Инесса Арманд: биография, личная жизнь, политическая деятельность и фото. Инесса и александр

Ее имя всегда было окружено мифами, легендами, сплетнями...

Среди имен людей, готовивших Октябрьскую революцию, одно из самых звучных – имя Инессы Арманд. Но оно всегда было окружено мифами, легендами, сплетнями. Чтобы окончательно развеять их, внучатая племянница революционерки, журналист, телепродюссер и сценарист Рене Арманд написала книгу "Инесса", которая в эти дни, дни 100-летия Октября, выходит в Москве.

В истории России XIX-XX веков хорошо известна фамилия Арманд. Выходцы из Франции, они – промышленники, меценаты, люди искусства, революционеры – много сделали для своей новой родины. Но сегодня фамилия Арманд ассоциируется только с именем Инессы Арманд. Как французы Арманд попали в Россию? Как молодая француженка Инесса попала в эту семью?

Инесса (слева) и Рене Арманд, 1893 год

Так уж повелось, что в нашей семье об Инессе говорили мало. Дело было в конспирации. Инесса еще при жизни приучила всю семью, включая детей, помалкивать о ней, о ее делах.

Моя бабушка Рене, урожденная Стеффен, впервые приехала в Россию в 17 лет. До конца жизни по-русски она говорила довольно плохо – в отличие от своей родной сестры Инессы, которую в шестилетнем возрасте отправили из Парижа в Москву к их бабушке Вильд. Когда Инесса вышла замуж за Александра Евгеньевича Арманда, старшего сына владельца торгового дома "Арманд и сыновья", на ее младшую сестру Рене, девушку неброской красоты, но обладавшую красивым оперным голосом, обратил внимание другой брат – Николай. Две сестры вышли замуж за двух братьев.

Православная церковь браки между родственниками, даже свойственниками, не одобряла. Но старшие Арманды были уважаемыми людьми (их предки осели в России после Французской революции), почетными потомственными гражданами, богатыми фабрикантами, много жертвовали на церковь и занимались благотворительностью. Патриархия дала согласие на этот брак. Для венчания девицы Стеффен, французского происхождения и англиканского вероисповедания, приняли православную веру.

Обе пары поселились в соседних имениях Ельдигино и Алёшино возле подмосковного Пушкино, где располагались ткацкие и красильные фабрики Армандов. Оба молодых мужа были заняты делами и общественными обязанностями. Управляли фабриками, были гласными (депутатами) Думы. Их жены тоже не бездельничали. Когда Александр спросил Инессу, какой подарок она хотела бы получить по случаю рождения первенца, молодая мать попросила построить в селе школу, где она сможет учить грамоте крестьянских детей и просвещать их родителей. Просьба была выполнена. Рене, обладавшая оперным голосом (унаследовала дар от родителей), обожала заниматься с подрастающим поколением музыкой. За десять лет Инесса родила пятерых детей, Рене – шестерых, в том числе и моего отца. Кстати, у их свекра Евгения Евгеньевича (Эжена Франсуа) и свекрови, Варвары Карловны (Барбары) де Монси было 12 детей и 40 внуков.

Когда Инесса Арманд стала заниматься революционной деятельностью?

Глава клана, Евгений Евгеньевич, по горло занятый заботами и делами в Товариществе "Евгений Арманд и сыновья", даже не подозревал, что младшее поколение его семьи насквозь пронизано революционными идеями. Его наследники, начиная со старшего, кандидат-директора Александра Евгеньевича и кончая младшим, студентом Владимиром, под носом у родителей вели пропагандистскую работу на собственных фабриках, просвещая рабочих относительно их прав. Когда жандармы, десять раз извинившись перед главой семейства, провели обыск, то к несказанному изумлению хозяина дома и его жены, извлекли из подпола типографское оборудование, листовки. Вину на себя взял студент Евгений Каммер, служивший воспитателем в семье. Но жандармы докопались до истины. Они понимали, что у воспитателя в семье были сообщники. В результате двое отпрысков были высланы заграницу доучиваться, а Каммера отправили на жительство в глухую провинцию, откуда Арманды его вызволили.

Когда происходила вся эта история, Инесса и думать не думала о революционной работе. Она занималась тем, чем в то время было принято заниматься дамам из общества – благотворительностью. Ее подругой была первая русская женщина-статистик Минна Горбунова-Каблукова, переписывавшаяся с Энгельсом. На ее журфиксах Инесса слушала выступления видных русских общественных деятелей того времени.

Инесса Арманд, 1910 год

К революционной работе ее привлек младший брат мужа, Владимир Арманд, студент МГУ. Он состоял в социал-демократическом кружке. На свадьбе Инессы и Александра, увидев невесту в подвенечном наряде, он важно заявил: "Когда вырасту, женюсь на тебе, вот увидишь". Взрослые засмеялись. А зря... Через десять лет эта пара соединилась и произвела на свет сына Андрюшу. Клан Армандов сделал вид, что ничего не случилось. Младенца записали, как сына ее законного мужа Александра – Андрей Александрович. Это произошло осенью 1903 года. А зимой 1905-го, после убийства Великого князя Сергея Александровича, Инессу впервые арестовали. С ними в московской квартире на Остоженке жил воспитанник семьи, сын умершего рабочего 18-летний Иван Николаев, у которого был револьвер. Инесса заявила, что оружие принадлежит ей. Рене, жившая по соседству на Воздвиженке, получив это известие от дворника, в четыре часа утра на извозчике приехала за тремя младшими детьми сестры и забрала их к себе. Потом ей доводилось устраивать тайные встречи Инессы с детьми, когда та бежала из ссылки и затем нелегально приезжала в Россию из эмиграции. Ездила бабушка с моим отцом Павлом (Полем) и к Инессе в Париж – привезла ей младших детей, Варю и Андрея (Андрэ).

По случаю приезда сестры Инесса устроила музыкальный вечер, на который пришли жившие по соседству на улице Мари-Роз супруги Ульяновы. Ленин вмешался в игру двух мальчишек – семилетнего Андрэ и восьмилетнего Поля. Сказал, что кто в борьбе победит, тот получит звание большевика, а кто проиграет – меньшевика. В игре мой будущий отец поддался маленькому и болезненному Андрэ.

Рене Арманд-старшая с сыном Полем. 1940 г.

Вот как сложилась судьба этого "меньшевика" и "большевика". Мой отец в 16 лет ушел на гражданскую войну. Был комиссаром бронепоезда, дошел до Перекопа. До конца дней (умер в 1964 году) вспоминал об этом – например, как они смогли в мокрой одежде, держа над головой оружие, по горло в вонючей воде, вброд перейти гнилое озеро Сиваш. Затем отец стал кинорежиссером. Как сорежиссер работал с Александровым, Юткевичем, Роомом. Павел Арманд – автор музыки и текста знаменитой песни "Тучи над городом встали" в фильме Юткевича "Человек с ружьем". С этой песни началась слава актера и певца Марка Бернеса. С ним отец дружил всю жизнь. С 1948 по 1963 гг. отец проработал на Рижской киностудии, ставил фильмы, обучал молодых латышей профессии. Многих местных актеров, в том числе и Вию Артмане, впервые вывел на экран.

"Большевик" Андрэ по болезни и малолетству в гражданской войне не участвовал. Андрей Арманд, полковник, погиб во время Отечественной войны и похоронен недалеко от местечка Мариямполь в Литве. Его костям покоя нет. В 2001 году российские генетики решили откопать прах и по анализу ДНК выяснить, не был ли он сыном Ленина? Мы всем кланом бросились защищать прах от такого кощунства. Ведь Андрей родился за шесть лет до знакомства Ленина с Инессой! Этот Андрей был женат на комсомолке Хьене Самойловне. Была она настоящей красавицей и родила двух сыновей. Один из них, тоже Андрей, умер не так давно, а второй, Владимир, жив-здоров и, что поразительно, чем-то напоминает... Владимира Ильича. Чудны дела твои, Господи!

Если я не ошибаюсь, Инесса Арманд познакомилась с Владимиром Лениным и его семьей во Франции, в эмиграции.

Впервые они встретились на Пасху 1909 года в Париже, на рю Орлеан, где в магазине Жоржа Куклина на втором этаже политические эмигранты из России часто арендовали комнаты для чтения рефератов. В тот день с рефератом выступал Ленин. Он не произвел особого впечатления на Инессу. В социал-демократических кругах она слышала ораторов и получше. Ленин был одет в костюм-тройку и выглядел, по ее оценке, весьма корректно. Надежда Константиновна носила модную парижскую шляпку. Они понравились друг другу, хотя обменялись всего несколькими фразами. Формально Инесса тогда в партии большевиков не состояла. Она жила в Брюсселе, училась на экономическом факультете.

