Бтр 4 получивший название буцефал. Что собой представляет украинский бтр, который испытал порошенко

БТР-4Е - машина, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою, способная выполнять поставленные задачи как днем, так и ночью, в различных климатических условиях. Запас грузоподъемности шасси базового бронетранспортера позволяет устанавливать дополнительное оборудование, в частности броневую защиту от снарядов 30-мм пушек.

БТР-4Е имеет три отделения: переднее - отделение управления, среднее - моторно-трансмиссионное отделение, заднее - боевое и десантное отделения. Отделение управления размещено в передней части корпуса, силовое отделение расположено с левой стороны за спиной водителя и снабжено проходом по правому борту в десантное отделение. Далее находится десантное отделение с двухстворчатыми дверями для высадки десанта. Подобная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания широкого семейства машин.

Для командира и водителя сделаны двери в бортах со встроенными пуленепробиваемыми стеклоблоками. Лобовые стекла также представляют собой пуленепробиваемые стеклоблоки, которые могут закрываться бронированными крышками. Десант БТР-4Е составляют восемь человек и трое членов экипажа. Для обеспечения повышенной противоминной защиты экипажа и десанта их сиденья крепятся не к днищу, а к крыше и бортам. Для этого были разработаны легкосъемные, регулируемые и меняющие положение сиденья, которые обеспечивают оптимальное размещение десанта в зависимости от вида боевых действий. Сиденья могут быть закреплены в двух положениях - в транспортном и в боевом. В боевом положении сидения находятся в центре спина к спине, аналогично БМП-1, что позволяет вести огонь через бойницы. На БТР-4Е могут быть установлены различные типы универсальных боевых модулей с вынесенным вооружением, разработанные для легких боевых бронированных машин.

Силовая установка состоит из двухтактного дизеля ЗТД мощностью 500 л.с. с автоматической гидромеханической трансмиссией. По желанию заказчиков возможна установка двигателя фирмы Deutz мощностью 489 или 598 л. с. БТР-4 может работать в широком диапазоне внешних условий: при температуре от -40 до +55 градусов, в условиях повышенной запыленности, может передвигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью до 110 км/ч или по бездорожью, а также вплавь преодолевать водные преграды со скоростью до 10 км/ч.

На базе БТР-4Е выпускаются машины различного назначения: машины огневой поддержки, командирские, санитарные, зенитные, разведывательные или ремонтно-эвакуационные машины. Интересен отзыв иракского военного, подполковника Мухтана Фалиха (Muthanna F.S) об эксплуатации БТР-4Е в Ираке, Мухтана считает вооружение БТР-4Е очень хорошим и мощным, однако отмечает ряд проблем, связанных с 30-мм пушкой 3ТМ-1. Кроме того, процесс снаряжения боевого модуля боекомплектом для 30-мм пушки, по его мнению, является достаточно сложным, а рукав подачи ленты требует более качественного изготовления с более гладкой поверхностью. Хорошей оценки заслужило и наличие у БТР-4 противотанковых управляемых ракет. СУО, в сравнении с другими российскими и украинскими образцами, очень хорошее, но уступает ряду европейских систем. Высокой оценки у иракского офицера заслужила и компоновка БТР-4Е. По его мнению, советские БТР-80 более просты по сравнению с БТР-4, но им не хватает современного комплекса вооружения. В то же время БТР-4 проще в эксплуатации, чем американские и европейские машины.

Далее он отмечает, что во время эксплуатации (речь идет о мае 2013 года) в МТО бронетранспортера многие трубопроводы давали течь, причины которой не удалось обнаружить. Кроме того, температура охлаждающей жидкости (ОЖ) двигателя была достаточно высокой - более 80°С. И это учитывая, что эксплуатация проводилась на качественных дорогах без повышенной нагрузки на двигатель, а май - не самый жаркий месяц в Ираке (в июне-августе здесь температура часто достигает 55 °С). Поэтому Мухтана считает, что результаты эксплуатации БТР-4 пока что нельзя назвать хорошими. С другой стороны, нужно отметить, что рабочий диапазон температур ОЖ двигателя 3ТД составляет 75-120°С, допускается и кратковременная работа (1 час) при температуре ОЖ до 130°С. Поэтому температура ОЖ двигателя БТР-4 в 80"С не является чем-то опасным.

