Архив. О вы, которые уверовали…

До страницы 189 (Сажда) текст проверен Зайнаб.
Энциклопедия норм и правил Ислама
Вера – Поклонение – Повседневная жизнь

Проф. Др. Хамди ДЁНДЮРЕН

Предисловие

Для каждого мусульманина является фардом обладать знаниями, разделяющими халяль и харам, истину и ложь, позволяющими выполнять религиозные обязанности. Первое повеление Всевышнего Аллаха в Священном Коране было: «Читай». Аят «Читай [откровение] во имя Господа твоего» 1 указывает на важность обучения и образования. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) так повелел: «Получение знаний является обязанностью для каждого верующего мужчины и женщины» 2 .

Труд, который вы держите в руках, имеет целью раскрыть в свете откровения и сунны некоторые важные вопросы, с которыми сталкивается каждый мусульманин в поклонениях и повседневной жизни. Столпы Ислама опираются на две основы – Коран и Сунну Посланника. Выносить решения из этих двух источников – прерогатива муджтахидов. Однако, обучившись вынесенным решениям на основе Корана и Сунны, стараться выполнять их на практике, является ответственностью верующего.

По мнению аш-Шафкани (ум.1250/1832), те из сахабов, табиунов и атбаут-табиунов, которые не достигли уровня муджтахидов, узнавая у муджтахидов доказательства, связанные с какими-либо проблемами, следовали им. Это положение заставило ученых изучить доказательства, появилась возможность сравнения сильных и слабых доказательств. Упоминание доказательств в произведениях раннего периода, в общем, показывает это.

Достопочтимый Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) так повелел на Прощальной Хутбе: «Пусть находящиеся здесь донесут до тех, кто отсутствует, сказанное мной, быть может, призываемые поймут лучше, чем призывающие» 3 .

В этой работе доказательства, на которые опираются положения, приведены в общем, источники указаны в сносках. При подготовке книги вместе с основой по мазхабу Ханафи были приведены сравнения с другими мазхабами в важных вопросах, так как в наше время мир стал тесен, мусульмане разных мазхабов близко встречаются в хадже, умре, служебных или туристических поездках. Кратко описаны причины появления различий между мазхабами, считающимися частными случаями в поклонениях, для установления толерантного отношения между верующими разных мазхабов в вопросах, не относящихся к сути.

В общем понимании, всякое действие, которым доволен Всевышний Аллах, основанное на имане и ихласе (искренность), является поклонением. Целью же обучения полезным знаниям являются практические действия. В противном случае, Всевышний Аллах обратится к вам: «О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?» 4 . Достопочтимый Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) делал ду’а: «О Аллах, дай мне пользу от того, чему Ты меня научил, надели меня полезными знаниями, увеличь мои знания» 5 , «О Аллах, я прибегаю к Тебе от бесполезного знания» 6 .

Книга состоит из восьми частей.

В первой части рассматриваются темы основ Ислама, понятий религии, истории сотворения человека, прихода его в этот мир, положения и ответственности в мире.

Во второй части уделено внимание основам веры, раскрыты вопросы акыды в необходимом для каждого верующего объеме.

В третьей части раскрыта тема очищения человека: внутреннего, внешнего и его окружения.

В четвертой части уделено внимание намазу, его положениям и ду’а.

В пятой части описан пост, его виды, положения и мудрость.

В шестой части говорится о закяте и фитре, обозначены положения закята с наземных и подземных богатств, денег, запасов золота и серебра, товаров, животных и урожая, рассмотрены положительные итоги внесения этих положений в жизнь общества.

В седьмой части проработаны темы хаджа, умры и курбана. В этой части уделено место знаниям о поклонениях, которые выполняются в хадже, с примерами и сведениями, необходимым человеку, совершающему хадж.

В восьмой части мы остановились на различных положениях, связанных с повседневной, семейной, торговой и экономической жизнью, проблемах, появляющихся в этих сферах, и определены пути решения этих проблем.

Однако эта книга не охватывает всех предписаний Ислама. Поскольку Ислам упорядочивает отношения, связанные с жизнью человека от рождения до смерти, жизнью общества, они раскрыты в обширных первоисточниках.

Прошу, чтобы Всевышний Аллах был доволен нашим скромным трудом.

Старание от нас, успех от Аллаха.

