Что такое военная топография. Порядок решения задач по военной топографии

Военная топография

Военная топография ― это наука, которая дает возможность разрабатывать способы и средства для получения информации о различной местности в интересах боевой деятельности.

Цель применения топографии

При применении совершенно, мощного орудия и радиотехнических средств, требуется произвести точные топогеодезические измерения и расчеты по ориентировочному их направлению дальнейших действий, а также определения расстояния их цели. Как правило, такие орудия имеют не малое расстояние для поражения цели, поэтому требует предельно точности измерения. Но успех в бою может требовать самых максимальных, но точных решений к применению измерительной технике. Но также важно чтоб каждый член отряда имел хороший глазомер и мог быстро сориентироваться и найти способ, чтоб измерить расстояние до цели и других объектов.

Простые приемы измерения

Простые линейные и угловые измерения имеют спрос при разведке и ориентировки местности, а также для исходных данных стрельбы. Глазомер является самым простым способом для измерения, он доступен каждому военно служивому и применим в любых условиях. Также для измерения используют полевой бинокль, в поле зрения бинокля располагается две угломерные шкалы служащий для измерения вертикальных и горизонтальных углов. Если присутствие бинокля отсутствует, то можно воспользоваться обычной линейкой, но нужно иметь определенные навыки. Вместо линейки можно использовать подручные предметы такие как:

    ладонь

    палец

    спичечный коробок

    карандаш

Также не заменимым помощником является компас, который помогает ориентироваться, по нужному направлению пути. Еще не заменимым помощником становится карта которые имеют множество значений и имеют несколько разновидностей.

Справочная информация

Азимуты и дирекционный угол. Магнитное склонение, сближение меридианов и поправка направления Выбор ориентиров. Целеуказание от ориентира, по азимуту и дальности до цели, наведением оружия в цель Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий Выполнение норматива: «Движение по азимутам в пешем порядке» Выполнение норматива: «Ориентирование по карте» Выполнение нормативов по военной топографии: 1,3, 5-10 Выполнение нормативов: «Определение направления (азимута на местности)» и «Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)» Выполнение нормативов: «Чтение карты» Измерение и построение дирекционных углов на карте. Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно Измерение расстояний по карте. Изучение участка местности. Чтение карты по маршруту движения Измерение углов и расстояний на местности Изображение и чтение местных предметов на картах: гидрографии, растительного покрова и грунта, населенных пунктов, производственных предприятий и социально-культурных объектов, дорожной сети и отдельных местных предметов-ориентиров Изучение тактических свойств местности: условий наблюдения и маскировочных свойств местности (определение взаимной видимости точек), условий проходимости, защитных свойств местности Линейные и угловые единицы измерений Масштабы карт Местность, как элемент оперативно-боевой обстановки. Определение по карте общего характера местности Обход препятствий. Нахождение обратного пути Ознакомление с картой (оценка карты), уяснение масштаба, высоты сечения, года съемки и рекогносцировки, года издания, поправки направления, оцифровки координатной сетки Определение азимутов на местные предметы Определение географических координат и нанесение на карту объектов по известным координатам Определение на карте абсолютных высот и относительных превышений точек местности, подъемов и спусков, крутизны скатов Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов Определение положения объектов (точек) в системах полярных и биполярных координат, нанесение на карту объектов по направлению и расстоянию, по двум углам или по двум расстояниям Определение прямоугольных координат точек. Нанесение на карту точек по их координатам Определение сторон горизонта, магнитных азимутов, горизонтальных углов и направления движения по компасу Определение характера местных предметов по изображениям на картах Ориентирование на местности без карты. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов. Выдерживание направления движения по небесным светилам, местным предметам, заданным азимутам Ориентирование на местности без карты. Сущность ориентирования Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы Ориентирование на местности по карте (схеме): способы ориентирования карты (схемы), порядок опознавания ориентиров, определение своего местоположения, сличение карты (схемы) с местностью Ориентирование на местности по карте командиров подчиненных подразделений и других лиц Ориентирование на местности по карте. Ориентирование карты по направлениям на стороны горизонта, на ориентиры, по линейному ориентиру. Опознавание ориентиров Ориентирование с помощью гирополукомпаса. Ориентирование карты в машине. Выход в пункт назначения Основные правила ведения рабочей карты. Подъем карты. Условные знаки и сокращения, применяемые при ведении рабочей карты и составлении других графических документов. Основные элементы содержания карты. Масштабные, внемасштабные и пояснительные условные знаки. Оформление карт. Общие правила чтения топографических карт Особенности ориентирования на местности в условиях ограниченной видимости Подготовка данных для движения по азимуту Понятие о служебных графических документах, их назначение и содержание Последовательность и основные вопросы изучения и оценки местности при планировании и ведении оперативно-боевых действий и выполнении специальных задач Прямоугольная координатная сетка на топографических картах и ее оцифровка. Дополнительная сетка на стыке координатных зон

Военная топография - дисциплина военного дела , изучающая методы и средства оценки местности, ориентирования на местности и осуществления полевых измерений для обеспечения боевой деятельности войск (сил), определяющая правила по ведению рабочих карт командиров и разработки графических боевых документов .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Топография введение. Для военнослужащих. Контрольно проверочные занятия (КПЗ).

    ✪ Топография. Определение взаимной видимости точек на карте. Контрольно проверочные занятия. КПЗ.

    ✪ Отличная программа для изучения топографических знаков

    ✪ Тактика пехоты - карточка огня отделения

    ✪ Работа с топографической картой (часть 4 из 5)

    Субтитры

Специфика военной топографии

Военная топография является особым разделом топографии , приспособленной для нужд вооружённых сил .

Отличия топографии, применяемой в гражданской сфере, от топографии военной заключаются в первую очередь в разном подходе к принципам картографии .

Принципы картографии

Если в топографии, применяемой в гражданской сфере, построение карт основано на применении системы географических координат земной поверхности, то в военной топографии применяется в основном система прямоугольных координат.

В военной картографии вся земная поверхность условно разбита на прямоугольники определённых размеров - так называемая прямоугольная система координат или Система координат Гаусса-Крюгера . Местоположение точки на земной поверхности в ней отсчитывается как в Декартовой системе координат .

Точкой отсчёта принимается пересечение выбранного осевого меридиана с экватором . Для этого вся земная поверхность разбита на зоны, ограниченные меридианами, отстоящими друг от друга на 6°, с порядковой нумерацией, начиная от Гринвичского меридиана на восток. Всего 60 зон. К примеру, 8-я зона находится между меридианами 42° и 48° восточной долготы , а 58-я зона соответственно находится между меридианами 12° и 18° западной долготы .

К примеру, координаты условной точки М (смотреть на иллюстрации ) с координатами 50°28"43"" с.ш. и 31°32"46"" в. д. находятся в 6-й зоне (между 30° и 36° восточной долготы), приблизительно севернее на 500 метров и восточнее на 700 метров от пересечения горизонтальной километровой линии 5594 (севернее экватора на 5594 километра) и вертикальной километровой линии 6396 (восточнее начала отсчёта ординат 6-й зоны на 396 километров по экватору). Соответственно запись в прямоугольных координатах условной точки М будет следующей: x=6396700 и y=5594500.