Надо отметить, что в базовом варианте БТР-4Е скорее ближе к патрульной машине, предназначенной для участия в локальных боевых конфликтах малой интенсивности, чем к классическому армейскому БТР, доставляющему пехоту непосредственно на поле боя во взаимодействии с танками. Поэтому, несмотря на официальное принятие БТР-4Е на вооружение, представители Минобороны Украины подвергали машину серьезной критике, желая получить более привычный для них БТР с повышенной защитой в лобовой проекции, пригодный для «правильного» общевойскового боя.

Хотя такой вариант и прорабатывался в ХКВМ изначально (усиление бронирования достигалось за счет установки дополнительных листов с одновременной ликвидацией боковых дверей и бронестекол), но в результате конструкторы пошли дальше, полностью переделав носовую и кормовую части машины. Новый бронекорпус лишился уступа в носовой части, и сплошной верхний лобовой лист получил значительный угол наклона. Посадка командира и водителя теперь осуществляется через верхние люки, а не через боковые двери. Для обеспечения более комфортабельных условий для высадки и посадки десанта изменению подвергли кормовую часть бронетранспортера: здесь для выхода десанта имеется откидная аппарель. В результате появилась модификация БТР-4МВ. Эта опытная машина была впервые представлена в 2013 году на выставке «IDEX-2013» в Абу-Даби.

Экипаж БТР-4МВ состоит из трех человек: командира, водителя и стрелка. Десант может включать 7-10 человек, это зависит от типа установленного боевого модуля - «Штурм», «Град», «Парус», ВАУ-23-2 или же боевые модули иностранного производства (по желанию заказчика). На БТР-4МВ, представленном на «IDEX-2013», был установлен модуль «Парус», вооруженный пушкой ЗТМ-1 калибра 30 мм, спаренным пулеметом калибра 7,62 мм, автоматическим гранатометом АГ-17 и противотанковым ракетным комплексом «Барьер» с дальностью поражения 5 000 м. В наружной части модуля «Парус» расположен только бункер для артиллерийских 30-мм снарядов. Остальной боезапас для пулемета и гранатомета уложен внутри корпуса около стрелка - всего шесть коробок (три с патронами и три с гранатами). Модуль снизу прикрыт защитными «лепестками», откинув которые можно получить доступ к вооружению и органам ручного наведения. Сам стрелок размещен в глубине десантного отделения: его кресло с откидным блоком органов управления вооружением установлено перед стенкой силового отделения. Вооружением может управлять как стрелок, так и командир.

Обзор с рабочих мест механика и командира обеспечивается через триплексы. Кроме того, командир для ориентирования и оценки обстановки имеет в своем распоряжении отдельный панорамный прибор наблюдения-целеуказания кругового обзора «Панорама-2П» (камера установлена на крыше башни). Черно-белое изображение передается на установленный перед командиром монитор. Машина оснащается тепловизионными приборами и другой электроникой производства французской компании «Sagem», с которой ХКБМ сотрудничает уже более 10 лет. Вместо двери с вертикальной средней перемычкой, установленной на БТР-4Е, на БТР-4МВ предусмотрена специальная опускаемая аппарель по всей ширине десантного отсека. Ее наличие значительно ускоряет процесс посадки и высадки десанта. Благодаря широкой аппарели бронетранспортер также может перевозить крупногабаритные грузы (вооружение, запчасти). На случай отказа привода аппарели в ней сделана дополнительная дверь, которую также можно использовать для посадки и высадки десанта.