Во второй раз она увиделась с Лениным в Копенгагене осенью 1910 года. Ленин приехал на конгресс социал-демократов один, поскольку у Надежды Константиновны заболела мать. Узнав, что Инесса хочет попасть на конгресс в качестве гостя, он отдал ей лишнее приглашение. Во время "социалистической недели" Ленин не отходил от нее, на заседаниях сидел рядом. Партийцы шушукались. А причина была проста. Инесса синхронно переводила ему выступления докладчиков с нескольких языков. Сам Ленин свободно владел только немецким, хотя потом биографы сочинили, что он блестяще знал несколько языков. С того времени о них и пошли сплетни...

Решение написать книгу "Инесса" – это желание объективно рассказать о жизни необыкновенной женщины, об ее отношении к партии, революции, Ленину, Крупской?

Вся жизнь Инессы в революции окутана мифами и небылицами. Сплошное искажение фактов, сплошное. В различных источниках указывают, что настоящее ее имя Елизавета, хотя это просто ее второе имя, а первое все-таки – Инесса. Еще пример: сценический псевдоним отца Инессы, Пешё д"Эрбанвиль, выдают в Википедии за его настоящую фамилию – в то время, как он был Теодор Стеффен. Видимо, авторам этих нелепиц очень хочется перекинуть мостик к образу мадам Помпадур. На самом же деле Инесса всю свою жизнь в революции была "рабочей лошадью". В противоположность Александре Коллонтай, которую товарищи по партии прозвали "гран-дама революции".

Еще до знакомства с Лениным Инесса была пропагандистом в рабочих кружках в Москве. Она вышагивала километры по грязным окраинам, потому что из соображений конспирации не могла взять экипаж Возвращаясь с пятью детьми из Швейцарии в 1903 она привезла в чемоданах с двойным дном и прямо на себе под широкой тальмой столько запрещенной в России книг, что они стали основой нелегальной библиотеки. Арманд сидела в тюрьмах, была в ссылке на Крайнем Севере, откуда бежала. По поручению Ленина ей дважды пришлось нелегально пересекать границы. В 1916 он отправил "товарища Инессу" с особой миссией из Швейцарии во Францию, чтобы пропагандировать в социал-демократических кружках идею поражения воюющих государств. Это было смертельно опасное задание. В случае провала ее могли расстрелять. Какая уж тут мадам Помпадур!

Но нельзя отрицать, что в Копенгагене Инесса произвела на Ленина большое впечатление. Она была умна, образованна и полностью разделяла его взгляды. Ленин пригласил ее переехать в Париж, где в то время был центр эмиграции, и войти в Заграничное бюро партии. Через два месяца Инесса поселилась рядом с Ульяновыми, в одной квартире с семьей рабочего Мазанова. Заняла большую комнату, которую делила с детьми. (О том, что моя бабушка привезла ей сына Андрэ, я уже упоминала выше.) Между сестрами велась оживленная переписка. У них был свой шифр.

Инесса с ребенком

В Париже Инесса к большой радости Крупской взяла на себя переписку с европейскими социал-демократами. Инесса помогла Ленину выступить у могилы Лафаргов, дочери Карла Маркса Лауры и его зятя Поля, покончивших с собой. Она устраивала в Париже вновь прибывших эмигрантов, учила их французскому языку, добывала для них деньги. (У самой Инессы материальных проблем не было – ее содержал муж.) В 1911 году Ленин поручил Инессе организовать школу в Лонжюмо под Парижем для подготовки кадров для будущей революции. Она стала завучем этой школы. Дом, где проходили занятия и жили ученики, Инесса сняла на деньги, которые присылал Александр Евгеньевич. Ее возлюбленный Владимир уже давно умер от туберкулеза. Как говорила Инесса, давно порвавшая с религией, – это кара Божья. Ленин сердился, когда Инесса делала для кого-то добро или прощала людям их проступки, он ругал ее Богородицей. Ульяновы, включая тещу Ленина Елизавету Васильевну, привязались к Инессе. Мама Крупской любила в ее компании выпить кофе, покурить и поболтать о чем-нибудь, не имеющем отношение к революции.

На чем же основана версия о романтических отношениях между Лениным и Инессой Арманд? Она была очень популярна в период "перестройки". Хотя, как мне кажется, сегодня, спустя более ста лет, это не имеет никакого значения. Вожди, короли, революционеры, реакционеры, – прежде всего люди. А людям свойственны увлечения и слабости.

Когда началась перестройка, мусолили единственное уцелевшее письмо Инессы к Ленину... Впервые ознакомившись с ним, я тоже подумала, что роман был. Но, прочитав его внимательно, проштудировав более ста сохранившихся ленинских писем к Инессе, в которых и намека нет на любовные переживания, я поняла – скорее всего, роман не состоялся. Ленин "провел расставание", чтобы не сближаться с соратницей и не осложнять свою жизнь, целиком посвященную подготовке революции. Кстати, сейчас в Москве проходит выставка "Ленин", на которой его письма к Инессе занимают отдельный стенд

Но я продолжу свой рассказ об отношении Инессы к партии, революции, Ленину, Крупской.
Идиллия закончилась в 1916 году, когда Инесса разошлась с Лениным в вопросе о войне. Двое ее старших сыновей были на фронте, и она не могла согласиться с пропагандой пораженчества. Окончательно она поняла это во Франции, когда вопреки своей воли выполняла задание Ленина, поручившего ей пропаганду этой идеи в социал-демократических кружках, что (об этом я уже говорила) было смертельно опасным делом.

Вернувшись из Парижа, Инесса демонстративно перестала общаться с Лениным и на отдых уехала с семьей Зиновьева. Судя по ответу Ленина на одно из ее писем, Инесса сообщила ему, что больше не интересуется политикой и намерена отныне заниматься только наукой.

Ленину даже пришлось уговаривать ее вместе вернуться в Россию. По дороге в пломбированном вагоне они объяснились, и прямо после триумфальной встречи на Финляндском вокзале в Петрограде Инесса отправилась домой, в Москву. В следующий раз Инесса и Ленин увиделись в Кремле, осенью 1918 года. Список людей, которых Ленин потребовал срочно вызвать к себе в квартиру после покушения на заводе Михельсона, возглавляла Арманд. Инессу с трудом нашли в Петрограде и немедленно отправили в Москву. После встречи в присутствии Надежды Константиновны и 18-летней дочери Инессы Вари дружеские отношения возобновились.

Чем занималась Инесса после победы большевиков?

– Она попросила для себя скромную должность лектора партии. Затем, в 1919 году был создан женский отдел ЦК партии. Его возглавила Инесса, а ее заместителем назначили Коллонтай. Это было нормально, потому что Инесса всегда тяготела к эмансипации. Именно она придумала, организовала и частично финансировала журнал "Работница", который выходит по сей день. Коллонтай была оскорблена тем, что после работы в первом советском правительстве ее направили на совершенно не интересный ей участок, да еще в подчинение к сопернице. Соперницами они были в воображении честолюбивой Александры Михайловны, которая всегда хотела слыть более влиятельной в революционных кругах, чем Инесса. Их секретарь Полина Виноградская рассказывала Надежде Константиновне, что за закрытой дверью между ними идут непрерывные дискуссии на повышенных тонах.

В партии пошли сплетни, слухи... Инессу начали травить. Упрекали в том, что Ленин выделил ей квартиру напротив Кремля на Манежной площади, оснастив жилье правительственной связью. Кстати, Ленин дал специальную охранную грамоту членам семьи Арманд. Это случилось после того, как во время гражданской войны большевики чуть не расстреляли Федора – сына Инессы. Говорят, он был так красив, что женщины в трамвае вставали и уступали ему место.

Вчерашние товарищи по партии распускали слухи, что она стала главным советником Ленина в управлении страной, эдакой "мадам Помпадур". У Арманд пропал интерес и к работе, и к старым товарищам, и вообще ко всему на свете. В дневнике она писала, что на самом деле уже мертва, но этого никто не видит. Дети ее выросли. Два сына и дочь Ина были на фронте. Андрюша жил у Александра Евгеньевича. От переутомления Инесса впала в апатию.

Сам вождь в июле 1920 года уехал отдыхать с ружьишком – охотился в бывших армандовских угодьях.