Данная система, в отличие от более точной системы географических координат, более удобна для быстрого составления карт и топографических расчётов. Погрешность, заложенная в прямоугольной системе координат , искажающая длину и площади, которая возникает из-за того, что не учитывается кривизна земной поверхности, не имеет существенного значения, так как заметно уменьшается с масштабом применяемой карты. Чем крупнее масштаб карты в прямоугольной системе координат, тем выше её точность .

Условные обозначения

  • артиллерийская батарея или одиночное орудие;
  • танковая рота или одиночный танк на сторожевом посту;
  • фортификационные сооружения (траншея , дот , противотанковый ров и т. д.);
  • участки заражённые оружием массового поражения;
  • и многое другое

Карта как средство управления

Следующей особенностью военной топографии является необходимость в отображении запланированных и не запланированных действий осуществляемых войсками и состоянии подразделений на разных этапах военных учений либо боевых действий.

В таком применении карта представляет собой средство управления войсками, предназначенное для решения следующих задач:

  • уяснение полученной от командования боевой задачи;
  • средство ведения расчётов;
  • оценка тактической ситуации;
  • постановка задач подчинённым;
  • организация взаимодействия с другими формированиями;
  • ведение целеуказания.

В военной топографии разработаны методы отображения на карте различных мероприятий осуществляемых войсками.

  • развёртывание огневой позиции артиллерийской батареи;
  • развёртывание мотострелкового батальона из походного строя в боевой порядок ;
  • высадка тактического десанта ;
  • сектор огня пулемётного расчёта ;
  • организация резервной линии обороны танковым батальоном;
  • маршрут движения патрулей сторожевого охранения;
  • и многое другое.

Кроме этого, топографическая карта в военном деле может нести в условных обозначениях временные отметки, отображающие план боевых действий по этапам .

Схема местности

В военной топографии, кроме использования карт, принято широкое использование схем местности .

Схема местности - это вручную изготовленный рисунок, на котором представлен примерный план местности. Его можно изготовить копированием имеющейся топографической карты на полупрозрачную бумагу , либо зарисовыванием визуально просматриваемой наблюдателем местности. Во втором случае допускаются погрешности в масштабировании и в пропорциях отображаемых участков местности.

На основании схемы местности командир подразделения оформляет служебный документ по планированию предстоящих боевых действий .

Служебные документы, составленные по схеме местности , также называются схемами . В некоторых случаях термин схема опускается. В советской военной школе для обозначения на схеме местности действий в обороне отделения применялся термин карточка огня .

Примеры названий служебных документов, составленных по схеме местности :

  • Схема опорного пункта мотострелковой роты;
  • Карточка огня гранатомётного отделения;
  • Оборона батальона в городе;
  • Схема расположения батальона (роты) на месте;
  • Боевой порядок и боевые задачи танкового батальона при переходе в наступление с ходу;
  • Форсирование водной преграды мотострелковым батальоном с ходу.

Карта и схема местности как средство анализа события

В военном деле схема местности или карта, также применяется как средство анализа текущего или произошедшего события.
По событиям имевшим место в ходе боевых действий, часто требуется детальное расследование произошедшего, которое должно внести ясность в произошедшем.
В таких случаях создаются схемы местности (или на картах) на которых отмечаются следующие детали:

  • позиция своих войск и их перемещения (манёвры) с отметкой временных показателей;
  • позиция войск противника их манёвры с отметкой временных показателей;
  • действия войск и места боестолкновения сторон;
  • численный состав и вооружение сторон;
  • отметки о потерях сторон, уничтожении боевой техники, подразделений, потере позиций;
  • маршруты продвижения, наступления и отступления формирований.

Если на карте (схеме) отображаются текущие или прошедшие боевые действия на большом участке местности, применяется термин "карта (схема) боевых действий" .
Карта на которой обозначена текущая обстановка, именуется термином "карта обстановки"

ТОПОГРАФИЯ

Рабочая карта командира - это топографическая карта, подготовленная к работе используе­мая командиром при решении поставленных задач.

1. Основные правила нанесения обстановки на рабочую карту

Если командиры подразделений наносят обстановку на карту со слов старших начальников, отдающих приказ или распоряже­ние, то в процессе заслушивания приказа надо быстро находить на карте нужные пункты и сразу же наносить на нее необходимые данные. При постановке боевой задачи непосредственно на мест­ности карту надо держать ориентированной и, сличая ее с мест­ностью, наносить на нее обстановку и свою задачу.

Нередко обстановку наносят на карту с письменного документа (приказа, распоряжения). В этом случае соблюдают обычно сле­дующий порядок. Вначале уясняют содержание письменного до­кумента, обязательно ориентируясь при этом по карте и слегка подчеркивая на ней названия упоминающихся в документе насе­ленных пунктов и ориентиров. При повторном чтении текста на­носят на карту данные обстановки (сведения о противнике, за­дачи подразделения и т. д.), изложенные в документе.

Обстановку наносят на рабочие карты карандашами определен­ных цветов.

Красным цветом показывают положение, задачи и дейст­вия танковых, мотострелковых, воздушно-десантных подразделе­ний, их пункты управления, разграничительные линии, тыловые учреждения.

Черным цветом наносят положение, задачи и действия ра­кетных, артиллерийских, зенитных, инженерных, химических, ра­диотехнических подразделений, подразделений связи, тыловые учреждения этих войск, а также подписи, относящиеся к своим войскам.

Синим цветом изображаются войска противника, в том числе его инженерные сооружения, заграждения и т. п., а также подписи и цифровые обозначения, относящиеся к нему.

Для обозначения своих войск и противника используют одни и те же тактические условные знаки, размеры которых х согласо­вывают с масштабом карты и величиной обозначаемых объектов.

Контурные и линейные условные знаки при нанесении на карту нужно согласовывать по начертанию- с рельефом и контурами местных предметов, вдоль которых они расположены - (опушками леса, конфигурацией окраин населенных пунктов, береговых ли­ний), обязательно показывая направления действий и ведения огня. Условные, знаки походных колонн следует наносить рядом с условными знаками дорог (рис. 91).

Положение и действия своих войск и противника наносят сплошными линиями, а предполагаемые или намечаемые дейст­вия- прерывистыми. Положения подразделения, относящиеся к разным моментам времени, следует показывать линиями различ­ного начертания, сопровождая их отметкой времени (рис. 92).

Подписи, относящиеся к тактической обстановке, следует рас­полагать параллельно северной стороне рамки карты, сообразуя их размеры с масштабом карты, величиной и значением объектов, к которым они относятся.

Нанося данные обстановки, нужно следить, чтобы необходимые элементы содержания карты (отметки высот, ориентиры, названия населенных пунктов и пр.) оставались хорошо читаемыми.

Условные знаки и подписи вычерчивают на карте аккуратно и четко. Рекомендуется пользоваться для этого трафаретами коман­дирской линейки. Тщательность я аккуратность ведения рабочей карты должны сочетаться с быстротой работы.

Чтобы не перегружать карту, надо наносить на нее лишь глав­ное и основное; второстепенные же и быстро меняющиеся данные следует запоминать или записывать на полях или на свободном месте карты, а устаревшие сведения удалять резинкой.

2. Что такое система координат. Какие вы знаете системы координат, их характеристика.

Системы координат, применяемые в топографии

Координатами называются угловые и линейные величины (числа), определяющие положение точки на какой-либо поверх­ности или в пространстве.