Уровень баллистической защиты нового бронетранспортера существенно увеличен. БТР-4МВ обладает пятым уровнем защиты в соответствии с требованиями STANAG-4569, то есть способен выдержать обстрел снарядами калибра 25 мм с расстояния около 500 м. Предусмотрена возможность установки дополнительной, в том числе динамической и керамической защиты, а также дополнительных решетчатых экранов для обеспечения защиты от ручных противотанковых гранат различных видов. БТР-4МВ способен выдержать взрыв мины под днищем мощностью порядка 8 килограммов в тротиловом эквиваленте.

Машина может приводиться в движение одной из трех моделей двигателя, в зависимости от того, какому производителю отдал предпочтение заказчик - немецкому Deutz, украинскому 3ТД или итальянскому Iveco. Что касается БТР-4МВ, представленному на «IDEX-2013», то он оснащался немецким шестицилиндровым дизельным двигателем Deutz BF6M1015CP мощностью в 450 л. с. При установке этого двигателя максимальная скорость - 110 км/ч, запас хода - 670 км. Что касается проходимости и маневренных качеств, то они в основном соответствуют БТР-4Е. Более того, даже после усиления уровня бронирования новый бронетранспортер сохранил плавучесть и может преодолевать водные преграды со скоростью до 10 км/ч. Правда, в большинстве случаев заказчиков, особенно из стран с «жарким, пустынным кпиматом», не очень-то интересует плавучесть. Основной характеристикой при выборе той или иной модели выступает живучесть машины и экипажа в условиях столкновения с огневыми средствами поражения противника не только на поле боя, но и в условиях проведения контртеррористических операций.

С началом вооруженного конфликта на востоке Украины БТР-4 (как новые, так и оставшиеся после иранского контракта) начали поступать на вооружение различных подразделений, принимающих участие в АТО. 3 февраля 2015 года первый заместитель генерального директора ГК «Укроборонпром» С. Пинькас сообщил, что по результатам шестимесячной эксплуатации БТР-4Е в условиях боевых действий в конструкцию бронетранспортера были внесены более 900 улучшений и усовершенствований. Появились и новые модификации. Так, в марте 2015 года представитель ХКВМ заявил, что предприятие завершило разработку нового варианта боевой бронированной машины - БТР-4Е1 с дополнительной защитой. Изготовлены опытный образец и комплект навесной брони для него, который позволяет существенно повысить защиту экипажа и десанта БТР-4Е1. При этом броня может устанавливаться и демонтироваться силами экипажа в полевых условиях, в зависимости от боевой задачи и уровня угрозы. Интересно, что, по информации агентства Defense Express, одна из американских компаний, тесно сотрудничающих с вооруженными силами и обороной промышленностью США, заказала несколько машин версии БТР-4Е1.

Оценивая украинский БТР-4, различные эксперты в первую очередь отмечают его прогрессивную компоновочную схему, принципиально отличающуюся от принятой в качестве базовой при создании советских колесных бронетранспортеров. Напомним, что у БТР-4 в передней части находится отделение управления, в средней - моторно-трансмиссионное, а в задней расположены боевое и десантное отделения. Подобная компоновка сегодня широко распространена во всем мире. Она обеспечивает более безопасный выход десанта из машины под огнем противника, а в случае необходимости боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии можно быстро трансформировать при создании широкого семейства боевых машин. Не лишним будет упомянуть, что такая компоновка принята в качестве стандартной в странах блока НАТО.

Положительно эксперты оценивают и переход к модульной схеме размещения вооружения, в результате чего на машину без проблем можно устанавливать различные модули в зависимости от спектра выполняемых задач. К тому же дистанционно управляемый модуль вооружения позволяет оператору вести огонь, оставаясь внутри корпуса БТР. Для Украины как государства, не имевшего собственной школы создания легких бронированных машин, создание БТР-4 - явное свидетельство прогресса. Можно также упомянуть, что, по версии сайта Army Technology, украинский бронетранспортер попал в десятку лучших боевых машин мира. нт