Вернувшись в Москву, он написал Инессе, что каждый день слышал ее фамилию, и егеря говорили ему: при старых хозяевах и охота была лучше. В этом письме Ленин намекнул, что знает про ее депрессию, и предлагает перебраться к Серго Орджоникидзе на Кавказ. "Серго и отдых хороший устроит, и работу хорошую устроит".

Инессе было все равно. Взяв Андрюшу, которому тоже не мешало поправить здоровье, она уехала в Кисловодск. Больше они с Лениным не виделись. В Москву она вернулась через месяц в цинковом гробу. Дальнейшее хорошо известно и многократно описано. Как Ленин и Крупская в пять утра встречали тело на Курском вокзале, и вождь мирового пролетариата, отказавшись сесть в автомобиль, пешком брел за катафалком до Охотного ряда, и как потом на похоронах плакала Крупская. Она исполнила обещание, которое они с Лениным дали на похоронах Инессы – опекать ее детей. Дочерей Инессы постоянно приглашали в Кремль. У них был постоянный пропуск в помещение, в котором жили Ленин и Крупская – поужинать, чаю попить. Сохранилось распоряжение Ленина коменданту Кремля выделить дополнительные пайки для членов семьи Арманд.

Со времени этих событий прошло сто лет, а туману вокруг отношений Инессы Арманд и Ленина все прибавляется...

Как я уже говорила, чтобы рассеять его, я и написала книгу "Инесса". Выходят всё новые и новые публикации, фильмы, телепередачи, в которых каждый трактует образы и представления в соответствии со своими представлениями о жизни, не обращая внимания на факты и документы. Все "цитаты", которые публикуются как "клубничка", – подлог и передергивание.

Интерес к этой теме не иссякает. Недавно молодой курьер принес мне книгу из магазина и спросил: "Вы не родственница Инессе Арманд?" – Родственница. – А было у них с Лениным? – Не знаю. А вам зачем? – Понимаете, если было – значит, Ленин – обычный человек, а не монстр, как нам внушают. Вот народу и хочется знать... Ну что тут скажешь? Ни убавить, ни прибавить...

Работая над новой книгой, какими материалами, архивами, воспоминаниями вы пользовались? Есть ли в "Инессе" новые факты о жизни Инессы, не публиковавшиеся ранее документы? Где и у кого хранится ее личный архив?

Личный архив Инессы Федоровны хранится в архиве социально-политической истории. Писатели, журналисты, историки перерыли его от корки до корки. Когда я начала работать над книгой об Инессе, чтобы лучше понять ее и постараться очистить ее имя от всяких ярлыков типа "авантюристки", то в архиве ничего нового не нашла. Но зато Галина Викторовна, жена старшего внука Инессы, рассказала мне ранее не известный случай. В конце 50-х годов они с внучкой, тоже Инессой, нашли в старой библиотеке бывшего имения Армандов Алешино связку писем Ленина к Инессе. Эти письма у них тут же отобрала дочь Инессы, Ина Александровна. Возможно, она передала их в Институт марксизма-ленинизма, где в то время работала. За годы знакомства Ленин написал Арманд 150 писем. Не считая записок, переданных через курьерскую службу Кремля. В Полном собрании сочинений Ленина я такого количества не насчитала. Куда делась часть писем? Загадка...

Кроме той сомнительной "памяти", о которой мы говорили, сохранилась ли в сегодняшней России память об Инессе Арманд?

В селе Ельдигино до сих пор работает школа, построенная по просьбе Инессы Федоровны. В ней учатся дети из 16 деревень. На втором этаже этого каменного здания организован музей Инессы Арманд. Там есть ее гипсовый бюст, копии ленинских писем и очень интересные фотографии, включая снимки прощания и похорон в кремлевском некрополе. Недавно в Пушкино, где есть улица Инессы Арманд, проезд Инессы Арманд и микрорайон Арманд, местный любительский театр решил поставить пьесу о революционерке. Я ее написала, посмотрим, что из этого получится.

Поддерживают ли нынешние Арманды отношения между собой? Вы встречаетесь?

Родственники собрались в музее по случаю дня памяти Инессы

В Москве живет примерно 150 потомков семьи Арманд. Временами мы собираемся, вспоминаем все интересное и достойное, что знаем о своих предках. А жизнь идет, иногда закладывая виражи. И вот праправнучка Инессы Федоровны, опять же Инесса, вышла замуж за ученого по фамилии... Ульянов. Теперь в нашем клане есть Инесса Ульянова. Такая вот улыбка судьбы.

Инесса Арманд была для Ленина и Крупской домоуправительницей, секретаршей, переводчицей и другом. Их «тройственный союз» до сих пор вызывает пересуды у историков.

Дочь певца и хористки

Инесса Арманд, урожденная Элизабет Пешо д’Эрбенвилль, родилась во Франции. Она была старшей дочерью в семье оперного тенора Теодора Стеффена и хористки русского подданства англо-французского происхождения Натали Вильд. Отец её умер, когда девочке было пять лет. Содержать семью её мать не смогла и отправила Инессу с сестрой в Москву к тетке, которая работала в богатой семье текстильного промышленника Евгения Арманда. Торговый дом «Евгений Арманд и сыновья» владел крупной фабрикой в Пушкине, на которой 1200 рабочих производили шерстяные ткани на 900 тысяч рублей в год.

По тем временам доход очень солидный. Так Инесса оказалась в доме настоящего русского олигарха. Как говорила потом Крупская, Инессу в семье Арманд воспитывали «в английском духе, требуя от нее большой выдержки». К трем родным языкам она довольно быстро добавила немецкий, обучилась игре на рояле, что впоследствии ей очень пригодится - Владимир Ленин любил музыку и, по воспоминаниям Крупской, постоянно просил Инессу играть на рояле. В 19 лет Инесса, которая была бесприданницей, вышла замуж за старшего из сыновей Евгения Арманда Александра. Об истории их замужества ходили слухи, что Инесса заставила Александра жениться на себе. Она узнала о его связи с замужней женщиной, нашла их переписку и, по сути, шантажировала Александра.


От семьи до социализма

Выйдя замуж, Инесса, поняла, что муж принадлежит ей только формально. Инесса поняла, как приблизить мужа к себе. За 5 лет она родила четверых детей. Тактика увенчалась успехом. Александр начал писать Инессе романтические стихи и стал примерным семьянином. Инесса заскучала. Ей хотелось страстей и новых завоеваний. В подмосковном Ельдыгино, где они жили, Арманд организовала школу для крестьянских детей. Она также стала активным участником «Общества улучшения участи женщин», боровшегося с проституцией. В 1900 году она была назначена председателем его московского отделения, хотела выпускать печатный орган общества, но так и не смогла получить на это разрешение властей.

А затем Инесса увлеклась идеями социализма. Ещё в 1897 году одного из домашних учителей дома Армандов, Бориса Краммера, арестовали за распространение нелегальной литературы. Инесса ему очень сочувствовала. В 1902 году она вошла в контакт с несколькими социал-демократами и социалистами-революционерами, написала письмо младшему брату мужа, Владимиру (который, как она знала, также был неравнодушен к идеям социализма), и предложила приехать и благоустроить вместе жизнь ельдигинских крестьян.

Владимир решил открыть в Ельдигино воскресную школу, больницу и избу-читальню. Он дал Инессе почитать книгу «Развитие капитализма в России», сказав, что имя автора засекречено, он скрывается в Европе от преследования царской полицией и пишет под псевдонимом Владимир Ильин. Так заочно состоялось знакомство Арманд с Лениным. Книга Инессе понравилась. По её просьбе Владимир разыскал адрес автора книги и Инесса завела с ним переписку. Она все больше и больше отстранялась от мужа и семьи.

Начало революционной деятельности

В 1902 году Арманд уехала с Владимиром Армандом в Москву и поселилась в его доме на Остоженке. Александр почти ежедневно писал бывшей супруге письма, вкладывая в них фотографии подрастающих детей. Поздравляя Инессу с новым, 1904 годом, Александр писал: «Хорошо мне было с тобой, мой друг, и так я теперь ценю и люблю твою дружбу. Ведь, правда, дружбу можно любить? Мне кажется, что это совершенно правильное и ясное выражение». Оформлять развод не стали. Владимир и Инесса активно занимались революционной работой, все вечера проводили на собраниях. В 1904 году Инесса вступила в РСДРП.