Существует много различных систем координат, которые нахо­дят широкое применение в различных областях науки и техники.

В топографии применяют, такие системы координат, которые позволяют наиболее просто и однозначно определять положение точек земной поверхности как по результатам непосредственных измерений на местности, так и с помощью карт. К числу таких систем относятся географические, плоские прямоугольные, поляр­ные и биполярные координаты.

В системе географических координат положение любой точки земной поверхности относительно начала координат

определяется в угловой мере. За начало у нас и в большинстве других государств принята точка пересечения начального (Грин­вичского) меридиана с экватором. Являясь, таким образом, еди­ной для всей нашей планеты, система географических координат удобна для решения задач по определению взаимного положения объектов, расположенных на значительных расстояниях друг от друга. Поэтому в военном деле эту систему используют главным образом для ведения расчетов, связанных с применением боевых средств дальнего действия, например баллистических ракет, авиа­ции и др.

Система плоских прямоугольных координат яв­ляется зональной; она установлена для каждой шестиградусной зоны, на которые делится поверхность Земли при изображении ее ни картах в проекции Гаусса, и предназначена для указания по­ложения изображений точек земной поверхности на плоскости (карте) в этой проекции.

Началом координат в зоне является точка пересечения осевого меридиана с экватором, относительно которой и определяется в линейной мере положение всех остальных точек зоны. Начало координат зоны и ее координатные оси занимают строго опреде­ленное положение на земной поверхности. Поэтому система пло­ских прямоугольных координат каждой зоны связана как с систе­мами координат всех остальных зон, так и с системой географи­ческих координат.

Применение линейных величин для определения положения точек делает систему плоских прямоугольных координат весьма удобной для ведения расчетов как при работе на местности, так и на карте. Поэтому в войсках эта система находит наиболее ши­рокое применение. Прямоугольными координатами указывают положение точек местности, своих боевых порядков и целей, с их помощью определяют взаимное положение объектов в пределах одной координатной зоны или на смежных участках двух зон.

Системы полярных и биполярных координат являются местными системами. В войсковой практике они приме­няются для определения положения одних точек относительно других на сравнительно небольших участках местности, например при целеуказании, засечке ориентиров и целей, составлении схем местности и др. Эти системы могут быть связаны с системами прямоугольных и географических координат.

Система плоских полярных координат (рис. 16) состоит из точки О - начало координат, или полюса, и началь­ного направления ОР, называемого полярной осью. Положе­ние точки М на местности или на карте в этой системе опреде­ляется двумя координатами: углом положения 0, который измеряется по ходу часовой стрелки от полярной оси до направ­ления на определяемую точку М (от 0 до 360°), и расстоянием

В зависимости от решаемой задачи за полюс принимают наблю­дательный пункт, огневую позицию, исходный пункт движения

и т. п., а за полярную ось - географический (истинный) меридиан, магнитный меридиан (направление магнитной стрелки компаса) или же направление на какой-либо ориентир. Система плоских биполярных (двухполюсных) ко­ординат (рис. 17) состоит из двух полюсов А и В и общей оси АВ, называемой базисом или базой засечки. Положение любой точки М относительно двух данных на карте (местности) точек А к В определяется координатами, которые измеряются на карте или на местности. Этими координатами могут служить либо два угла положения, определяющих направления с точек А и В на искомую точку М, либо расстояния D­ 1 =АМ и D 2 - ВМ до нее. Углы положения при этом, как показано на рис. 17, измеряются в точках А и В или от направления базиса (т. е. угол А=ВАМ и угол В=АВМ) или от других каких-либо направлений, проходящих через точки Л и В и принимаемых за начальные. Например, на рис. 17 место точки М определено углами положения 61 и 62, из­меренными от направлении магнитных меридианов.

Указанные выше системы координат определяют плановое по­ложение точек на поверхности земного эллипсоида. Чтобы опре­делить положение точки на физической поверхности Земли, допол­нительно к плановому положению указывают ее высоту (отметку) над уровнем моря. В СССР счет высот ведется от среднего уровня Балтийского моря, от нульпункта Кронштадтского водомерного поста. Высоты точек земной поверхности над уровнем моря назы­ваются абсолютными, а их превышения над какой-либо дру­гой точкой - относительными.

3. Что такое рабочая карта. Что включает в себя подготовка карты к работе.

Рабочая карта командира - это топографическая карта, подготовленная к работе и используе­мая командиром при решении поставленных задач.

Командиры подразделений наносят на свои рабочие карты лишь те данные обстановки, которые необходимы им при уясне­нии боевой задачи, докладах, постановке задач подчиненным под­разделениям, а также при составлении донесений и других боевых документов. Не рекомендуется наносить на карату информацию, не имеющую прямого отношения к выполнению своих функцио­нальных обязанностей.

Подготовка карты к работе включает в себя:

Ознакомление с картой, заключается в уяснении ее основных характеристик - графической точности, подробности и современности, а также сведений, помещенных в зарамочном оформлении карты;

Склеивание карты;

Складывание карты;

Подъем карты (нанесение основных объектов для командиров подразделения).

4. Виды условных топографических знаков. В чем их отличие от тактических условных знаков (привести примеры).

Условные знаки по их назначению и свойствам подразделяются на следующие три вида: масштабные, внемасштабные и поясни­тельные.

Масштабными, или контурными, условными зна­ками обозначаются объекты, выражающиеся в масштабе карты, т. е. такие, размеры которых (и длину, и ширину, и площадь) можно измерить по карте.

Каждый такой знак состоит из контура, т. е. планового очерта­ния изображаемого объекта, и заполняющего его пояснительного обозначения ^ виде фоновой окраски, цветной штриховки или сетки одинаковых по своему рисунку значков (заполняющих зна­ков), указывающих род и разновидность объекта.

Контуры объектов показываются на картах пунктиром, если они не совпадают с другими линиями местности (канавами, бере­говыми линиями, дорогами, заборами и т. п.), которые обозна­чаются своими условными знаками.

В немасштабным и, или точечными, условными знаками изображаются малоразмерные объекты (колодцы, сооружения башенного типа, отдельно стоящие деревья-ориентиры и др.), не выражающиеся в масштабе карты, и поэтому их можно представить на ней лишь в виде точек.

Фигурный рисунок такого знака включает эту как бы главную точку, показывающую точное положение данного объекта на мест­ности, и обозначает, что это за предмет. Такая главная точка на­ходится (рис. 33):

У знаков симметричной формы (кружок, квадрат, прямо­угольник, звездочка) - в центре фигуры;

У знаков, имеющих форму фигуры с широким основанием, - в середине основания;

У знаков, имеющих основание в виде прямого угла, - в вер­шине угла;

У знаков, представляющих собой сочетание нескольких фи­гур, - в центре нижней фигуры.

Этими главными точками надо пользоваться при точных изме­рениях по карте расстояний между объектами и при определении их координат.

К внемасштабным условным знакам относятся также знаки дорог, ручьев и других линейных местных предметов, у которых в масштабе выражается лишь длина; ширина же не может быть измерена по карте. Точное положение таких объектов на местности соответствует продольной оси (середине) знака на карте.