МОДИФИКАЦИИ БТР-4
БТР-4 - базовая модель.
БТР-4К - командирский вариант БТР-4.
БТР-4КШ - командно-штабной вариант БТР-4.
БСЭМ-4К - бронированная санитарно-эвакуационная машина на базе БТР-4.
БРМ-4К - боевая разведывательная машина на базе БТР-4.
БРЭМ-4 - ремонтно-эвакуационная машина на базе БТР-4.
МОП-4К - машина огневой поддержки на базе БТР-4.
БТР-4Е - экспортный вариант БТР-4.
БТР-4Е1 - машина с дополнительным бронированием.
БТР-4КЕ - экспортный вариант БТР-4К.
БТР-4КШЕ - экспортный вариант БТР-4КШ.
БСЭМ-4Е - экспортный вариант БСЭМ-4К.
БРЭМ-4Е - экспортный вариант БРЭМ-4.
БТР-4А - вариант БТР-4 с двигателем IVECO и боевым модулем «Гром» (заказ МО Украины). Может быть укомплектован башней от БТР-80, БМП-1, БМП-2 или боевыми модулями БАУ-23х2, «Шквал», «Штурм».
БТР-4В - вариант БТР-4 с двигателем DEUTZ . для несостоявшегося контракта с Македонией.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-4Е С БОЕВЫМ МОДУЛЕМ «ПАРУС»
Боевая масса - 21,9 т
Экипаж - 3 человека.
Десант - 7 человек.
Высота - 2 860 мм.
Длина - 7 650 мм.
Ширина - 2 900 мм.
Клиренс - 460 мм.
Вооружение:
- 30-мм автоматическая пушка КБА-1 (2А72);
- 7,62-мм пулемет КТ;
- 30-мм автоматический гранатомет АГС-17;
- комплекс противотанкового вооружения типа «Барьер».
Мощность двигателя - 442 л. с.
Максимальная скорость по шоссе - 110 км/ч.
Максимальная скорость по воде - 10 км/ч,
Запас хода по шоссе - 690 км.
Преодолеваемые препятствия:
подъем -до 20 градусов,
высота стенки - до 0,5 м,
ширина рва - до 2 м.

Как сообщает Ridzwan Rahmat в публикации «Indonesia reconsiders further acquisition of BTR-4 APCs after early trials », размещенной изданием "Jane"s Defence Weekly" , Корпус морской пехоты (КМП) Индонезии провел первый этап испытаний украинского бронетранспортера БТР-4М, однако после них пересматривает возможность продолжения закупок. Об этом изданию сообщил источник в КМП.

Пересмотр планов наступил после получения отчетов о ходе первого этапа испытаний, в которых указывались различные проблемные вопросы. Так, отмечалась зарываемость носовой части БТР в воду на режиме полного хода. Это было особенно заметно в ходе учений по высадке десанта, которые имели место в декабре, сообщил источник.

Выгрузка доставленного в Индонезию бронетранспортера украинского производства БТР-4М с боевым модулем БМ-7 "Парус", предназначенного для индонезийской морской пехоты. Танджунг-Приок (Джакарта), 28.09.2016 (с) Defence Military


БТР приводится в движение при помощи двух водометов, расположенных в кормовой части по бортам. С их помощью скорость БТР на воде достигает 10 км/ч. Индонезийские БТР-4М вооружены боевым модулем БМ-7 "Парус" с 30-мм пушкой ЗТМ-1 и 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 или боевым модулем с пулеметом.

2-й кавалерийский полк КМП Индонезии, расквартированный в Чаландаке (Южная Джакарта) получил на вооружение БТР-4М в октябре 2016 года. Министерство обороны Индонезии закупило пять БТР-4 у украинской компании «Укроборонпром» в феврале 2014 года. Заказчик получил БТР в сентябре 2016 года.

КМП проведет тщательный анализ выявленных недостатков, с которыми пришлось столкнуться в ходе испытаний, после чего выдаст рекомендацию относительно целесообразности дальнейших закупок БТР-4.