В 1907 году её арестовали. Суд приговорил её к двум годам ссылки в Архангельской губернии. В ссылке Арманд не растерялась. Ей удалось наладить хорошие отношения с начальником тюрьмы. Полтора месяца до отправки на место ссылки в Мезень она жила в его доме и даже использовала его почтовый адрес для переписки с Владимиром Лениным. 20 октября 1908 года Арманд помогли бежать. По подложным документам ей удалось бежать в Швейцарию, где на её руках умер её муж Владимир. «Непоправимая потеря, - писала она в своем дневнике. - С ним было связано все мое личное счастье. А без личного счастья человеку прожить очень трудно».

В семье Ленина

После смерти Владимира Арманд переехала в Брюссель, где поступила в университет, за год прошла полный курс экономического факультета и была удостоена учёной степени лиценциата экономических наук. Её знакомство с Лениным состоялось в 1909 году. По одной версии в Брюсселе, по другой - в Париже. В парижском доме Ленина Арманд стала секретарем, переводчиком, домоправительницей. Она работала в партийной школе пропагандистов в Лонжюмо, где стала завучем, вела агитацию среди французских рабочих. Инесса переводила работы Ленина, издания ЦК партии. В 1912 году она написала брошюру «О женском вопросе», в которой выступала за свободу от брака.

Второй арест

В 1912 году, после ареста всей петербургской ячейки, Арманд вызвалась добровольцем для поездки в Россию, для того, чтобы наладить революционную работу. Однако сразу после возвращения её арестовали. На помощь Инессе пришел бывший муж - Александр Арманд. Он внес баснословный по тем временам залог - 5400 рублей, просил Инессу вернуться к нему. После отъезда Инессы за границу (она бежала в Париж через Финляндию) Александр потерял залог и был привлечен за пособничество государственному преступнику.

Муза Ленина

В Париже Арманд продолжила активную агитационную работу. Так, в 1914 году после начала Первой мировой войны, Арманд занялась агитацией среди французских рабочих, призывая их отказаться от работы в пользу стран Антанты. В 1915-1916 годах Инесса участвовала в работе Международной женской социалистической конференции, а также Циммервальдской и Кинтальской конференций интернационалистов. Также она стала делегатом VI съезда РСДРП(б).

Отношения Ленина и Арманд историки реконструируют по мемуарам и по остаткам их переписки. Вот фрагмент из письма Арманд Ленину от декабря 1913 года:

«Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя».

Нужно учитывать, что письма Ленина к Арманд полны сокращениями, внесенными советскими цензорами. За годы Первой мировой войны Ленин никому не отправил так много писем, как ей. Уже после его смерти политбюро ЦК приняло постановление, требовавшее от всех членов партии передать все письма, записки и обращения к ним вождя в архив ЦК. Но только в мае 1939 года, уже после смерти Крупской, старшая дочь Инессы, Инна Арманд, решилась отдать в архив письма Ленина к ее матери.

Письма, публиковавшиеся в разные годы, даже с купюрами, свидетельствуют о том, что Ленин и Инесса были очень близки. Недавно в прессе появилось интервью с младшим сыном Инессы, престарелым Александром Стеффеном, проживающим в Германии, который утверждает, что он - сын Ленина. Он родился в 1913 году, и через 7 месяцев после рождения, по его словам, Ленин пристроил его в семью австрийского коммуниста.

Смерть Арманд

В апреле 1917 года Инесса Арманд приехала в Россию в одном купе пломбированного вагона с Лениным и Надеждой Крупской. В 1918 году под видом главы миссии Красного Креста Арманд была направлена Лениным во Францию, чтобы вывезти оттуда несколько тысяч солдат Русского экспедиционного корпуса. Там она была арестована французскими властями за подрывную деятельность, но отпущена из-за угрозы Ленина расстрелять за неё всю французскую миссию в Москве. В 1918—1919 годах Арманд возглавляла женский отдел ЦК партии большевиков. Была организатором и руководителем 1-й Международной женской коммунистической конференции в 1920 году, принимала участие в борьбе женщин-революционерок с традиционной семьёй.

Революционная деятельность губительно сказалась на здоровье Арманд. Крупская в своих воспоминаниях писала: «Инесса еле держалась на ногах. Даже ее энергии не хватало на ту колоссальную работу, которую ей пришлось провести». Врачи подозревали у Арманд туберкулез, и она хотела поехать в Париж к знакомому доктору, но Ленин настоял на том, чтобы Инесса поехала в Кисловодск. По дороге она заразилась холерой. Умерла в Нальчике 24 сентября 1920 года Незадолго до кончины Инесса записала в дневнике:

«Раньше я, бывало, к каждому человеку подходила с теплым чувством. Теперь я ко всем равнодушна. А главное - почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям и к В. И. Во всех других отношениях сердце как будто вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, свою страсть В. И. и делу работы, в нем истощились источники любви, сочувствия к людям, которыми оно раньше было так богато. У меня больше нет, за исключением В. И. и детей моих, каких-либо личных отношений с людьми, а только деловые… Я живой труп, и это ужасно».

Александра Коллонтай писала: «Смерть Инессы Арманд ускорила смерть Ленина. Он, любя Инессу, не смог пережить её ухода». После смерти Инессы Арманд в «Правде» было опубликовано стихотворение за авторством некоего «Барда». Заканчивается оно так:

Да сгинут враги, да скорее падет
Грядущего счастья завеса!
Дружнее, товарищи, в ногу — вперед!
Спи с миром, товарищ Инесса…

В 1922 году в Горки были привезены из Франции дети Инессы. Зимой 1924 года Надежда Крупская предложила захоронить останки ее супруга вместе с прахом Арманд. Сталин предложение отверг.


Когда речь заходит о женщинах Владимира Ленина, воображение сразу рисует образ Надежды Крупской, прославившейся фантастической работоспособностью и всевозможным пособничеством мужу в деле революции. Но в жизни вождя мирового пролетариата была еще одна женщина, которую историки часто называют его «музой», - Инесса Арманд. Она жила в доме Ленина и Крупской, и отношения всех участников этого «тройственного» союза были очень специфическими…

Говоря об Инессе Арманд (урожденной Элизабет Пешо д’Эрбенвилль), стоит отметить, что она прожила очень сложную жизнь и всегда была предана делу революции. Ее личная жизнь сложилась непросто: вначале был брак с Александром Армандом, сыном крупнейшего российского текстильного промышленника. В этом союзе были рождены четверо детей. Однако бытовые заботы не могли ее увлечь, Инесса занималась общественной деятельностью, была активной защитницей женских прав и свобод. Она была хорошо образованна и интеллигентна и вскоре увлеклась идеями социализма. Поддержку нашла в младшем брате Александра - Владимире.


Портрет Инессы Арманд


Владимир познакомил Инессу с трудами Ленина. Она настолько прониклась прочитанным, что даже завела переписку с Ильичом. Общение в письмах длилось несколько лет, за эти годы Инесса пережила многое - была арестована, сумела бежать, похоронила Владимира… Уехав из России, она получила экономическое образование в Брюсселе, здесь же состоялось личное знакомство Инессы с Лениным.


Детское фото Инессы Арманд
Владимир Ильич предложил Инессе работу домоуправительницы в своем доме в Париже. Помимо хозяйственных дел, она занималась переводами, изданием работ ЦК партии, готовила и собственные труды. Именно ее Ленин отправляет в 1912 году в Россию, чтобы наладить агитационную деятельность (петербургская ячейка пропаганды была арестована). Повторный арест ожидает и Инессу. На этот раз ее выпускают под залог, оставленный мужем Александром (Инесса тут же вновь сбегает в Париж).

Что касается отношений с Надеждой Крупской, то бытует мнение, что жена вождя знала о связи Ленина и Арманд, но не препятствовала. Крупская даже предлагала мужу развод, но Ленин не согласился на такой шаг. По некоторым сведениям, у Ленина и Арманд даже был внебрачный сын, но эта информация не подтверждена.
Инесса Арманд умерла в 1920 году от холеры. Это стало настоящим ударом для Ленина, многие склонны верить, что это катализировало его собственную болезнь (Ильич пережил свою музу всего на три года). После трагического события Крупская забрала детей Арманд на воспитание, до конца жизни она поддерживала с ними связь и опекала. После смерти мужа Крупская даже хотела похоронить его рядом с Инессой (прах революционерки покоится в Кремлевской стене), однако ее идею не одобрили.