Необходимо иметь в виду, что такие малоразмерные объекты, как, например, колодцы, автозаправочные станции (бензоколонки), водонапорные башни и т. п., изображаются на всех картах внемасштабными условными знаками, более же крупные объекты (населенные пункты, реки и т. п.) изображаются в зависимости от Масштаба карты контурными или внемасштабными знаками. Например, населенные пункты в крупном масштабе изображаются контурными условными знаками со многими подробностями. С уменьшением масштаба карты те же самые пункты изобра­жаются с меньшими подробностями, более обобщенно; на картах же мелких масштабов они могут быть показаны лишь кружками или другими небольшими фигурами, т. е. внемасштабными услов­ными знаками.

Внемасштабные условные знаки сами по себе не указывают размеров предметов или занимаемой ими площади, поэтому нельзя измерять по карте, например, ширину моста.

Пояснительные условные знаки применяются для дополнительной характеристики объектов и показа их разновид­ностей. Например, условный знак хвойного или лиственного де­рева внутри контура леса показывает преобладающую в нем по­роду деревьев, стрелка на реке направ­ление течения и т. п.

5. Что такое рельеф, сущность изображения рельефа горизонталями.

Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности, слагающихся из разнообразных элементарных форм различного порядка. ,

Различают крупные, структурные формы рельефа, образующие поверхность сравнительно обширных географических районов (горы, равнины, нагорья), и менее значительные по размерам эле­ментарные формы неровностей, составляющие поверхность этих объектов рельефа.

Сочетания однородных форм, сходных по своему облику, строе­нию и величине и закономерно повторяющихся на определенной территории, образуют различные типы и разновидности рельефа.

По возвышению над уровнем моря и степени расчлененности земной поверхности различают два основных типа рельефа - гор­ный и равнинный. Их классификация по высоте над уровнем моря указана в табл.

6. Топографическая карта, ее предназначение. Номенклатура топографических карт (привести примеры).

Номенклатура листов карт

Номенклатура каждого листа указана,над северной стороной его рамки. Рядом с номенклатурой, кроме того, подписано назва­ние наиболее крупного из показанных на нем населенных пунктов.

На каждом листе указывается также номенклатура смежных е ним листов, что облегчает их подбор при склейке -карты. Эти подписи помещены посредине сторон внешней рамки листа. » В основу обозначения листов топографических карт любого масштаба положена номенклатура листов миллионной карты.

Ряды листов этой карты обозначаются заглавными буквами латинского алфавита (от А до V) и счет их ведется от экватора к полюсам. Колонны же листов нумеруются цифрами от 1 до 60. Счет колонн ведется от меридиана 180° с запада на восток.

Номенклатура листа карты 1:1000000 слагается из указания ряда (буквы) и колонны (цифры), в пересечении которых он рас­положен. Например, лист с г. Смоленск имеет номенклатуру N-36 (рис.7).

Колонны листов миллионной карты совпадают с шестиградус­ными координатными зонами, на которые разбивается поверхность земного эллипсоида при вычислении координат и составлении карт в проекции Гаусса. Различие заключается лишь в их нуме­рации: так как счет координатных зон ведется от нулевого (Грин­вичского) меридиана, а счет ко­лонн листов миллионной карты от меридиана 180°, то номер зоны.отличается от номера колонны на 30. Поэтому, зная номенклатуру диета карты, легко определить, к какой зоне он относится. Напри­мер, лист М-35 расположен в 5-й зоне (35-30), а лист К-29 - в 59-й зоне (29 + 30).

Номенклатура листов карт масштабов 1:100 000 - 1:500 000 слагается из номенклатуры соот­ветствующего листа миллионной карты с добавлением к ней циф­ры (цифр) или буквы, указывающей расположение на нем данного листа.

Как видно из рис. 8, счет листов всех масштабов ведется слева направо и сверху вниз, при этом:

Листы масштаба 1:500000 (4 листа) обозначаются рус­скими прописными буквами А, Б, В и Г. Следовательно, если но­менклатура листа миллионной карты будет, например, N-36, то заштрихованный на рисунке лист масштаба 1:500 000 имеет но­менклатуру N-36-Г а лист с г. Смоленск -N-36-А;

Листы масштаба 1:200000 (36 листов) обозначаются рим­скими цифрами от I до XXXVI. Таким образом, номенклатура листа с г. Смоленск будет N-36-IX;

Листы масштаба 1:100000 нумеруются цифрами от 1 до 144. Например, лист с г. Смоленск имеет номенклатуру N-36-41.

Листу карты масштаба 1:100000 соответствуют 4 листа масш­таба 1:50 000, обозначаемые русскими прописными буквами А, Б, В, Г, а листу масштаба 1:50 000 - 4 листа карты 1:25000, кото­рые обозначаются строчными буквами а, б, в, г (рис. 9). В соответствии с этим номенклатура листов карты 1:50000 слагается из номенклатуры листа масштаба 1:100000, а листов карты 1:25000 - из номенклатуры листа масштаба 1:50000 с присоединением к ней буквы, указывающей данный лист.

Например, N-36-41-8 обозначает лист масштаба 1:50000, а N-3641-В-а - лист масштаба 1:25000 с г. Смоленск.

На районы севернее параллели 60° топографические карты всех масштабов издаются сдвоенными по долготе листами, а север­нее параллели 76° - счетверенными, за исключением карты масштаба 1:200000, которая издается строенными листами. Номенклатура таких сводных листов слагается из номенклатуры левого одинарного листа с добавлением к ней конечных индексов (букв или цифр) номенклатур остальных листов. Например, Р-52-V, VI (карта масштаба 1:200 000), Р-52-23, 24 (карта масш­таба 1: 100000).

Карты масштабов 1: 500 000 и 1: 1 000000 выпускаются наряду с обычным изданием, кроме того, в прямоугольных рамках, не совпадающих с географической сеткой. Листы такого издания значительно больше обычных. Они удобны для склейки их в многолистные блоки, покрывающие обширные территории.

7. Объяснить принцип движения по азимуту.

При движении по азимутам на каждой воротной точке маршрута, начиная с исходной; находят на местности по компасу нужное направление пути и двигаются по нему, измеряя пройденное расстояние шагами, а при движении на машине – с помощью спидометра. Для того чтобы точнее выдержать это направление, выбирают на нем какой-либо вспомогательный ориентир. Достигнув его, намечают следующий промежуточный ориентир и продолжают движение к нему. На поворотной точке эти действия повторяют. И так до конца маршрута. В качестве вспомогательного ориентира ночью можно использовать какое-либо небесное светило. При этом надо иметь в виду, что оно перемещается по небесному своду, и если не учитывать этого и не проверять по компасу через каждые 10 – 15 мин правильность движения, то можно значительно уклониться в сторону.

При движении по открытой, но бедной ориентирами местности направление можно выдерживать по створу. Для этого, наметив по компасу в начале движения направление пути и передвигаясь по нему, оставляют позади себя через известные промежутки какие-нибудь створные знаки (конец, забитый в землю кол, веху) и затем, оглядываясь на эти знаки, следят, чтобы направление движения не уклонялось от створной линии. При движении по мягкому грунту и снежному полю створные знаки может заменить след собственного движения (следы гусениц или колес машины, лыжня).

При наличии карты правильность выдергивания маршрута движения по азимутам на участках между его поворотными точками даже в закрытой или бедной ориентирами местности можно хоть изредка контролировать по характеру рельефа и встречающимся на пути местным предметам. Поэтому при движении по азимутам, особенно на большое расстояние, надо обязательно пользоваться картой.