Министерство обороны Индонезии заключило контракт на приобретение партии из пяти БТР-4 в специализированном амфибийном варианте БТР-4М в конце февраля 2014 года. Все пять машин были закончены изготовлением на ХКБМ в первом полугодии 2016 года. Судно Texel с пятью БТР-4М на палубе вышло из порта Октябрьск на Украине в конце июля 2016 года, проследовало в Средиземное море, зайдя в итальянскую Равенну, затем 24 августа вернулось в Черное море и после захода в Констанцу (Румыния) 26 августа, двинулось уже в Индонезию, совершив по пути заходы в ОАЭ и Таиланд.

При заключении контракта на закупку указанных пяти БТР-4М в дальнейшем предполагалось приобретение для морской пехоты Индонезии еще 50 этих бронетранспортеров, однако будущее этой закупки неопределенным.

БТР-4М выполнен, как считается, в специализированном амфибийном варианте по требованиям морской пехоты Индонезии (включая дополнительные поплавки и установку "шнорхелей"), хотя первый изготовленный образец БТР-4М в варианте с боевым модулем "Парус" отнюдь не выдающиеся ходовые качества на плаву во время испытаний в мае 2016 года на Салтовском (Печенежском) водохранилище в Харьковской области. БТР-4М оснащается дизельным двигателем Deutz BF6M 1015CP мощностью 490 л.с. и шестискоростной автоматической трансмиссией Allison 4600SP.

Линейка семейства современных украинских бронетранспортёров.

История

Работа по созданию бронетранспортёра стартовала в 2002 году в Харьковским конструкторским бюро машиностроения в инициативном порядке в рамках темы ОКР «Ладья».

Демонстрационный прототип бронетраспортёра был впервые показан на выставке «Аеросвіт-XXI» в 2006 году.

В конце ноября 2008 года началась работа по производству первого серийного БТР-4.

В феврале 2009 года на выставке вооружений IDEX-2009 был впервые показан вариант БТР-4, оборудованный боевым модулем БМ-7 «Парус».

Средняя стоимость БТР-4 по контракту 2009 года на поставку 420 бронетранспортёров в Ирак составила около $1,1 млн за единицу.

Средняя стоимость БТР-4 по контракту 2012 года на поставку 100 машинокомплектов бронетранспортёров в Казахстан составляла $1,5 млн за единицу.

3 февраля 2015 года первый заместитель генерального директора ГК «Укроборонпром» Сергей Пинькас проинформировал, что по итогам шестимесячной эксплуатации БТР-4Е в условиях боевых действий в конструкцию бронетранспортёра было внесено более 900 улучшений и усовершенствований.

Описание конструкции

БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР применяется для оснащения подразделений, способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях использования противником оружия массового поражения. БТР может являться базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. БТР способен выполнять поставленные задачи как днём, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от?40 до +55 град. C.

Компоновка

БТР-4 имеет три отделения:

переднее - отделение управления
среднее - моторно-трансмиссионное отделение
заднее - боевое и десантное отделения
Подобная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания широкого семейства машин.
Грузоподъёмность шасси бронетранспортёра позволяет создавать не только варианты исполнений и семейство машин, но и устанавливать дополнительную броневую защиту против автоматических малокалиберных пушек.

Вместимость, человек:

Экипаж: 3 (водитель, командир, стрелок)
Десант: 7-9 (в зависимости от боевого отделения)

Вооружение
Боевой модуль «Гром»

1 х 30-мм автоматическая пушка, 1 х 7,62-мм пулемёт, 1 х 30-мм автоматический гранатомет и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР).


Боевой модуль КБА-105 «Шквал»

1 х 30-мм автоматическая пушка, 1 х 7,62-мм пулемёт, 4 х ПТУР «Барьер» либо 2 х ПТУР и 30-мм автоматический гранатомет.


Боевой модуль БАУ-23

2 х 23-мм автоматические пушки и 1 х 7,62-мм пулемёт.


