского мавра в новой экранизации трагедии Шекспира «Отелло». На роль Дездемоны была утверждена Ирина Скобцева. После встречи в картинной галерее они виделись мельком на киностудии имени Горького. На «Отелло» актёры впервые работали вместе. «И вот в кадре он взял меня за руку, и так - рука об руку - мы прожили вместе сорок лет, до последнего его земного вздоха», - вспоминала Скобцева. А Сергей Фёдорович шутил: «Сперва задушил, а потом женился».

Они быстро поняли, что не могут существовать друг без друга. Но прежде чем объединились в семью, им пришлось пройти через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне. Бондарчука и Скобцеву вызывали в ЦК КПСС, не выпускали вдвоём на зарубежные премьеры. А успех у «Отелло» был огромный, актёров приглашали с картиной по всему миру.

К новой жене он уходил тяжело: переживал, метался. В прежней семье была маленькая дочь Наташа. Окончательно всё решила Инна Макарова: уходишь - уходи!

«Однажды, это был 1958 год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вечером мне сообщили, что я не еду, - рассказывает Скобцева. - И Сергей Фёдорович прямо с аэродрома приехал ко мне, заявил, что больше никуда без меня не поедет. Но, перед тем как мы расписались, он поставил мне два незыблемых условия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы три дня…»

Бондарчук переселился в двухкомнатную квартиру жены, где были бабушка, мама и папа. Приняли его очень радушно. Глава семьи был научным работником Главного управления метеослужбы, а Юлия Николаевна, мама Ирины, всю жизнь работала в архивах. Молодожёнам отдали одну комнату.

После встречи с Бондарчуком вся жизнь Ирины Скобцевой была подчинена семье и совместной работе, других интересов у неё не было.

Она от многого отказывалась, в том числе от карьеры актрисы. Начало ведь у неё действительно было блестящим - заметные роли в фильмах «Отелло», «Неповторимая весна», «Поединок», «Обыкновенный человек»… Но по-другому поступить не могла, да и не хотела.

Они ждали, когда им построят кооперативную квартиру, но так получилось, что им дали квартиру на Тверской. Свой кооперативный взнос Бондарчук отдал детскому садику. Двухкомнатную квартиру сдали государству и все вместе переехали жить в новую квартиру.

Счастье прирастало детьми. Обстоятельства складывались так, что дети рождались без отца. Когда родилась Алёнка, Сергей Фёдорович был на молодёжном фестивале в Хельсинки, где режиссёр был почётным гостем. Телеграмму с сообщением о рождении дочери ему принесла девочка. Он спросил: «Как тебя звать?» - «Алёнушка». - «Вот и у меня будет Алёнушка».

Федя тоже родился в тот момент, когда Бондарчук был вдали от дома. Сначала его называли Тарасик, затем князь Андрей: няньки, когда его приносили, говорили: «Вот князь Андрей». Но буквально через три месяца после его рождения умер отец Бондарчука, Фёдор Петрович, и сына назвали в честь деда.

Перед съёмками «Войны и мира» Сергей Фёдорович сказал жене: «Я буду снимать картину, а всё остальное - твоя забота…»

Работа над грандиозной эпопеей заняла десять лет. Ирина Скобцева сыграла Элен, хотя ей очень не хотелось играть эту роль: «Во-первых, она мне была неприятна, а во-вторых, знаете, как всегда потом начинают говорить: „Конечно, он её снимает. Она ведь жена режиссёра“. Но Сергей Фёдорович меня уговорил: „Ну пожалуйста, сыграй. Ты мне очень нужна в этом фильме“».

Дом Бондарчуков превратился в филиал съёмочной площадки. Может быть, в личном плане они многое тогда упустили: никаких «светских» вечеров, четыре года съёмок, постоянные экспедиции, а там - неустроенность, иногда и есть-то приходилось на подножке грузовика, но они были счастливы. Кстати, с Ириной Константиновной Бондарчук строже всех делал пробы. Она же никогда не позволяла себе вести как жена режиссёра, была всегда тактичная и организованная.