Инесса Арманд с детьми

Арманд Инесса (Стеффен Елизавета Федоровна) 1874-1920. Член РСДРП(б) с 1904 года. Родилась в Париже в семье аристократа, воспитывалась в семье фабриканта. Знаменита близкими связями с Лениным во время его пребывания в эмиграции. После приезда в Россию занялась разного рода организационной работой на среднем уровне управления. В 1917 году делегат VII Апрельской Всероссийской конференции и VI съезда РСДПР(б). Член Исполнительного комитета МК партии. По воспросу о Брестском мире примыкала к левым коммунистам. С марта 1918 года председатель Московского губернского СНХ, член губкома РКП(б), член ВЦИК, один из организаторов Первого Всероссийского съезда работниц и крестьянок (ноябрь 1918 года). Член Французской группы РКП(б) в Москве. С ноября 1918 года член Центральной комиссии по агитации и пропаганде среди работниц и крестьянок. С января 1919 года член Советской комиссии Красного Креста во Франции. С сентября 1919 года зав отделом по работе среди женщин ЦК РКП(б); редактор журнала "Коммунистка". В июле 1920 года делегат второго конгресса Коминтерна и председатель первой международной конференции женщин-коммунисток. Умерла от холеры 24 сентября на Северном Кавказе. Похоронена на Красной площади.

Инесса (Елизавета) Федоровна Арманд, урожденная Стеффен (1874 или 1879 - 1920) была дочерью оперного тенора Теодора Стеффена и хористки русского подданства англо-французского происхождения. Получила домашнее образование. Стала учительницей в семействе богачей Армандов, один из которых, Александр, на ней женился. Используя его богатство, она занималась благотворительностью. Председательствовала в дамском обществе помощи проституткам. В 1903 г. родила 5-го ребенка от младшего 18-летнего брата мужа, под влиянием которого сблизилась с московской группой эсеров. Неоднократно подвергалась обыскам и арестам, но муж постоянно вносил за нее залоги, и ее отпускали. Несмотря на это, Инесса с ним развелась. Продолжительное время у нее на квартире происходили собрания социалистов-революционеров, пряталось оружие, боеприпасы и подрывная литература.

В 1904 г. Арманд вступила в партию большевиков (по некоторым данным, это произошло уже в эмиграции). Активная участница событий 1905-1907 гг., за подрывную работу против государственного строя выслана на север России, в Мезень. Оттуда Арманд в 1908 г. бежала в Петербург и с помощью эсеров по подложному паспорту выехала за границу. В Париже, на похоронах дочери и зятя Маркса, встретилась с Лениным, который потряс ее своими речами. Арманд стала любовницей Ленина и поселилась в его квартире. Быстро сделалась его домоправительницей, переводчиком, завхозом, доверенным лицом. Несмотря на все переезды Ленина и Крупской за границей, жила с ними в течение пяти лет. Работала в партийной школе пропагандистов в Лонжюмо, где стала завучем, вела большевицкую агитацию среди французских рабочих. В 1912 г. нелегально приехала в Россию, за подпольную работу снова была арестована. По выходе из тюрьмы в 1913 г. вернулась за границу. Когда началась I мировая война, Арманд занялась агитацией среди французских рабочих, призывая их отказываться от работы в пользу стран Антанты. Для пропаганды мировой революции переводила работы Ленина, издания ЦК партии.

В апреле 1917 г. Арманд вместе с Лениным вернулась в Россию. Она вошла в Московский окружной комитет партии большевиков, участвовала в боях, проходивших в городе в октябре-ноябре 1917 г., затем была председателем Московского губернского совнархоза. Всецело преданная Ленину, крайне нетерпимо относилась к любым проявлениям «идейных шатаний» и «отступления от генеральной линии» вождя. В 1918 г., под видом главы миссии Красного Креста, Арманд была направлена Лениным во Францию для того, чтобы вывезти оттуда несколько тысяч солдат Русского экспедиционного корпуса. Там она была арестована французскими властями за подрывную деятельность, но отпущена из-за угрозы Ленина расстрелять за нее всю французскую миссию в Москве.

В 1918-1919 гг. Инесса Арманд возглавляла женский отдел ЦК партии большевиков. Была активнейшим организатором и руководителем 1-й Международной женской коммунистической конференции в 1920 г., принимала самое горячее участие в борьбе женщин-революционерок с традиционной семьей. Еще в 1912 г. она написала брошюру «О женском вопросе», в которой выступала за свободу от брака. Следует заметить, что если поведение самой Инессы было ее личным делом, то ее публичная агитация за «свободу пола» имела тяжелые последствия для общества. Без подобной агитации (которую вела не только Арманд) была бы невозможной «социализация женщин», объявленная большевиками в разных районах России. На практике это означало массовые изнасилования, которые оставались абсолютно безнаказанными, поскольку женщины были объявлены «общественным достоянием» (например, в Саратове). Доля ответственности за искалеченные судьбы многих женщин должна быть возложена и на Арманд.

Страстную и бурную деятельность «половой революционерки» пресекла холера. В Москве, в Ясенево одна из улиц носит имя этой международной авантюристки.

Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.

Товарищ вождя

Женщина-загадка, женщина-идея, женщина-символ. Рано умерев, она породила столько легенд о своей жизни, что теперь крайне трудно отделить истину от вымысла. В ее время люди были другими, и их чувства, мысли и поступки теперь часто трудно понять. Каждый трактует по-своему, каждый видит свое – и получается, что настоящая ее жизнь оказалась скрытой под многочисленными наслоениями человеческих рассуждений. Обаятельнейшая красавица, первая феминистка России, любовница Ленина, пламенная революционерка, любящая мать пятерых детей – кто она, Инесса Арманд?

Ее отцом был известный в свое время французский оперный певец Теодор Стеффен – он выступал под псевдонимом Пеше Эрбанвиль. У него и его жены, актрисы Натали Вильд, полуфранцуженки-полуангличанки, было три дочери. Инесса-Елизавета, старшая, родилась 8 мая 1874 года. Есть данные, что Натали к этому времени еще не была замужем за Стеффеном.

Через несколько лет Стеффен умер, оставив вдову с тремя детьми практически без средств. Натали ушла со сцены и пыталась прокормить семью, давая уроки пения. Но денег все равно не хватало, и тогда двух старших дочерей – Инессу и Рене – отправили к тетке. В Москву. Тетка была гувернанткой в богатейшей семье обрусевших французов Армандов – преподавала музыку и французский язык.

Семье Армандов, известных московских промышленников-мануфактуристов, принадлежала крупная ткацкая фабрика в Пушкине, поместья и доходные дома. Глава семьи, Евгений Евгеньевич Арманд, потомственный почетный гражданин, относился к высшей промышленной аристократии России. У него было три сына – Александр, Владимир и Борис.

Инесса Стеффен, 1882 год.

Девочек Стеффен радушно приняли в семье Армандов. Рене и Инее свободно говорили на трех языках: французском, английском – родном языке матери – и русском, немного знали немецкий, прекрасно музицировали. У них было блестящее по тем временам образование – недаром же их воспитывала тетка-учительница. Инее в семнадцать лет выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Кроме того, обе сестры были не только на редкость хорошенькими, но и обладали тем непреодолимым французским шармом и обаянием, которые можно было крайне редко найти среди русских девушек.

И братья Арманд не устояли. Александр всерьез увлекся Инее, а младший Борис – Рене. Конечно, сестры Стеффен были совершенно неподходящей партией для юношей из семьи Армандов: неясного происхождения, иностранки, бесприданницы, иного вероисповедания – ведь Арманды давно приняли православие, а Инее и Рене были воспитаны в англиканской вере. Тем не менее родители молодых людей не возражали: Арманды были известны своими либеральными взглядами. В их доме с радостью принимали прогрессивно настроенную молодежь – приятелей братьев Арманд по университету, а старшее поколение охотно применяло новые методы организации труда и принципы общения с рабочими, что шло только на пользу их разветвленному предприятию. Кроме того, сам Евгений Евгеньевич полюбил Рене и Инее, как родных дочерей, – и с радостью согласился на то, чтобы они на законных основаниях вошли в его семью.

Венчание Александра Евгеньевича Арманда и Инессы-Елизаветы Стефан (так писали ее фамилию в российских документах) состоялось в Пушкине 3 октября 1893 года. Инессе было 19 лет, ее супруг – на два года старше. Прелестная, полная жизни юная француженка и мягкий, обаятельный, благородный Александр составили прекрасную пару.

Инесса Арманд, 1895 год.