Боевой модуль БМ-7 «Парус»

1 х 30-мм пушка ЗТМ-1 (боекомплект 400 снарядов), 1 х 30-мм автоматический гранатомёт КБА-117 (боекомплект 145 гранат), 1 х 7,62-мм пулемёт (боекомплект 2000 патронов) и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР)

Дополнительное оборудование

В 2014 году начали оборудовать на бронетранспортёры БТР-4 Национальной гвардии и вооружённых сил Украины комплекты решётчатых противокумулятивных экранов (элемент пассивной защиты бронемашины, предназначенный для уменьшения разрушающего действия кумулятивной струи. Представляет из себя экран, закреплённый на некотором расстоянии от брони. Материалом для экранов послужили резина с тканевым усилением, листы или сетки из металла).

ТТХ

Классификация: бронетранспортёр
-Боевая масса, т: 21,9
-Экипаж, чел.: 3
-Десант, чел.: 7

Размеры

Длина корпуса, мм: 7650
-Ширина корпуса, мм: 2900
-Высота, мм: 2860
-Клиренс, мм: 460

Бронирование

Тип брони: стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

Вооружение

Калибр и марка пушки: 30-мм КБА-1 (2А72)
-Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка
-Боекомплект пушки: 400
-Углы ВН, град.: ?25…+30 град
-Дальность стрельбы, км: БТС: 2,0; БОТС и ОФЗС: 4,0; ПТУР: 5,0
-Прицелы: оптико-телевизионная система с лазерным дальномером и стабилизацией поля зрения в вертикальной и горизонтальной плоскостях
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм КТ
-Другое вооружение: ПТРК «Барьер»; 1 х 30-мм АГС-17

Подвижность

Двигатель: Производитель: Завод им. Малышева; Марка: ЗТД-3; Тип: дизельный с наддувом; Объём: 8 150 куб.см.; Максимальная мощность: 500 л.с., при 2600 об/мин; Конфигурация: рядный, 3-цилиндр.; Цилиндров: 3; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 2; Рекомендованное топливо: многотопливный.
-Скорость по шоссе, км/ч: 110
-Запас хода по шоссе, км: 690
-Удельная мощность, л. с./т: 20,2
-Колёсная формула: 8х8
-Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,5
-Преодолеваемый ров, м: 2,0
-Преодолеваемый брод, м: плавает со скоростью до 10 км/ч

Сопроводив публикацию видеороликом, снятым во время рабочей поездки главы Киева на Харьковское КБ машиностроения.

«Лично опробовал БТР-4, изготовленный специалистами Харьковского КБ машиностроения имени академика Морозова. Сегодня эти красавцы БТРы очень ждут в войсках. Вскоре они поступят в 92-ю бригаду на передовую», — гласит пост.

Порошенко сел рядом с водителем бронетранспортера, но когда они отъехали от охраны, президент взял управление на себя. Проехав круг по территории завода, он вернулся и констатировал, что сесть его не пускала охрана.

«Махнул не глядя. Оказалось его водить легче, чем «Волгу», отличная машина», — Порошенко.

Разрабатывать БТР-4, получивший название «Буцефал» , начали в Харьковском конструкторском бюро машиностроения имени Морозова в 2002 году. Разработка велась машиностроителями в инициативном порядке в рамках опытно-конструкторской работы «Ладья» в надежде получить заказы не только от Киева, но и за рубежом. Прототип машины впервые показали в 2006 году на выставке «Аэросвит-XXI». В серию БТР-4 запустили в конце 2008 года, а в зарубежное турне его вывезли уже в феврале 2009 года.

В процессе эксплуатации выяснилось, что необходимо доработать машину. «В инициативном порядке концерн «Укроборонпром» привлекает к работе специалистов и людей, работающих в АТО (антитеррористическая операция в Донбассе. - «Газета.Ru»).

БТР, который вроде бы считался завершенной моделью, за полгода получил более 900 дополнительных улучшений.

Потому что люди, которые непосредственно работают с техникой в зоне АТО, говорят: это правильнее сделать так, а вот это вот так. И понимаем, что такая ситуация дает возможность сделать нашу технику еще более удобной для выполнения военных задач», — заявил глава «Укроборонпрома» Сергей Пинькас, его цитирует агентство УНИАН .