Доктор Хамди Дёндюрен

Первая часть
^ Основные сведения

Зарождение религий

Особенности религии ислам

Источники религии ислам

Правовые и теоретические школы

Обязанности «мукалляфа» (верующего)

I - Зарождение религий
A - Понятие религии
Религия – это предписанные Аллахом законы для людей, а если формулировать более полно: «свод или совокупность божественных повелений и приказов, переданных через пророков и направляющих людей по истинному пути, удерживающих их от совершения недостойных поступков». Исходя из этого, можно сказать, что понятие «религия» вбирает в себя как теоретические принципы, так и практические вопросы, касающиеся обязательных предписаний. Религия регламентирует отношения между рабом и Господом, между людьми и окружающим миром. Каждый разумный человек может прийти к пониманию того, что вселенная, несомненно, имеет своего Творца, потому что человек наделен всеми возможностями для этого. Человек – существо разумное и чистое по своей природе, поэтому обладает всеми возможностями для постижения истины. Как известно, пророк Ибрахим (Авраам) (алейхиссалям), будучи еще ребенком, смотрел на солнце, луну, звезды и рассуждал, они ли Владыки всего сущего, но, увидев, что они исчезают, почувствовал незримое присутствие Бога и, таким образом, нашел истину, то есть обрел Аллаха, Творца всего сущего (сура аль-Ан"ам, 6/75-78).

Немного подумав над устройством мира, человек легко поймет, что все это не могло возникнуть просто так, по случайному стечению обстоятельств. Увидев во вселенной абсолютную гармонию и поразительное равновесие, он почувствует мощь Создателя и божественную закономерность. Для постижения этого нет необходимости в предварительных знаниях, так как каждый, кто знает, что «два» больше, чем «один», легко поймет и примет вышеизложенную истину. Ведь душа каждого из нас наполнена верой в Творца и готова каждую минуту подтвердить это. Познание Аллаха есть естественное свойство и необходимость каждого человека.

Об этой особенности человеческой души в Коране говорится:

«А если ты их спросишь: «Кто небеса и землю сотворил?», «Аллах!» - они ответят непременно» 7 .

В другом аяте Корана повелевается:

«Обрати же свой лик к религии с верностью по установлению Аллаха, которое он предписал людям» 8 .

Когда язычник из курайшитов по имени Ас бин Вайл, взяв в руки истлевшую человеческую кость и показав ее, спросил: «Кто может оживить эти истлевшие кости?», пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) был ниспослан аят:

« (Пророк) ответь ему: "Их оживит лишь Тот, Кто создал их первоначально; Тот, Кто всеведущ в каждом виде созиданья!» 9

Сложнее всего первое творение, но тот, кто сотворил первый раз, обладает необходимой мощью и для второго творения. Если этого могущества хватило, чтобы сотворить человека, разве не хватит его, чтобы оживить человека в Судный день?

Стремление к чистоте, заложенное в природе человека, рушится под влиянием ближайшего окружения и наущений шайтана. Сначала человеческая душа, обладающая зеркальной чистотой, расположена к созерцанию божественного полотна вселенной, но из-за чрезмерного стремления к мирскому богатству и ненасытного желания низменных страстей темнеет и покрывается грязью грехов. В хадисе пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится: «Каждый ребенок рождается на белый свет чистым (от заблуждений), но затем родители-иудеи воспитывают его иудеем, а родители-христиане – христианином или же язычником» 10 . (То есть, родители-язычники воспитают ребенка согласно своим верованиям).

С другой стороны, недостаточно одного только размышления о существовании Творца и подтверждения Его божественного присутствия. Необходимо познание Аллаха должным образом (cо всеми Его сыфатами и божественными свойствами). А для этого, в свою очередь, необходимо хорошо знать себя, свои природные качества. Поэтому говорят: «Кто познает себя, тот познает Господа». Об этом Аллах в Коране повелел:

«Скоро Мы покажем им Наши аяты в разных краях и среди них самих, пока они не удостоверятся, что Он – истина» 11 .

Все знания о собственной сущности человека, далекого от религиозных чувств, состоят лишь из сведений о наружном и внутреннем строении его тела, полученных из внешних источников. Что касается знаний о душе, то они представляют собой лишь поверхностные знания. Поэтому каждый человек должен изучать и познавать свою сущность. «Кто такой человек, откуда он явился, как может обрести вечное счастье?». Тот, кто ищет ответы на эти вопросы, не сможет ответить на них, если будет опираться только на свой разум и собственные понятия. На эти вопросы может дать ответ только религия, которая исходит из божественного источника. Однако обычный человек не обладает способностью установить прямую связь с Творцом, поэтому он не может знать, что разрешено божественным законом, а что запрещено. Чтобы передать простым смертным Свои повеления, Аллах посылал людям пророков. Совокупность и систему божественных приказов, ниспосланных через пророков, называют религией.