Молодожены поселились в Ельдигине, одном из подмосковных имений Армандов, часто наезжали в Пушкино, выбирались в Москву – на концерты, спектакли, в гости… Но уже тогда пробудилась деятельная натура Инессы: в Ельдигине она организует школу для крестьянских детей и не только является официальным ее попечителем, но и сама преподает. Инесса живет в атмосфере всеобщей любви и уважения, в полном достатке. Но покоя в душе не было: иногда Инесса ощущала себя очень одинокой, чужой, томилась тем, что муж не может полностью разделить ее взглядов. Кроме того, она чувствовала, как постепенно ее затягивает семейная жизнь. А этого она не хотела ни в коем случае: еще в 15 лет, когда она прочла «Войну и мир» Толстого, ее поразило, как она сама пишет в более позднем письме, что «Наташа, выйдя замуж, стала самкой. Я помню, эта фраза показалась мне ужасно обидной, она била по мне, как хлыстом, и она выковала во мне твердое желание никогда не стать самкой – а остаться человеком (а сколько вокруг нас самок!)».

Тем не менее в 1894 году родился сын Александр. Через два года еще один – Федор. Потом две дочери – Инна и Варвара. С рождением первенца связан первый душевный кризис Инессы – отказ от религии. Она столкнулась с тем, что христианство запрещает женщинам шесть недель после родов посещать церковь. Хотя в юности Инесса была очень религиозна, первый же догмат, показавшийся ей нелепым и обидным, полностью разрушил всю ее веру. Так проявлялась ее максималистская натура – или все, или ничего.

Заботы о детях отнимали много времени, но жажда общественной деятельности требовала выхода. В то время для дамы, занимающей столь высокое положение, как Инесса Федоровна (в официальных документах она значилась как «жена потомственного почетного гражданина»), было только одно поле деятельности – благотворительность. И Инесса вступает в московское «Общество улучшения участи женщин», где вскоре становится одной из самых активных участниц, а в 1900 году – и председательницей.

Инесса и Александр Арманд, 1895 год.

Согласно уставу, общество боролось «с пьянством и связанным с ним развратом», занималось распространением женского образования и оказанием различной помощи нуждающимся. Но довольно быстро Инесса убедилась, что на самом деле общество занимается демагогией, – и внесла свои предложения. Она пыталась организовать при обществе воскресную школу, где и сама собиралась преподавать. Но власти школу запретили. Не были разрешены и другие ее проекты – ни народная библиотека-читальня, ни печатный орган общества.

Инесса увлеклась научной литературой – читала труды по экономике, социологии, истории… Вступила в переписку с иностранными женскими феминистическими организациями. Увлеклась социалистическими идеями – во многом под влиянием студентов, бывавших в Пушкине: друзей Бориса по университету и репетиторов младших детей. Один из них, Евгений Каммер, был связан со студенческим подпольным кружком. В 1897 году Каммер попросил Армандов спрятать в Пушкине имущество кружка – копировальные машины, листовки и брошюры. Вскоре Каммер был арестован и сослан. Его судьба очень беспокоила Инессу – она как могла помогала ему в ссылке, а затем и в эмиграции.

Постепенно Инесса все дальше отходит от своего мужа, который хоть и находится под сильным влиянием жены, но все же все меньше и меньше разделяет ее убеждения. Инесса сходится с братом мужа Владимиром – он, убежденный социал-демократ, очень близок ей и по взглядам, и по чувствам. Любовь была сильная и взаимная, ни перед кем не скрываемая: Инесса сразу призналась мужу, и Александр отпустил любимую жену с детьми. Инесса и Владимир поселились вместе в Москве, на Остоженке. Вместе с ними жил студент-медик Ваня Николаев, которому Арманды помогают в учебе. В 1903 году у Инессы и Владимира родился сын Андрей.

Александр смог не только простить измену Инессы, но и остаться ей верным другом на всю жизнь. Всегда, когда возникала необходимость, он приходил на помощь жене – давал деньги, хлопотал, заботился о детях. Их развод не был официально оформлен – видимо, из-за детей, которых они продолжали воспитывать вместе.

Может быть, на подобное развитие ситуации повлиял невероятно популярный в то время роман Чернышевского «Что делать?». Там описывается схожий случай: муж Веры Павловны, чья семейная жизнь построена на принципах товарищества, добровольно уступает любимую жену своему другу, счастливому сопернику, и даже инсценирует собственную смерть, чтобы помочь влюбленным официально соединиться, но и потом продолжает помогать им чем может.

Инессе было 28 лет, Володе – 17. Он был ученым-естественником, исследователем, у него было первоклассное образование и чувствительная душа. Он тоже попал под влияние Инессы, которая – очень тактично, но настойчиво – втянула его в свою революционную работу.

Осенью 1903 года Инесса с детьми поехала в Швейцарию поправить здоровье. Пока дети отдыхали, Инесса штудировала труды по марксизму, политэкономии, социальным вопросам и педагогике, старалась разобраться в социал-демократических течениях. Под влиянием книги некоего Ильина «Развитие капитализма в России» Инесса примыкает к большевикам.

Ильин – один из псевдонимов лидера большевиков Владимира Ульянова, больше известного как Ленин.

Возвращаясь из Швейцарии, Инесса Федоровна провозит груз нелегальной литературы, скрытый на ее спине складками широкой накидки-тальмы. Из привезенного образуется библиотека пропагандистов при Московском комитете партии – ею заведует сама Инесса. У себя на квартире она постоянно устраивает вечера, диспуты и доклады на революционные темы.

В Швейцарии, 1903 год.

6 февраля 1904 года в квартире Армандов производят полицейскую облаву. После недавнего теракта эсера Ивана Каляева, который бомбой убил московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, полиция старательно чистила город от неблагонадежных элементов.

Инессу несколько месяцев гоняли по московским тюрьмам. Ее здоровье сильно ухудшилось. Отпустили Инессу только в июне – за недостаточностью улик.

Сразу после освобождения Инесса с головой уходит в партийную работу: в ее ведении пропаганда, организация рабочих кружков и подбор людей. Она бегает целыми днями: с Арбата в Лефортово, в Измайлово, в Заяузье. Организует рабочий кружок в Пушкине. Напряженная работа и тяжелый быт сильно отразились на ее внешности: не прежняя изящная, изысканная, одетая по последней парижской моде богатая молодая женщина, а усталая, в скромном платье, с толстой косой вместо затейливой прически. Только глаза все те же – серо-зеленые, искрящиеся, сияющие. И если первое, что поражало пришедших к ней на квартиру людей, – обилие у нее детей (даже по тем временам в семьях круга Армандов пятеро – это было немало), то потом они попадали под неодолимое обаяние самой Инессы.

В 1905 году было разрешено допускать женщин на лекции Московского университета – в качестве вольнослушательниц. Инесса тут же подала заявление на юридический факультет. Отучилась один курс – увы, учебу пришлось прекратить по не зависящим от нее обстоятельствам.

В апреле 1907 года Инессу снова арестовали – правда, быстро выпустили, – в июле арестовали снова. Инесса пришла в парткомитет железнодорожников, заседавший под вывеской «Бюро для найма прислуги». И хотя Инесса Федоровна утверждала, что пришла лишь нанять кухарку, ей не поверили.

Когда ее снимали для полицейского архива, Инесса закрыла глаза, чтобы хоть так насолить жандармам.

В Лефортовской тюрьме Инесса тоже не теряет даром времени: учит соседок по камере французскому языку и политэкономии. В конце сентября ей вынесли приговор: два года ссылки в Архангельскую губернию.

На Ярославском вокзале ее провожала вся семья Армандов во главе с Евгением Евгеньевичем и Александром.

В Архангельске Инесса сначала отсидела две недели в тюремной одиночке (а не в пересыльной тюрьме, как полагалось). Вслед за ней туда приехал Владимир Арманд – он хлопотал о разрешении Инессе остаться на жительство в Архангельске. Но даже медицинское освидетельствование, удостоверившее, что у Инессы малярия, не помогло. Ее направили в Мезень – глухой уездный городишко.

Мезень – испытанное место ссылки неугодных. Еще в конце XVI века сюда сослали протопопа Аввакума. Отвратительный климат, комары, малярия и глушь. Но властям и этого мало: Инессу хотели отправить в деревню Койда в нескольких сотнях верст севернее. Там сифилис, нет почты, часто нет даже хлеба. С трудом удается остаться в Мезени.

Владимир приехал за Инессой и сюда. Их изба сразу же становится центром колонии политссыльных. Но у Инессы все хуже со здоровьем, а от тоски у нее начинается депрессия. И тут время не проходит впустую – Инесса создает организацию социал-демократов, устраивает политические диспуты и лекции, дает уроки русского и французского.