Бронетранспортер «Буцефал» объединяет функции БТР и боевой машины пехоты (БМП) для огневой поддержки мотострелковых подразделений на поле боя.

На сайте разработчика его характеризуют как «бронированную боевую машину-амфибию 8x8».

Десант (семь десантников и наводчик вооружения) размещается в кормовой части корпуса с возможностью десантироваться через задние двери под прикрытием бронетранспортера — в этом конструктивное отличие БТР-4. Рабочие места командира БТР и механика-водителя размещены в передней части машины. А в середине — моторно-трансмиссионное отделение с установленным силовым агрегатом. Всего у «Буцефала» три отсека. Эвакуация экипажа и десанта производится через проход-лаз между отделением управления и десантным отделением, проходящим по правому борту.

БТР поступает на снабжение подразделений, способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения. Он может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты.

БТР может выполнять поставленные задачи в любое время суток в любую погоду при температуре от −40 до +55°C по дорогам с любым покрытием или полному бездорожью.

Боевая масса БТР-4 в базовом варианте составляет 17 т (19,3 т с модулем «Гром»), в варианте с дополнительным бронированием вес может достигать до 27 т (защита от снарядов 30-миллиметровых пушек). Машина способна преодолевать подъем в 30°. На шоссе скорость может развиваться до 110 км/ч. На вооружении «Буцефала» автоматическая пушка 30 мм, пулемет 7,62 мм, противотанковый ракетный комплекс «Барьер».

Силовая установка состоит из двухтактного дизеля 3ТД мощностью 500 л.с. с автоматической гидромеханической трансмиссией.

Недавно специалисты ХКБМ имени Морозова оснастили БТР-4 современными немецкими двигателями Deutz

и, как отмечают в , «в сжатые сроки модернизировали технику». Кроме того, сообщалось о том, что покупка оказалась весьма выгодной — компания Deutz AG предоставила «специальную цену для Украины» на партию этих двигателей. Сэкономленные деньги, почти 25 млн грн (около $965 тыс.), планировалось направить «на изготовление новой техники для украинской армии».

По данным открытых источников, БТР-4 стоит на вооружении не только Украины, но и Ирака, Нигерии, Казахстана и Индонезии.

Сообщалось также, что в начале 2013 года иракский депутат обвинил Украину в поставках ржавых и старых БТР и срыве сроков поставок по контракту от 2009 года. В распространенном в иракском парламенте докладе сообщалось о фактах коррупции, выявленных при поставках БТР-4 с Украины. Представитель комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шиван Мухаммед Таха сообщал, что в украинско-иракском контракте на поставку 420 БТР-4, стоимость которого составляет $456 млн, обнаружены серьезные нарушения.

Накануне, 23 марта, госконцерн «Укроборонпром» передал партию «модернизированных по стандартам » новейших БТР-4 подразделениям ВСУ, участвующим в операции в Донбассе.

Порошенко уверен в исполнении украинской промышленностью гособоронзаказа на 2016 год. «Если в 2015 году основные усилия концентрировались на восстановлении техники, то сегодня мы делаем все, чтобы вооруженным силам поставляли технику, полностью укомплектованную», — приводит заявление президента пресс-служба.

Линейка семейства современных украинских бронетранспортёров.

История

Работа по созданию бронетранспортёра стартовала в 2002 году в Харьковским конструкторским бюро машиностроения в инициативном порядке в рамках темы ОКР «Ладья».

Демонстрационный прототип бронетраспортёра был впервые показан на выставке «Аеросвіт-XXI» в 2006 году.

В конце ноября 2008 года началась работа по производству первого серийного БТР-4.

В феврале 2009 года на выставке вооружений IDEX-2009 был впервые показан вариант БТР-4, оборудованный боевым модулем БМ-7 «Парус».

Средняя стоимость БТР-4 по контракту 2009 года на поставку 420 бронетранспортёров в Ирак составила около $1,1 млн за единицу.

Средняя стоимость БТР-4 по контракту 2012 года на поставку 100 машинокомплектов бронетранспортёров в Казахстан составляла $1,5 млн за единицу.