Если подразделение двигается по азимутам пешим порядком, то целесообразно одного из солдат назначить направляющим (азимутчиком) с задачей правильно выдерживать направление движения по компасу, и одного-двух солдат для измерения шагами пройденного расстояния,

При вождении машины по гирополукомпасу вначале определяют дирекционный угол или магнитный азимут продольной оси машины. Это может быть сделано по дирекционному углу направления.- фа ориентир, видимый с точки стояния, или по компасу.

Для определения дирекционного угла продольной оси машины ее устанавливают на точку, с которой виден какой-либо удаленный ориентир, обозначенный на карте. С помощью башенного угломера или прицела совмещают продольную ось машины с на- правлением на этот ориентир, Дирекциовный угол направления на ориентир определяют по карте и устанавливают на шкале гирополукомпаса. Вместо направления на ориентир можно использовать какую-либо линию местности (прямолинейный участок дороги, просеку, линию электропередачи и пр.).

Для определения магнитного азимута продольной оси машины по компасу отходят от нее вперед или назад на 50 – 60 м и измеряют компасом азимут направления вдоль одного борта машины, а затем вдоль другого и из двух результатов берут среднее.

После того как на шкале гирополукомпаса установили дирекционный угол (магнитный азимут) продольной оси машины, ее разворачивают так, чтобы у индекса шкалы установился отсчет, равный дирекционному углу (магнитному азимуту) направления на первую поворотную точку, освобождают арретир и начинают движение. Машину ведут так, чтобы, на протяжении всего участка пути до следующего ориентира сохранялся отсчет у индекса, соответствующий установленному курсу. Дойдя до поворота и убедившись в правильности движения, машину разворачивают так, чтобы против индекса встал отсчет, равный дирекционному углу очередного участка маршрута, и двигаются по этому направлению.

Для контроля и уточнения показаний гирополукомпаса в процессе движения используют обозначенные на карте линейные ориентиры. При отсутствии такой возможности через каждые 1,5 – 2 ч движения - в одной из поворотных точек дирекционный угол продольной оси машины определяют теми же способами, что и на исходной точке.

8. Ориентирование на местности. Способы ориентирования. Виды ориентиров (привести примеры).

Ориентироваться на местности в боевых условиях - это значит определить свое местоположение и нужное направление движения или действий относительно сторон горизонта, окружающих объек­тов местности, расположения своих войск и войск противника. Сущность ориентирования составляет три основных элемента:

Опознавание местности, на которой находишься, по харак­терным ее признакам и ориентирам;

Определение мест положения (своего, наблюдаемых целей и других интересующих объектов);

Отыскание и определение нужных направлений на местности.

Важнейшая задача ориентирования - нахождение и выдергивание заданного направления движения в любых условиях обста­новки: в ходе боя, в разведке, при совершении марша.

Все действия командира подразделения неизбежно связаны с ориентированием на местности. Без ориентирования немыслимы постановка боевых задач подразделениям и огневым средствам, целеуказание, нанесение на карту результатов разведки против­ника и местности и управление подразделениями в ходе боя.

Умение быстро и безошибочно ориентироваться на местности в любых условиях является одним из важнейших элементов поле­вой выучки офицеров. Ориентирование на местности не эпизодиче­ское мероприятие в работе командира. Оно должно осуществ­ляться систематически самим командиром и личным составом подразделения под его руководством как при подготовке, так и в ходе выполнения боевой задачи.

В основе ориентирования лежит умение выбирать на местности ориентиры и использовать их как маяки, указывающие нужные направления, пункты и рубежи.

Изучение и запоминание незнакомого участка местности сле­дует всегда начинать с выбора трех-четырех наиболее приметных ориентиров. Надо хорошо запомнить их внешний вид и взаим­ное положение, чтобы в дальнейшем можно было по ним в любом пункте опознать местность и определить свое место­положение. При передвижении ориентиры выбирают по направ­лению пути, последовательно намечая их по мере выхода в новые районы.

Ориентироваться на местности можно различными способами. Командиры подразделений ориентируются преимущественно по карте. По ней они определяют свое местонахождение, опознают окружающие местные предметы и элементы рельефа и устанавли­вают местоположение наблюдаемых целей и других объектов. Солдатам и сержантам ориентироваться приходится главным об­разом по ориентирам и с помощью компаса. Для выхода в нужный пункт командир указывает им азимут направления движения и ориентиры по маршруту движения. Эти данные командир подраз­деления готовит обычно по карте.

Для ориентирования на местности, бедной ориентирами, в крупных населенных пунктах и в районах, где произошли сущест­венные изменения местности, выгодно использовать аэроснимки. Подробное изображение на аэроснимках очертаний местных пред­метов и мелких деталей, не помещаемых на карте, и другие осо­бенности, свойственные фотографическому изображению, позво­ляют в большинстве случаев точно определять на них свое место­положение и наблюдаемых объектов, выбирать ориентиры на пути движения и контролировать правильность выдергивания намечен­ного маршрута.

Для надежного и точного ориентирования в любых условиях местности и погоды - в лесу, пустыне, при плохой видимости - на вооружении многих боевых машин имеется специальная так называемая навигационная аппаратура. Она позволяет в любой момент знать координаты местонахождения машины и дирекционный угол направления движения.

С ориентированием тесно соприкасается целеуказание, зада­чами которого являются определение и указание местоположения обнаруженных целей.

Для того чтобы безошибочно определять свое местоположение и положение наблюдаемых объектов и правильно осуществлять целеуказание, необходимо уметь определять на местности расстоя­ния до объектов и направления на них.

9. Измерение углов и расстояний на местности.

При ориентировании и целеуказании приходится не только определять магнитные азимуты, но и измерять горизонтальные углы между различными направлениями на предметы. Эти измерения можно производить с помощью башенного угломера, компаса, бинокля и приборов прицеливания, имеющихся на боевых машинах, а также перископической артиллерийской буссолью.

Измерение углов с помощью башенного угломера. На танках и некоторых других боевых машинах для измерения угла поворота башенки имеется угломерное устройство (рис. 62). Оно состоит из основной шкалы 1, расположенной на погоне по всей длине ее окружности, и отчетной шкалы 2, укрепленной на вращающемся колпаке башенки. Основная шкала разбита на 600 делений (цена деления 0-10). Отчетная, шкала имеет 10 делений и позволяет отсчитывать углы с точностью 0-01. В некоторых машинах башейка механически связана со стрелками азимутального указателя, на котором имеются шкалы грубого и точного отсчетов углов. Азимутальный указатель также позволяет отсчитывать угол с точностью до 0-01. Для наведения на наблюдаемый предмет используется оптический визир, в поле зрения, которого имеется перекрестие или угольник. Оптический визир установлен на вращающейся башенке таким образом, что в положении 0-00 его оптическая ось параллельна продольной оси машины.

Для определения угла между продольной осью машины и на-, правлением, на предмет необходимо повернуть вращающийся кол- пак башенки в направлении на этот предмет до совмещения перекрестия (угольника) с предметом и на угломерной шкале прочитать отсчет. Горизонтальный угол между направлениями на два каких-нибудь предмета будет равен разности отсчетом по шкале на эти предметы.