В это время в Пушкине рабочие фабрики Армандов устраивают забастовку. Одним из лидеров был сам Александр Арманд – его арестовали, а после освобождения запретили жительство в крупных городах России. Александр уехал во Францию, взяв с собой старших сыновей. Вскоре за границу, в швейцарский санаторий, уезжает и Владимир – в Мезени у него обострился туберкулез.

Инесса в ужасе: ведь именно из-за нее Владимир поехал в Мезень. Пробыв в ссылке меньше года, она начинает готовиться к побегу.

20 октября 1908 года Инесса бежит, воспользовавшись тем, что на родину уезжали революционеры-поляки, отбывшие срок ссылки. Она смешалась с толпой провожающих, а в последнюю минуту ее спрятали в санях.

После побега Инесса по поддельному паспорту живет в Москве. Особо не скрывается: постоянно встречается с детьми, ходит в театры и на выставки, встречается с товарищами по партии. Узнав, что ее уже ищут в Москве, она… уезжает в Петербург – там открывается женский съезд, и ее золовка, Анна, будет принимать в нем участие. Инесса едет с Аней.

На съезд собралось около семисот делегаток – в основном так называемые «равноправки», поборницы получения равных с мужчинами прав. Была и рабочая группа – сорок пять человек, в том числе и Инесса. Она записалась в экономическую группу, но особенно ее заинтересовал вопрос «свободы любви». Об этом Инесса даже решила написать, но пока не хватало ни материала, ни времени. Отложила до лучших времен.

В начале января 1909 года из Швейцарии пришли тревожные вести: Владимиру внезапно стало хуже. Инесса, бросив все, через Финляндию едет к нему. Через две недели после ее приезда Владимир умер.

Для Инессы это был страшный удар. Она действительно очень любила Владимира, и его внезапная смерть сильно надломила ее. Она сильно похудела, подурнела, осунулась…

Чтобы забыться, Инесса переехала в Париж – поближе познакомиться с французской социалистической партией, по ее собственному признанию. Из Парижа – в Брюссель, где за год прошла университетский курс и получила степень лиценциата экономических наук. И тогда же она встретила другого Владимира, ставшего на многие годы центром ее жизни, – Ленина.

До сих пор точно неизвестно, где именно произошло их личное знакомство. Вероятно, или в Париже, куда Инесса часто заезжала из Брюсселя, или в самом Брюсселе, куда Ленин приезжал в ноябре 1909 года. Известно только, что первая встреча быстро переросла в крепкую дружбу – Инесса сразу понравилась и Владимиру Ильичу, и Надежде Константиновне. Как писала Крупская, «в доме светлело, когда Инесса приходила». Постепенно Инесса становится тенью четы Ульяновых – секретарем, переводчиком, домоправительницей, ближайшим другом. Осенью 1910 года Инесса переезжает в Париж – поближе к Ульяновым. Она посещает лекции в Сорбонне, активно ведет партийную работу, собирает вокруг себя единомышленников. Люди сами тянулись к ней. Инесса была неординарной женщиной. Может быть, и не красавица в строгом смысле слова – у нее были правильные черты лица, густые пепельные волосы, стройная фигура и необыкновенные, лучистые зеленые глаза, но лицо немного портил слишком длинный нос, похожий на птичий клюв. Однако ее непреодолимое обаяние, тот свет, который от нее исходил, ее энергичность, доброжелательность и умение радоваться жизни покоряли всех. Про Инессу шутили, что ее надо включить в учебники по диамату – как образец единства формы и содержания.

По просьбе Ленина Инесса принимает участие в VIII Международном социалистическом конгрессе, который проходил в Копенгагене в начале сентября 1910 года. С этого началось ее участие в международной деятельности партии. Скоро она стала практически незаменимой: свободно владевшая четырьмя языками и обладавшая неплохим литературным стилем, а главное, фантастической работоспособностью, Инесса ведет обширнейшую переписку с заграничными большевистскими группами, усиленно переводит, завязывает личные связи с французскими социалистами. В 1911 году она – один из главных организаторов партийной большевистской школы в Лонжюмо. Там было восемнадцать учеников со всей России, среди преподавателей школы – Николай Семашко, Анатолий Луначарский и, конечно же, Инесса и сам Ленин.

Другая видная большевичка, Александра Коллонтай, тоже горела желанием работать в школе. Но ей отказали – все преподавательские места были заняты. Оказалось занято и другое место, на которое претендовала Коллонтай, – ближайшей соратницы вождя. Как ни старалась Александра Михайловна «оттереть» Инессу от Ленина, у нее ничего не вышло – только обострились отношения с Ульяновыми. В отместку Коллонтай начала усиленно распространять сплетню о более чем близких отношениях Инессы и Владимира Ильича.

Отношения их действительно стали очень тесными. По слухам, именно в Лонжюмо у них начался бурный роман. Вроде бы даже гордая Надежда Константиновна просила мужа отпустить ее, а Владимир Ильич не согласился: он слишком ценил в ней преданного сотрудника и верного друга. И отношения с Инессой постепенно стали только деловыми.

По другим данным, никакого романа не было и быть не могло. Ленин всегда был мало подвержен чувствам, а Инесса, только что потерявшая обожаемого Владимира, вряд ли смогла бы так быстро предать его память. Для нее Ленин был вождем, идейным учителем, которому она доверяла во всем, но не более того. Кроме того, она и Крупская всю жизнь были близкими подругами, а жившая с Ульяновыми мать Надежды Константиновны, Елизавета Васильевна, очень любила Инессу – кстати, Коллонтай она явно недолюбливала. Столь близкие отношения вождя и его ближайшей помощницы тогда легко объясняли партийной необходимостью, единством интересов и общей работой.

После VI Всероссийской конференции РСДРП в Праге Инесса стала секретарем Комитета заграничных организаций большевистской партии. Работы все прибавлялось: помимо переписки и переводческой деятельности, Инесса принимала участие во множестве съездов и собраний. Главным ее делом была пропаганда и распространение ленинских идей среди заграничных большевиков. А весной 1912 года Инесса по поручению Ленина едет в Россию: у нее паспорт на имя польской крестьянки Франциски Казимировны Янкевич и задание восстановить недавно разгромленную петербургскую партийную ячейку. Через Краков, куда перебрался Ленин, Люблин и Харьков Инесса попадает в Петербург. Ее поездка сопряжена с огромнейшим риском провала – Инессу до сих пор ищут за побег из ссылки, но Ленина это не останавливает: если дело требует, делу приносятся любые жертвы.

Инессе удалось продержаться всего два с небольшим месяца. И все это время она – больная, без денег, не имея возможности связаться с родными – занята партийной работой. Ее арестовали 14 сентября 1912 года. Сдал ее провокатор.

Александр Арманд тут же начинает хлопотать о ее освобождении. Весной 1913 года Инессу соглашаются отпустить под залог в 5400 рублей – по тем временам сумма неимоверных размеров. И, прекрасно зная, что деньги пропадут (Инесса предупредила, что при первой же возможности она снова уедет за границу), Александр Арманд вносит залог за жену.

Весну и лето Инесса проводит с семьей на Волге. Ей надо поправить здоровье, она наслаждается возможностью наконец-то побыть с детьми. Но уже в августе она уезжает – через Финляндию в Стокгольм, а затем в Галицию.

Там, под Краковом, Ленин проводит Августовское (Летнее) совещание ЦК партии (на самом деле совещание проходило в сентябре; Летним оно было названо для конспирации). Инессе очень понравилось в Кракове. Она собиралась выписать сюда детей, подыскивала квартиру. Но партийная необходимость потребовала переезда Инессы в Париж.

В Париже Инесса вместе с большевичкой Людмилой Сталь организуют новый печатный орган для русских женщин – «Работница». В редколлегию вошли также Крупская, сестра Ленина Анна Ульянова-Елизарова и несколько других виднейших большевичек. Часть редакции была в Петербурге, часть – за границей, в Париже и Кракове. Первый номер вышел в феврале 1914 года, потом удалось выпустить еще шесть, из которых три были конфискованы. На восьмом номере журнал закрыли.

Лето 1914 года Инесса проводит в Ловране, курорте на юге Адриатического моря, – ее здоровье совсем расстроилось. Туда к ней приезжают дети – четверо из пятерых. Наконец Инесса может спокойно отдохнуть в кругу семьи. Но Ленин требует ее участия в Брюссельском совещании II Интернационала. Инесса как может отнекивается, но потом уступает. Спорить с Лениным было невозможно.