3 февраля 2015 года первый заместитель генерального директора ГК «Укроборонпром» Сергей Пинькас проинформировал, что по итогам шестимесячной эксплуатации БТР-4Е в условиях боевых действий в конструкцию бронетранспортёра было внесено более 900 улучшений и усовершенствований.

Описание конструкции

БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР применяется для оснащения подразделений, способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях использования противником оружия массового поражения. БТР может являться базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. БТР способен выполнять поставленные задачи как днём, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от?40 до +55 град. C.

Компоновка

БТР-4 имеет три отделения:

переднее - отделение управления
среднее - моторно-трансмиссионное отделение
заднее - боевое и десантное отделения
Подобная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания широкого семейства машин.
Грузоподъёмность шасси бронетранспортёра позволяет создавать не только варианты исполнений и семейство машин, но и устанавливать дополнительную броневую защиту против автоматических малокалиберных пушек.

Вместимость, человек:

Экипаж: 3 (водитель, командир, стрелок)
Десант: 7-9 (в зависимости от боевого отделения)

Вооружение
Боевой модуль «Гром»

1 х 30-мм автоматическая пушка, 1 х 7,62-мм пулемёт, 1 х 30-мм автоматический гранатомет и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР).


Боевой модуль КБА-105 «Шквал»

1 х 30-мм автоматическая пушка, 1 х 7,62-мм пулемёт, 4 х ПТУР «Барьер» либо 2 х ПТУР и 30-мм автоматический гранатомет.


Боевой модуль БАУ-23

2 х 23-мм автоматические пушки и 1 х 7,62-мм пулемёт.


Боевой модуль БМ-7 «Парус»

1 х 30-мм пушка ЗТМ-1 (боекомплект 400 снарядов), 1 х 30-мм автоматический гранатомёт КБА-117 (боекомплект 145 гранат), 1 х 7,62-мм пулемёт (боекомплект 2000 патронов) и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР)

Дополнительное оборудование

В 2014 году начали оборудовать на бронетранспортёры БТР-4 Национальной гвардии и вооружённых сил Украины комплекты решётчатых противокумулятивных экранов (элемент пассивной защиты бронемашины, предназначенный для уменьшения разрушающего действия кумулятивной струи. Представляет из себя экран, закреплённый на некотором расстоянии от брони. Материалом для экранов послужили резина с тканевым усилением, листы или сетки из металла).

ТТХ

Классификация: бронетранспортёр
-Боевая масса, т: 21,9
-Экипаж, чел.: 3
-Десант, чел.: 7

Размеры

Длина корпуса, мм: 7650
-Ширина корпуса, мм: 2900
-Высота, мм: 2860
-Клиренс, мм: 460

Бронирование

Тип брони: стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

Вооружение

Калибр и марка пушки: 30-мм КБА-1 (2А72)
-Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка
-Боекомплект пушки: 400
-Углы ВН, град.: ?25…+30 град
-Дальность стрельбы, км: БТС: 2,0; БОТС и ОФЗС: 4,0; ПТУР: 5,0
-Прицелы: оптико-телевизионная система с лазерным дальномером и стабилизацией поля зрения в вертикальной и горизонтальной плоскостях
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм КТ
-Другое вооружение: ПТРК «Барьер»; 1 х 30-мм АГС-17

Подвижность

Двигатель: Производитель: Завод им. Малышева; Марка: ЗТД-3; Тип: дизельный с наддувом; Объём: 8 150 куб.см.; Максимальная мощность: 500 л.с., при 2600 об/мин; Конфигурация: рядный, 3-цилиндр.; Цилиндров: 3; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 2; Рекомендованное топливо: многотопливный.
-Скорость по шоссе, км/ч: 110
-Запас хода по шоссе, км: 690
-Удельная мощность, л. с./т: 20,2
-Колёсная формула: 8х8
-Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,5
-Преодолеваемый ров, м: 2,0
-Преодолеваемый брод, м: плавает со скоростью до 10 км/ч