^ B - Сущность человека
Первыми людьми на земле были досточтимые Адам и Хавва. Творец создал праотца человечества пророка Адама из глины и вдохнул в него от Духа Своего. Когда Адам (алейхиссалям) ожил, по повелению Всевышнего Аллаха все ангелы – в знак проявления уважения перед творением Создателя – пали ниц перед ним. Однако Иблис (шайтан), возгордившись превосходством своего творения 12 , посчитал себя выше пророка Адама и отказался поклониться творению Аллаха. За гордыню Иблис был лишен милости Господа и изгнан из Рая 13 .

Аллах сотворил человека самым прекрасным творением и повелел ему: «Иди и поздоровайся с ангелами. Потом послушай, как они тебе ответят. Этот ответ и будет формой твоего приветствия и твоих потомков». Пророк Адам направился к ангелам и воскликнул: «ас-саляму алейкум (да будет над вами мир)». Ангелы дружно ответили: «ас-саляму алейка ва рахматуллах (да будет над тобой мир и милость Аллаха)» 14 .

Затем Господь сотворил досточтимую Хавву. Согласно самому распространенному представлению, Аллах сотворил ее из ребра. Но известно и другое мнение, что она была сотворена из кости грудной клетки. В Коране сообщается:

«Он – Тот, Кто сотворил вас из одной души и из нее же сотворил ей пару, чтоб обрести с ней успокоенье» 15 .

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал верующим следующее: «Хорошо относитесь к женщинам, ибо они сотворены из ребра. И самое искривленное место ребра – это верхняя часть. Если попытаетесь выпрямить ее, то поломаете. Оставите ее в покое – будет все время кривой» 16 .

Поместив первых людей в рай, Аллах запретил им приближаться к одному дереву и есть его плоды. Шайтан, мучимый черной завистью, приблизился к ним и стал нашептывать:

«Но стал им Сатана заманчиво шептать, чтоб им открыть срамную (суть) их наготы, что ранее для них была сокрыта. Он им сказал: "Господь вам это древо запретил, чтобы не стали ангелами вы иль чтоб не сделались бессмертны» 17 .

Они подумали, что Шайтан действительно желает им добра, и, поверив ему, съели плод запретного дерева. Нарушением запрета они навлекли на себя гнев Аллаха. Он научил их словам молитвы-раскаяния. Первые люди неустанно читали эту молитву:

«Они ответили: "Господь наш! Мы сами погубили наши души! И если Ты нам не простишь и Свою милость не окажешь, мы понесем, поистине, урон тяжелый» 18 .

Господь принял молитву пророка Адама и Хаввы, но теперь, прежде чем снова попасть в райские сады, они должны пройти через разные испытания, а в Судный день подвергнуться допросу и дать отчет о своих деяниях в земной жизни. С этой целью они были посланы на землю 19 .

Так началась земная жизнь Адама и Хаввы и их потомков в лице всего человечества. Однако изменились условия появления людей. Теперь люди не создавались, а рождались. Что касается других созданий, то они размножаются путем оплодотворения, прививания и деления.

Процесс зарождения и развития плода в утробе матери в Коране описывается таким образом:

«Мы сотворили человека из глины сложного состава. Потом Мы поместили его каплей в надежно защищенном месте. Потом Мы каплю обратили в сгусток и создали из сгустка (жеваное) мясо, которое Мы в кости обратили, а далее одели эти кости в плоть и тем произвели его в ином творенье. А потому благословен Аллах – искуснейший из всех творцов!» 20 .

^ C - Первый человек
Все религиозные источники и исторические документы указывают, что человечество берет свое начало от Адама и Хаввы. Созданный Аллахом первый человек в то же время является Его наместником, посланником и пророком 21 .

Некоторые философы и ученые-позитивисты, подходящие ко всему с материалистических позиций, утверждают, что человек произошел от обезьяны.

Это теория, которая называлась «теория эволюции», позднее переросла в учение «дарвинизма», названного по имени английского ученого Чарльза Дарвина (1809-1882), впервые выдвинувшего эту гипотезу. Суть ее заключалась в следующем: «Все виды, имеющие общее происхождение, находятся под влиянием окружающей среды, питания и многих других факторов. К ним добавляется и борьба за выживание, виды начинают меняться, происходит мутация. Одним из результатов этой борьбы в определенный период является превращение обезьяны в человека».