Сергей Фёдорович был по натуре очень страстным человеком. Скажем, увлёкся работой над фильмом и ни о чём вообще больше не думал. Он мог забыть про день рождения жены, она же никогда не обижалась, понимая, что у Сергея Фёдоровича голова постоянно занята другим… Однажды Бондарчук привёз ей огромный флакон духов на пол-литра. Эти духи потом у Ирины Константиновны держались десять - пятнадцать лет.

Всё, что связано было с творчеством, с фантазией, - на это Сергей Фёдорович был мастер… Когда не было подарка - он за пару дней из куска берёзы вырезал бюст Толстого. У Бондарчука на даче был сарай, в котором он мастерил всякие интересные вещи из дерева. Из зарубежных поездок режиссёр привозил столярные инструменты.

Как депутат Верховного Совета СССР, Сергей Фёдорович получал огромное количество писем и считал своим долгом ответить на каждое. Ходоки ехали к нему со всего Союза - в основном на студию. Домой их старались не пускать - на страже стояли Ирина Константиновна и её мама. Однако просители всё равно проникали. Их всех приходилось кормить, поить. Скобцева однажды бросила в сердцах, что Ленинская премия за «Судьбу человека» целиком ушла на то, чтобы отметить её получение.

Да, у Бондарчуков всегда был хлебосольный дом. У них дневали и ночевали друзья, коллеги, просто знакомые, которые хотели сделать карьеру с помощью Сергея Фёдоровича, и множество странных личностей - изобретателей, врачевателей. Кроме того, за Бондарчуком всё время ходили какие-то люди с блокнотами и записывали каждое его слово. Дети между собой называли их «бытописателями».

К своим детям Сергей Фёдорович всегда относился как ко взрослым. И если читал им стихи, то даже для малышей делал это будто со сцены… Алёнке было года три, она знала уже очень много стихов наизусть и даже рассказывала сказки, в точности по интонации и манерам повторяя отца. Однажды Бондарчук прочёл ей пушкинского «Пророка». Она развела ручонки в стороны: «Ну, папа, это уж не для детей!»

Алёна окончила школу-студию МХАТа. Играла в Пушкинском театре, в «Моссовете». Со спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» ездила на гастроли в Америку. Потом она стала одной из ведущих актрис МХАТа имени Горького. Федя окончил режиссёрский факультет ВГИКа, снимает клипы. Их жизненный выбор нетрудно объяснить. Они ведь постоянно были рядом и варились в том же кинематографическом котле, что и родители.

Жизнь не раз и не два испытывала их брак на прочность. После пятого съезда Союза кинематографистов, на котором Бондарчука не просто вывели из секретариата правления, но и постарались максимально, насколько способны завистники и недоброжелатели, облить грязью, он долгое время оставался не у дел. В это трудное время его поддержала семья.

«Бывали у нас отливы, бывали приливы, был и девятый вал - это и есть жизнь, - говорил Бондарчук в 1992 году, давая интервью газете „Семья“. - А жить как в раю и слушать пение ангелов - это скучно и даже тоскливо. Жизнь, она в тревогах и в заботах, на взлётах и падениях. Жена для меня друг, ближайший помощник, человек, который разделяет все мои горести, неудачи, успехи, поражения, победы… Мы уже 18 лет вместе преподаём во ВГИКе, она доцент, я профессор. И я надеюсь, что мы будем всегда помогать друг другу и в творчестве, и в жизни».

Сергей Фёдорович давно вынашивал планы новой постановки «Тихого Дона». Но поддержки и средств на этот проект в России он не нашёл. Зато свои услуги предложили итальянцы.

В январе 1990 года в Риме он подписал с продюсером соглашение о производстве десятисерийной теле- и пятичасовой киноверсии романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съёмки прошли на удивление быстро, всего за одиннадцать месяцев. В картине снималось более 1000 актёров. Ирина Скобцева сыграла Ильиничну, Алёна Бондарчук - Наталью.

Итальянский продюсер обанкротился и исчез вместе с фильмом. Бондарчук так и не увидел конечного результата. Последние месяцы его жизни были замешены на крови (открылись три кровоточащие язвы), кофе и сигаретах. Работа, которая была для него единственным стимулом и смыслом жизни, не двигалась с мёртвой точки. Только в живописи он находил для себя маленькую отдушину. Рисовал всё, что попадалось на глаза: свои призы, курительные трубки, книжки, цветы… Врачи не сразу поставили ему диагноз. Оказалось, поражено лёгкое и уже ничего нельзя поделать.