Измерение углов с помощью компаса. Чтобы измерить на местности угол между направлениями на два каких-нибудь предмета в градусной мере, надо установить указатель мушки компаса на нулевой отсчет по лимбу и повернуть компас так, чтобы визирная линия была направлена на левый предмет. Затем повернуться лицом ко второму предмету и, вращая крышку, направить визирную линию на этот предмет. Отсчет против указателя мушки и будет искомым углом. При измерении угла в тысячных нулевой отсчет лимба направляют на правый предмет, так как счет тысячных возрастает против хода часовой стрелки.

Измерение углов с помощью бинокля и приборов наблюдения и прицеливания, производят в основном при целеуказании. Для этого совмещают какой-нибудь штрих угломерной шкалы с одним из направлений и подсчитывают число делений до второго направления. Умножив этот отсчет нй цену деления шкалы, получают величину измеряемого угла в тысячных.

Определение расстояний на местности.

Глазомер.

Глазомер – основной и наиболее быстрый способ определения расстояний. Для развития глазомера необходимы систематические упражнения на разнообразной местности с проверкой результатов по карте, аэроснимкам или путем непосредственных измерений на местности дальномером, рулеткой или шагами. Для развития глазомера вначале необходимо научиться уверенно различать на любой местности расстояния в 25, 50 и 100,м. После того как эти дистанции будут освоены, приступают к тренировке по определению больших расстояний (200, 400, 800 и 1000 м). Когда - в зрительной памяти эти расстояния будут закреплены, их используют в качестве эталонов, сравнивая с ними расстояния до наблюдаемых объектов.

Точность глазомера зависит от натренированности наблюдателя, от величины- определяемых расстояний и от условий наблюдения. Для дистанций до 1000 м у достаточно опытных наблюдателей ошибки обычно не превосходят 10 – 15а расстояния. При более значительных расстояниях они могут в отдельных случаях достигать 50.

Определение расстояний по измеренным угловым размерам предметов

10.Обосновать формулу тысячной. Ее практическое применение.

Этот способ применим только в том случае, если известна линейная величина (высота, ширина или длина) объекта, до которого определяется расстояние Д, или какого-либо другого предмета, находящегося в непосредственной близости от него, Способ сводится к измерению в тысячных угла, под которым виден объект, и к последующему решению задачи: по соотношению линейной величины (В) и угловой величины (У) объекта определить расстояние до него, Эта пропорция носит название формулы тысячных:

Измерение угловой величины объекта производится с помощью полевого бинокля или приборов наблюдения и прицеливания, которые имеются на боевой машине.

Пример. Опора линии электропередачи, высота которой равна 18 м, покрывает четыре деления прибора наблюдения, цена одного деления 0-05. Определить расстояние до опоры.

Решение: Применяя формулу тысячных, получим:

м

Ошибка измерения расстояний по угловым размерам предметов не превосходит 8% определяемого расстояния при условии, что размеры наблюдаемого предмета известны достаточно точно, а величина угла У не превышает 300 тысячных (3-00).

11.Определенйе координат. Способы целеуказания по карте и на местности.

12.Способы определения сторон горизонта на местности (привести примеры).

13.Классификация топографических карт (привести примеры).

14.Определение координат. Способы измерения расстояний и площадей по карте

15.Использование карты при докладах, постановке задач. Условные сокращения, применяемые в боевых документах (привести примеры).

Вариант № __

Задание: определить по топографической карте У-34-37-В (Снов):
Ответы
1. Координаты точки «О» - дамба (6613) (прямоугольные)
Х=_________м, У=__________м.
2. Координаты точки «О» - дамба (6613) (географические)
B=__°_"_"с.ш., L=__°_"_"в.д.
3. Подготовить данные для движения по азимутам:
4. Определить взаимную видимость: Высота 213,8 (6812) – знак
береговой сигнализации (6913), указав относительные высоты НП,
П, Ц.
5.
_____________
По изображению на карте в квадрате 6614 дать характеристику 10 любых 1. _____________________________________.
2. _____________________________________.
элементов местности, например:
3. _____________________________________.
населенных пунктов;
4. _____________________________________.
внемасштабных условных знаков;
5. _____________________________________.
дорожной сети;
6. _____________________________________.
объектов гидрографии;
7. _____________________________________.
8. _____________________________________.
рельефа;
9. _____________________________________.
растительного покрова.
10. _____________________________________.
2

Способы целеуказания по карте
Памятник (8115)
Целеуказание с точностью
целого квадрата
координатной сетки
А
Б
Г
В
Камень (8117-А)
Целеуказание с точностью
до 1/4 квадрата
координатной сетки
1
2
3
8
9
4
7
6
5
Развилка дорог (8017-3)
Целеуказание с точностью
до 1/9 квадрата
координатной сетки
3

Задание 1.
Определение плоских прямоугольных координат
точек по карте.

Норматив № 5 Определение координат целей (объектов)

Условия норматива. На карте указана цель (местный предмет). Определить ее
полные прямоугольные (географические) координаты.
Ошибка не должна превышать 0,5 мм в масштабе карты для оценок «5» и «4» и
1 мм для оценки «3» (при определении географических координат цели ошибка по
широте и долготе не должна превышать 5 угловых секунд).
Порядок отработки норматива. Военнослужащие получают задание и по команде
приступают к выполнению норматива. Измерение производится циркулем измерителем,
линейкой (с миллиметровыми делениями). Определив координаты, военнослужащий
докладывает о выполнении задания, в ответе отмечается время сдачи работы.
Порядок выставления оценки. Оценки военнослужащим, выставляются с учетом точности
определения координат (проверяется сравнением с контрольными данными) и нормативных
требований указанных в таблице:

Стаж службы военнослужащих в органах
безопасности
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
Вновь зачисленные
3 мин
5 мин.
7 мин.
1 год и более
2 мин.
3 мин.
4 мин.
5

X
Определение плоских прямоугольных координат объектов
2) Определение
координаты
Y (номер
зоны и расстояние
до точки от
осевого
1)
Определение
координаты
Х (расстояние
до точки от экватора
в км
и м): меридиана зоны в км и м):
записывается цифра
43 (номер
зоны (4)
км от осевого меридиана зоны (3)).
-- записывается
60 (сотни
км иотсотни
экватора).
записывается значение нижней километровой
-- записывается
километровой линии
линии квадрата
квадрата местонахождения
местонахожденияобъекта
объекта(в(внашем
нашем
примере 65).
08).
примере
по масштабу определяется расстояние вв метрах
-- по
метрах (по
(поперпендикуляру)
перпендикуляру)ототэтой
этойкилометровой
километровойлинии
линиидодо
точки ии полученную
полученную величину
величину приписывают
приписывают кк ранее
ранее полученному
полученному результату
результату (в
(в нашем
нашем примере
примере 550
725 м).
м).
точки
получается ХY == 64 065
308 550
725 м.
м.
-- получается
Таким образом, полные прямоугольные координаты точки М будут составлять:
Х=6065550 м; Y=4308725 м;
сокращенные прямоугольные координаты:
Х=65550 м; Y=08725 м.
725 м
М
550 м
Х = 60 65 550 м; Y = 4308 725 м
Y

Задание 2.
Определение географических координат.