После Брюсселя Инесса вновь собирается в Россию, но помешала война. С огромным трудом Инессе удается отправить детей домой, в Россию – через Италию в Англию, а оттуда в Архангельск. Сама Инесса остается в Берне, вместе с Лениным и Крупской. Последующие три года Инесса усиленно работает под руководством Ленина: принимает участие во многих конференциях и собраниях, делает переводы, занимается журналистикой под псевдонимом Елена Блонина (в память о долгих прогулках в окрестностях Кракова; блонь по-польски – луг).

В марте 1915 года состоялась организованная Инессой и Кларой Цеткин Международная конференция женщин-социалисток. Чтобы обмануть цензуру, вся переписка велась будто бы о готовящейся свадьбе. Через несколько дней – Международная конференция социалистической молодежи. На обеих конференциях столкнулись две точки зрения: пацифистская, требующая немедленного мира, и выдвинутая Лениным идея о превращении империалистической войны в гражданскую. Неудивительно, что ленинская позиция не нашла сторонников: от войны, какой бы она ни была, люди уже успели устать. Инесса со всем свойственным ей жаром отстаивала идеи Ленина, но и она не смогла привлечь делегатов на его сторону.

В начале 1915 года Инесса по очередному фальшивому паспорту – на этот раз на имя Софьи Поповой, дочери майора в отставке, – приезжает в Париж с новыми ленинскими поручениями, оттуда – в Швейцарию, где в городке Кинтале проходит II Международная конференция социалистов. Там Инесса снова захотела написать книгу о «женском вопросе», семье и свободе любви. План статьи она посылает Ленину – и нарывается на резкую отповедь. Взгляды Инессы Владимир Ильич назвал буржуазными, тезисы разбил в пух и прах. И Инесса, которая многие годы слепо подчинялась воле Ленина, не смогла ему возразить. Книга так и не была написана.

По некоторым сведениям, в этом виновата Александра Коллонтай. К этому времени она полностью восстановила свои отношения с Лениным и сумела завоевать себе репутацию главного эксперта в женском вопросе. Многие идеи, высказанные Инессой, присутствуют и у Коллонтай – но если ей Владимир Ильич готов был простить мысли о свободе отношений и любви, то выслушать подобное от преданной Инессы было для него невозможно. Коллонтай смогла получить от Ленина исключительное право рассуждать на эту тему.

После Февральской революции Ленин и его ближайшие соратники рвутся в Россию. Возникают и один за другим отбрасываются планы возвращения. Власти Англии, а затем и Франции отказываются их пропустить. Наиболее реальным оказывается возвращение через Германию – Ленин готов принять помощь врага России, лишь бы попасть на родину. Представители французских, немецких, польских и швейцарских социалистов особым протоколом одобряют этот план: «Полагаем, что наши русские единомышленники не только вправе, но обязаны воспользоваться представившимся им случаем проезда в Россию».

В запломбированном вагоне Ленин, Крупская, Арманд и их соратники прибыли в Петроград ночью 3 (16) апреля 1917 года. Ленин с броневика призвал толпу к социалистической революции, затем митинг продолжился у дворца Матильды Кшесинской.

Вскоре Инесса поехала в Москву – к детям. Кроме того, в Москве тоже хватало дел, а кто лучше Инессы мог распространить там ленинские идеи? Она снова организует курсы по подготовке агитаторов, постоянно выступает перед рабочими с лекциями и докладами, организует Советы депутатов по всей Москве. Когда в июне 1917 года были выборы в московскую Думу, Инесса была избрана депутатом по списку большевиков.

Она вошла и в состав Исполнительной комиссии Московского комитета партии. В то же время она – по прямому ленинскому указанию – начинает выпускать журнал «Жизнь работницы». Удалось издать всего два номера.

Осенью младший сын Инессы Андрей сильно заболел: ему угрожал туберкулез. Инесса, с трудом получив отпуск, увезла его на юг. Вернулась она в самый разгар октябрьских боев – не смогла усидеть на месте. Прямо с вокзала, оставив сына встречавшим их родным, Инесса отправилась в Московский окружной комитет партии.

После победы революции Инесса получает множество партийных постов. Она, по сути, стала влиятельнейшей женщиной России. Но почивать на лаврах нет времени: она работает по двадцать часов в сутки. Весной 1918 года она берется за организацию школы советско-партийной работы: составляет программу, находит помещение, подбирает преподавателей, преподает и сама. Тогда же она стала председателем Московского губернского совета народного хозяйства. И организует Всероссийский съезд работниц и крестьянок, две подготовительные конференции в Москве. В марте 1919 года ее послали в командировку во Францию – по линии Красного Креста; задачей делегации было обеспечить возврат на родину русских военнопленных и интернированных. С первой партией пленных на родину отправили и саму делегацию.

Каторжная работа в тяжелейших условиях – не было света, тепла, не хватало еды – подорвала ее здоровье. В феврале 1920 года Инесса окончательно слегла. Ленин трогательно заботится о ней, постоянно шлет записки с вопросами о здоровье и указаниями, как лечиться. Но выздоровление шло очень трудно: организм Инессы был сильно истощен. Ленин предложил ей уехать на лечение; Инессе хотелось за границу, в родную Францию – но Владимир Ильич, боясь, что там ее немедленно арестуют, посоветовал ей поехать на Кавказ, под крыло к Серго Орджоникидзе. После долгих уговоров Инесса согласилась. 22 августа 1920 года она приехала в Кисловодск.

Ленин написал в Управление курортами и санаториями Кавказа письмо с просьбой создать Инессе и ее больному сыну наилучшие условия, а Орджоникидзе он поручил лично проследить за безопасностью и устройством Инессы. В то время на Кавказе было неспокойно.

Она приехала очень уставшая, разбитая, исхудавшая – в ней с трудом можно было узнать прежнюю, полную жизни Инессу. Ее утомляли люди, она старалась быть в одиночестве. По вечерам оставалась в своей комнате, в полной темноте – лампы у нее не было. Не было и подушки, питание было весьма скромное, медицинское обслуживание почти отсутствовало. Но и в таких условиях Инесса начинает поправляться.

Когда над Кисловодском нависла угроза окружения, отдыхающих решили эвакуировать. Инесса организовывала погрузку людей, намереваясь оставаться в Кисловодске до последнего. Ей пригрозили: если товарищ Инесса не уедет добровольно, прибегнут к помощи красноармейцев. Она подчинилась. Эшелон был направлен в Нальчик. В пути Инесса заботилась о больных, добывала на станциях продукты и лекарства. На узловой станции Беслан поезд застрял: дороги были забиты беженцами. Наконец эшелон прибыл в Нальчик. Инесса с товарищами осмотрели город, были на собрании местных коммунистов. Ночью Инессе стало плохо. Она, не желая беспокоить соседей, терпела до утра. Двое суток она пролежала в больнице. В полночь 23 сентября Инесса потеряла сознание и к утру умерла.

Стоянка в Беслане оказалась для Инессы роковой: там она заразилась холерой. С поезда тело Инессы перевезли в Дом союзов. Ленин плелся за ее гробом, опираясь на руку Надежды Константиновны. На следующий день ее похоронили у Кремлевской стены. По воспоминаниям Александры Коллонтай, «Ленина невозможно было узнать. Он шел с закрытыми глазами, и казалось – вот-вот упадет».

По свидетельству многих, смерть Инессы сильно подкосила Владимира Ильича, во многом ускорив его смерть. Он успел распорядиться, чтобы всех детей Инессы привезли в Россию, – но их к умирающему Ленину не пустили. После его смерти Крупская принимала активное участие в их судьбе.

В последние годы много обсуждался вопрос – был ли роман у Инессы Арманд и Владимира Ленина и как далеко он зашел. Даже говорили, что у Инессы был от Ленина ребенок – сын, по имени Александр Стеффен, который то ли похоронен в Швейцарии, то ли до сих пор живет в Берлине. Весь клан Армандов – дети, обожавшие мать, и родственники ее мужа – отрицают наличие романтических отношений между Инессой и Лениным, такое же мнение отстаивают французские коммунисты, свято чтящие ее память. А родная сестра Инессы Рене Федоровна до конца своих дней не произносила и не хотела слышать имени сестры…

Она оставила о себе светлую память, которую нельзя затемнить нескромными вопросами. Есть тайны, которым суждено остаться нераскрытыми. В их числе – и тайна Инессы. Тайна ее обаяния, тайна ее жизни, тайна ее памяти…