Дарвин и последователи его учения ко всему подходили не с религиозной точки зрения, а с точки зрения материализма и позитивизма. Всем методам познания они предпочитали метод опыта и проб, а также лабораторного исследования.

Доказательством превращения обезьяны в человека служат три археологические находки, первой из которой является «человек с острова Явы», находящийся в данное время в Англии. Вторая – «человек Пилтдаун». И третью находку, наконец, представляет собой «хайдельбергский человек». Многие палеонтологи утверждают, что эти останки принадлежат человеку. Первые два черепа и кости позвоночника так истлели, что не поддаются индефикации. И невозможно определить: прямой позвоночник или искривленный? Однако ученые-позитивисты, попавшие под влияние «теории эволюции», приняли этот набор позвонков за позвоночник обезьяны.

Предполагается, что данные останки, найденные в конце XIX века и в начале XX века, существовали 2,6 и 1,8 миллионов лет назад.

Однако более поздние археологические раскопки в пух и прах развеяли миф теории дарвинизма.

1. В 1972 году Ричард Ликей нашел в Кении, в окрестностях озера Рудольф, которое расположено вблизи города Торкана, окаменелые останки человека, которого назвали Skull 1470. Данная находка перевернула все бытовавшие до того теории относительно происхождения человека. Останки состояли из черепа и нескольких костей. Ученые просчитали, что данная находка имеет возраст приблизительно 2,8 миллиона лет. После этой находки Ричард Ликей заявил: «Или мы должны выкинуть этот череп, или же отказаться от теории эволюции. Найденные останки человека совсем не похожи на известнъЕ до этого. Чере萿 этого человека имеет большой объем полушарий головного мозга, что свидетельствует$о том,0что развитие человека не"проходкло поэтапно, чтҾ дает право утверждать Ծ полной наычной несостоятవᐻьноста текрии"эволюци萸» 22 .

Находка Ликея была старше известных до этого ископаемъс останков на 200 тысяч лет и имека гораздо бо;ьший объем, прихо4ящийся на0полушария головного мозга. Най4енный Շереп нихем не отличается от черепА соలремవнного ч萵ловека.

При археоһогических шаботаф дᐾктора(Глина Айзака было найдено около 3İ0 предметож, служащ␸х для обтесՋвания к԰мней и скальных пор萾д. Эти находк␸ Oвляютсяဠя葀чайшим докᐰеательство఼ тоҳо, чтоဠлюди, жившие здесь 2,6 миллион԰ лет назад, отличались высокими умствеఽными способност⑏ми и умели создавать преДметы ис␺усства 23 .

Исходя из этйх находок, ученые твк ответи䐻и 24 на лроизведения Дарвина «ఠазви葂ие человека» и «Ризмножение видов»:

«Человечество не прохожиػо через определенные этапы развития. ᐝаоборор, в древности люди б䓋ли тдкими же, как и нашȸ современниѺи. Так как древние люди жилиĠочень долго, вполне естествᐵнно, чцо они обладали‡более крзоким и кру␿ным телосложением. Доказательством耠Սтому служат многочисленны5 упоминания Мухаммадᐰ (саЛлаллаху алейхи ва с䐰ллям) о крупном телосѻожении прѾ䑀ока Адама (алейхисс԰лям) 25 .

В исторической летописи из萲естного ␸сторика Ибн Ҕжарира ат-Табари (дата смерти耠310/922) рассказывается, что досточткмая ᐥбвва рожала по два Ѐебенка: одного мальч萸ка и одну дев␾чᐺу. В обЉей сложҽо葁ᑂи онаူпрాизҲела на свеђ сорок детей 26 .Ġ