Определение географических координат объектов
По топографическим картам географические координаты определяют с помощью шкал сетки географических
координат, имеющихся за рамкой топографической карты.
Цена деления шкал на картах масштабов 1: 25 000 – 1: 100 000 равна 10", а на карте масштаба 1: 200 000 – 1".
1’
10’’
Для определения географических координат точки М (пункт геодезической сети с
отм.197,1 (6508) необходимо:
1. Провести к ближайшей вертикальной рамке карты строго перпендикулярную
линию от точки М и вычислить широту B.
2. Провести к ближайшей горизонтальной рамке карты строго перпендикулярную
линию от точки М и вычислить долготу L.
M
меридиан
Точка М (пункт геодез.сети с отм.197,1 (6508).
В = 54°40"40" с.ш.; L = 18°02"04" в.д.
10’’
широта
8
долгота
1’
параллель

Задание 3.
Подготовка данных для движения по
азимутам.

10.

Норматив № 2
«Подготовка данных для движения по азимутам»»
Условия выполнения норматива.
На карте масштаба 1:25 000 (1:50 000) указаны два пункта на расстоянии не менее 4 км.
Изучить по карте местность, наметить маршрут движения, выбрать не менее трех промежуточных
ориентиров определить дирекционные углы и расстояние между ними.
Оформить схему (таблицу) данных для движения по азимутам (дирекционные углы перевести в
магнитные азимуты, а расстояние в пары шагов).
Оценка по времени указана в таблице.
Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:
ошибка в определении дирекционного угла превышает 2°;
ошибка в измерении расстояния превышает 0,5 мм в масштабе карты;
не учтены или неправильно введены поправки на сближение меридианов и склонение магнитной
стрелки.
Время на выполнение норматива отсчитывается от момента выдачи карты (задания) до
представления схемы (таблицы).
Стаж службы
военнослужащих в органах
безопасности
Вновь зачисленные
1 год и более
Порядок выставления оценки.
Ограничение по времени на оценку:
«отлично»
10 мин.
7 мин.
«хорошо»
Названы правильно
12 мин.
8 мин.
«удовлетворительно»
15 мин.
10 мин.
10

11.

Измерение линий (расстояний) миллиметровой линейкой
(карта масштаба 1: 50 000, в 1 мм – 50 метров)
Точность измерения отрезка 0,5 мм
Д = 1 775 метров
Измеренное линейкой отрезок в мм умножить на 50 м
Д (расстояние) = 35,5 Х 50 м = 1 775 м

12.

Измерение расстояния по прямой линии циркулем-измерителем
с применением линейного масштаба

13.

Азимуты и дирекционные углы
При работе с картой часто возникает необходимость в определении направлений на различные
предметы (цели) относительно направления, принятого за начальное. В качестве начального
направления обычно принимают:
направление, параллельное вертикальной
линии километровой сетки;
направление географического (истинного)
меридиана;
направление магнитного меридиана.
В
зависимости
от
выбранного
направления различают три вида углов:
дирекционный угол
истинный азимут
магнитный азимут

14.

Дирекционный угол (Ду; α)
Дирекционный угол (Ду; α) - горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0°
до 360° между северным направлением вертикальной линии координатной сетки данной точки и
направлением на объект.

15.

Магнитный азимут (Ам)
Магнитный азимут (Ам) - горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0° до
360° между северным направлением магнитного меридиана данной точки и направлением на объект.

16.

Поправка направления (ПН)
Поправка направления (ПН) - угол между северным
направлением
вертикальной линии координатной сетки и направлением магнитного меридиана.
Она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения
меридианов.
ПН = (± Ск) - (± Сб)
Из приведенной формулы видно, что для определения величины ПН в градусах
необходимо знать составляющие её углы – сближение меридианов и магнитное
склонение.

17.

Магнитное склонение (δ; Ск)
Магнитное склонение (δ; Ск) - угол между северным направлением истинного
и магнитного меридианов в данной точке. Если магнитная стрелка отклоняется от
истинного меридиана к востоку, то восточное (учитываются со знаком «+»), при
отклонении магнитной стрелки к западу - западное (учитывается со знаком «-»).
Магнитное склонение не является величиной постоянной и изменяется каждый
год. Влияние на это оказывает годовое изменение склонения (восточное
учитывается со знаком «+», западное со знаком «-»).

18.

Сближение меридианов (γ; Сб)
γ
Сближение меридианов (γ; Сб) - угол между северным направлением
истинного меридиана и вертикальной линией координатной сетки в данной
точке. Если вертикальная линия сетки отклоняется к востоку от истинного
меридиана, то
сближение
восточное (учитывается со знаком «+»), при
отклонении линии сетки к западу – западное (учитывается со знаком «-»).

19.

Данные о склонении магнитной стрелки и сближении
меридианов в текстовой справке и графической схеме на карте
Карта У – 34 – 37 – В
(М 1: 50 000)
Карта У – 34 – 37 – В - в
(М 1: 25 000)

20.

Порядок измерения дирекционных углов на карте транспортиром
Дирекционные углы на карте измеряют транспортиром, для этого:
1. Карандашом прочерчивают линию через главные точки условных знаков исходного пункта и ориентира (на карте А, В).
2. Измеряют угол между двумя направлениями: северным направлением линии координатной сетки и заданным направлением от
0° до 360° по ходу часовой стрелки (к примеру: на рисунке а) Ду = 55° ; б) Ду = 120° + 180° = 300°).
Правило: Чтобы не потерять 180° необходимо четко определить откуда и куда проведена линия (как вектор).
К примеру: на рисунке а) вектор А Б (Ду будет всегда меньше 180°; б) вектор C D Ду будет всегда больше 180°).

21.

Переход от Ду к Ам
Карта У – 34 – 37 – В
ПН
Ам
Ду
А
Б
Для определения Ам направления А-Б по известному Ду А-Б необходимо:
1. Определить поправку направления (ПН) по схеме в левой нижней части карты, т.е. угол
между линией сетки и магнитным меридианом (на рис. ПН = 8°36", округляя по целого
градуса ПН = 9°).
2. Определить по схеме: Ам больше Ду на 9°(ПН) или меньше на 9°(ПН).
3. Вычислить Ам. К примеру, если измеренный Ду = 110°, то с использованием схемы
находим, что Ам меньше Ду на 9° (ПН) и равен 101° (Ам = 110° – 9° = 101°).

22.

Порядок подготовки по карте данных для движения по азимутам
Задача: Подготовить данные для движения по азимутам по маршруту г.Зеленая
(8016) – отд.камень (8117) – развилка дорог (8118).
Последовательность решения задания
1. Последовательно соединяем указанные точки.
2. Измеряем дирекционный угол первого участка
маршрута и заносим его в таблицу.
3. Определяем поправку направления ПН и Ам
первого участка по схему в нижней левой части
карты (в табл.).
4. Определяем протяженность первого участка
маршрута в метрах (в табл.).
5. Переводим протяженность первого участка
маршрута в метрах в пары шагов. (Количество
метров разделить на 1,5 м (длина 1 пары шагов)) (в
табл.).
К примеру: в 1 500 метров – 1 000 пар шагов
(1 500 / 1,5 = 1 000 п.ш.).
6. Аналогичным путем решаем задание по второму
участку маршрута.
Ду2
2 участок
1 участок
Протяженность 2
участка
Ду1
Протяженность 1
участка

23.