Уходил он тихо. Перед смертью за два часа причастился и исповедовался. Сергей Фёдорович Бондарчук умер 20 октября 1994 года в Москве.

«Долгое время после смерти отца мама не могла прийти в себя, - рассказывает Фёдор Бондарчук. - Добивалась установки мемориальной доски на доме, разбиралась с архивом, оставшимся после папы… Однажды я ей посоветовал: „Слушай, мам, записывай всё, что только вспомнишь… Не делай из воспоминаний философский труд или учебник по режиссуре. Вспомни, что было у вас интересного, и запиши“».

Алёна буквально вытащила мать к жизни. Помогла отремонтировать дачу. Ирина Константиновна начала сниматься в кино. «У меня было всё: счастье, любовь, семья… - говорит она. - А теперь темнота. Мне часто говорит моя дочь Алёна: „Мама, у тебя нет друзей“. А моя жизнь тогда и теперь принадлежит Бондарчуку, служению ему».

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора

ИРИНА Византийская императрица Исаврийской династии, правившая в 797- 802 гг. Жена с 17 дек 769 г. Льва IV Хазара. Род ок. 752 г. Умер 9 авг. 803 г.Местом рождения Ирины были Афины. За необыкновенную красоту император Константин V выбрал ее в жены своему сыну Льву. После смерти свекра и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Из книги 100 великих режиссёров автора Мусский Игорь Анатольевич

СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ БОНДАРЧУК (1920–1994) Русский советский режиссёр и актёр. Фильмы: «Судьба человека» (1959), «Война и мир» (1966–1967), «Они сражались за Родину» (1975), «Степь» (1977), «Борис Годунов» (1986) и др. Сергей Фёдорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозёрка

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Сергей Бондарчук - Андрей Тарковский Творчество Сергея Бондарчука и Андрея Тарковского - две вершины в истории советского кинематографа. Разные до противоположности в своей авторской индивидуальности и в своем видении мира, они в чем-то между тем были очень схожи

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК Сергей Федорович Бондарчук родился в сентябре 1920 г. в селе Белозерка Херсонской губернии. Вскоре после его рождения семья переехала в Таганрог, где отец Бондарчука работал на кожевенном заводе. (Позже он активно участвовал в коллективизации, был

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Эйрена, Ирена, Ирина (греч.) - «мир» - богиня, олицетворение мира. Первоначально Э. наряду с Эвномией и Дике считали одной из трех гор, родившихся от союза Зевса и Фемиды и ведавших сменой времен года. Э. изображали в виде молодой женщины с рогом изобилия, с оливковой74 ветвью

Из книги 100 великих олимпийских чемпионов автора Малов Владимир Игоревич

ИРИНА ДЕНЕЖКИНА Денежкина Ирина Викторовна родилась 31 октября 1981 года в Свердловске в семье юрисконсульта Средне-Уральского книжного издательства. Окончила факультет журналистики Уральского университета (2003).Дебютировала в Интернете, под псевдонимом «Сестра Нигера»

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

ИРИНА РОДНЯНСКАЯ Роднянская Ирина Бенционовна родилась 21 февраля 1935 года в Харькове в семье врача и преподавательницы музыки. Окончила Московский библиотечный институт (1956). Работала в городской библиотеке Новокузнецка (1956–1958), в ИНИОНе (1971–1976). С 1987 года в журнале

Из книги автора

Ирина Роднина (Родилась в 1949 г.)Советская фигуристка. Чемпионка XIзимних Олимпийских игр в Саппоро (Япония), 1972 год. Чемпионка XIIзимних Олимпийских игр в Инсбруке (Австрия), 1976 год. Чемпионка XIIIзимних Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде (США), 1980 годДаже трудно поверить, что Ирине

Из книги автора

ГРЕКОВА ИРИНА Ирина Грекова (р. 1907) (настоящее имя и фамилия Елена Сергеевна Венцель). Русский писатель, доктор технических наук. Автор сборника повестей и рассказов «Под фонарем», отдельных повестей «На испытаниях», «Маленький Гарусов», «Хозяйка гостиницы», «Кафедра»,