Подготовка по карте данных для движения по азимутам
Варианты заданий по выполнению норматива № 2
Вариант № 1
Карта У– 34–37-В. Наметить маршрут движения в пешем порядке
от выс.226,1 (7715) до трубы под дорогой (7318), выбрать не менее
трех промежуточных ориентиров,
определить дирекционные углы и
расстояние между ними.
Оформить
схему
данных
для
движения
по
азимутам

пары шагов).
Вариант № 2
Карта У-34-37-В-в. Наметить маршрут движения в пешем порядке
от стыка лесных дорог с отм.120,0 (6907) до отдельно стоящего
дерева (6507), выбрать не менее трех промежуточных ориентиров,
определить дирекционные углы и расстояние между ними.
Оформить
таблицу
данных
для
движения по азимутам
(дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояние в
пары шагов).

24.

Норматив № 2
Карта У – 34 – 37–В - в.
Подготовить данные для движения по азимутам по маршруту:
мост (6611), дом лесника (6611), брод (6712), пасека (6712).
Данные для движения по азимутам
В виде схемы
В виде таблицы

Участок маршрута
Расстояние
вм
в ПШ
Вр.,
мин.
20°
1230
820
14

330°
1250
835
14
33°

25°
350
235
4
343°

335°
850
565
10
Ду
ПН
Ам
1 Сарай – курган
28°

2 Курган – дом
лесника
338°
3 Дом лесника –
перекресток
дорог
4 Перекресток
дорог – мост
через речку

25.

Задание 4.
Определение взаимной видимости точек.

26.

ение по карте взаимной видимос
Сопоставлением
высот
Построением
треугольника

27. Определение взаимной видимости путем сопоставлением высот

Ответ: видимость есть
Сопоставляя высоты НП, препятствия и
цели определяются условия видимости:
ВЫВОД - НП и цель выше препятствия
Задача: определить условия
наблюдения противником с высоты
236,4 района горы Долгая
Определяется луч визирования
и абсолютная высота объекта
наблюдения
Цель
НП
211
П
Определяется препятствие (форма рельефа,
объект) и его абсолютная высота
176
236

28. Построением треугольника (основной способ)

Определяется прохождение луча визирования над
препятствием:
1) высота НП и препятствия указывается
перпендикулярами к линии визирования с высотой (в
условном масштабе), вычисленными (разность высот
НП, препятствия и цели);
2) условная высота НП и цели соединяются условным
лучом визирования;
3) определяются условия видимости: на чертеже
наглядно видно: Луч визирования проходит выше
препятствия.
Определяется луч визирования и
абсолютная высота объекта
наблюдения
Задача: определить условия наблюдения за
передвижением противника по дороге в квадрате
(7909) с высоты 236,4
Ответ: видимость есть
11,6 мм
Ц
120
5,3 мм
236
0
П
173
Определяется препятствие (форма
рельефа, объект) и его абсолютная высота
НП
53
116

29.

Задание 5.
Чтение карты.

30. Норматив № 1 «Чтение карты»

Условия выполнения нормативов по военной
топографии.
Норматив № 1 «Чтение карты»
Условия норматива.
Определить по изображению на карте местных предметов,
рельефа и содержанию пояснительных условных знаков
характеристику 10 элементов местности.
Порядок выставления оценки.
Ограничение по времени на оценку:
Стаж службы
военнослужащих в
органах безопасности
«отлично»
3 мин.
Вновь зачисленные
7 знаков
6 знаков
5 знаков
1 год и более
10 знаков
9 знаков
8 знаков
«хорошо»
«удовлетворительно»
4 мин.
5 мин.
Названы правильно
30

31.

Дайте характеристику 10 условным топографическим знакам
в выделенных квадратах
Например:
1. Город Каменногорск с населением 2. Мост (каменный, 8 м–высота моста, 270м– 3. Дом лесника.
2 500 чел.
длина, 8м–ширина, 50 т –грузоподъемность).
4. Гора Михалинская
геодез.сети и высотой 212,8 м.
6
8
4
9
2
7
5
3
1
10
5. Мост (деревянный, 20 м – длина, 6 м – 6. Скопление камней.
7. Угольная шахта.
ширина, 10 т – грузоподъемность).
8. Овраг (60 м – ширина, 3 м – глубина). 9. Курган высотой 1 м.
10. Кирпичный завод.
с пунктом

1. Ориентирование на местности по азимутам. Определение азимутов на местные предметы 1.1. Определение азимутов на местные предметы (Статья: 1.1. Определение азимутов на местные предметы) Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну…

1. Ориентирование и целеуказания на местности без карты. Сущность ориентирования (Статья: 1. Ориентирование и целеуказания на местности без карты. Сущность ориентирования) При выполнении многих боевых задач действия командиров отделений (экипажей, расчетов) и солдат неизбежно связаны с ориентированием на местности. Умение ориентироваться необходимо, например, на марше, в бою, в разведке для выдерживания направления движения, целеуказания, нанесения…

1. Линейные и угловые единицы измерений (Статья: 1. Линейные и угловые единицы измерений) Линейные единицы измерения применяются для обозначения видимой длинны, ширины или высоту предмета (объекта, цель) в линейных величинах: миллиметрах, сантиметрах, метрах, и т. д. Угловые единицы измерения используются при ориентировании и целеуказании на местности. Горизонтальные (вертикальные) углы между направлениями на местные предметы (цели)…

1. Системы координат, применяемые в топографии: географические, плоские прямоугольные, полярные и биполярные координаты, их сущность и использование (Статья: 1. Системы координат, применяемые в топографии: географические, плоские прямоугольные, полярные и биполярные координаты, их сущность и использование) Координатами называются угловые и линейные величины (числа), определяющие положение точки на какой-либо поверхности или в пространстве. В топографии применяют, такие…

1. Сущность и порядок движения по азимутам в пешем порядке на открытой местности днем (Статья: 1. Сущность и порядок движения по азимутам в пешем порядке на открытой местности днем) Сущность движения по азимутам заключается в нахождении и выдерживании на местности заданных направлений и расстояний, точном выходе в назначенный пункт. Данные, необходимые для движения по азимутам,…

1. Местность, как элемент оперативно-боевой обстановки. Определение по карте общего характера местности (Статья: 1. Местность, как элемент оперативно-боевой обстановки. Определение по карте общего характера местности) Местность это часть земной поверхности со всеми ее элементами. Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Последовательность и степень подробности изучения местности определяется конкретными условиями боевой обстановки, характером боевой…

1. Ориентирование на местности по карте (схеме): способы ориентирования карты (схемы), порядок опознавания ориентиров, определение своего местоположения, сличение карты (схемы) с местностью (Статья: 1. Ориентирование на местности по карте (схеме): способы ориентирования карты (схемы), порядок опознавания ориентиров, определение своего местоположения, сличение карты (схемы) с местностью) Ориентироваться на местности – это значит найти направление сторон горизонта…

1. Сущность и способы ориентирования (Статья: 1. Сущность и способы ориентирования) При выполнении многих боевых задач действия командиров неизбежно связаны с ориентированием на местности. Умение ориентироваться необходимо, например, на марше, в бою, в разведке для выдерживания направления движения, целеуказания, нанесения на карту (схему местности) ориентиров, целей и других объектов, управления подразделением и огнем. Закрепленные опытом…