Об особенностях некоторых животных в Коране сообщается›

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنزَلَ مِن قَبْلُ وَمَن يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا Транслит Yā "Ayyuhā A l-Ladh ī na "Ā manū "Ā minū Bil-Lahi Wa Rasūlihi Wa A l-Kitā bi A l-Ladh ī Nazzala `Alá Rasūlihi Wa A l-Kitā bi A l-Ladh ī "An zala Min Qab lu ۚ Wa Man Yakfur Bil-Lahi Wa Malā "ikatihi Wa Kutubihi Wa Rusulihi Wa A l-Yawmi A l-"Ā kh ir i Faqad Đalla Đalālāan Ba`īdāan О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение. О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и (в) Писание, которое Он низвел Своему посланнику [в Коран], и Писание [книги], которое Он низвел раньше [прежним пророкам]. А кто станет неверующим в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников, и в Последний День [День Суда], тот (значит) заблудился далеким (от Истины) заблуждением. О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение. [[Следует знать, что религиозные повеления бывают двух видов. Одни обращены к людям, которые не выполняют определенных предписаний или не обладают соответствующими качествами. В этом случае им велят выполнить это предписание. К этой группе относится повеление уверовать, обращенное к неверующим. Всевышний сказал: «О те, кому было дано Писание! Уверуйте в то, что Мы ниспослали в подтверждение того, что есть у вас» (4:47) . Другие повеления обращены к людям, которые выполняют определенные предписания и уже обладают соответствующими качествами. Эти повеления предназначены для того, чтобы они улучшили то, что уже приобрели, и достигли того, чего еще не приобрели. Примером этого является упомянутое в этом аяте повеление уверовать в Аллаха, обращенное к правоверным. Оно означает, что верующие должны совершенствовать веру, приумножая свою искренность и правдивость, избегая порочных поступков и раскаиваясь в грехах. Оно также означает, что каждый правоверный обязан приобретать новые религиозные знания и совершать праведные деяния, которых он не делал раньше, ибо если он услышал священный текст, понял его смысл и уверовал в него, то он обязан выполнять его. Это относится ко всем деяниям души и тела, поскольку каждое из них является составляющей веры, что подтверждается многочисленными текстами и единым мнением ранних мусульман. Это также означает, что верующий должен неустанно следовать этим путем и оставаться стойким, пока его не настигнет смерть. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102) . Аллах приказал уверовать в Него, Его посланников, Коран и предыдущие Священные Писания. Вера в это обязательна, поскольку раб может стать верующим только в том случае, если объединит в себе все эти качества. Ему достаточно уверовать в это в целом, пока он не приобрел более подробные знания, но если он приобрел их, то он обязан верить в каждое из конкретных положений. Всякий, кто обладает такой верой, следует прямым путем и непременно добьется успеха. Но если человек отказывается уверовать в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и Судный день, то он впадает в глубокое заблуждение. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто уклонился от прямого пути и встал на путь, ведущий к мучительному наказанию?! Нужно знать, что неверие в одну из перечисленных в этом аяте вещей подобно неверию во все перечисленное сразу, поскольку эти постулаты тесно связаны друг с другом, и нельзя признавать один из них, отвергая при этом другой.]] Ибн Касир

Аллах повелевает Своим верующим рабам принять все столпы веры, её разделы и законы. Это не повеление снова принять веру, а скорее повеление укрепить её, совершенствовать и постоянно придерживаться её. Так, например, верующий в каждой молитве произносит слова: (اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ ) Веди нас прямым путем. (1:6) - т.е. дай нам узреть его и укрепи наше руководство. Здесь (4:136) Аллах повелел им веровать в Аллаха и Его посланника, подобно тому, что Он сказал: (يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ وَءَامِنُواْ بِرَسُولِهِ ) О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника. (

О нет! Аллах - ваш Мауля. И Он - лучший из помощников!”

(Семья Имрана, 149-150)

“Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не веруют, сражаются на пути тагута. Сражайтесь же с "уали"ями сатаны. Воистину, козни сатаны слабы!”

(Женщины, 76)

Здесь же ширк посредством братия неверных или тагутов военначальниками, подчиняться им и.т.д..

Продолжим исследование использования "уали", "мауля" относительно Аллаха. В этих понятиях также имеется такие смысловые значения как дружба, любовь, близость. Но распределение этих смыслов отличается от вышеперечисленных. Аллах является "уали"ем и для неверных и для верующих в вышеперечисленных значениях (он управитель, прокормитель и.т.д.). Но так как Аллах не любит неверных и не доволен ими то он не является "уали"ем для неверных в смысле дружественности, но является таковым для муслимов:

“Воистину, уали мой - Аллах, который низвел книгу, и Он делает уаля праведникам!”

(Преграды, 196)

“Да! Аллах - ваш "Мауля" . И Он - лучший из помощников!”

(Семья Имрана, 150)

“Аллах - "уали" тех, которые уверовали: Он выводит их из мраков к свету.

А те, которые неверные, "уали"и их - тагуты; они выводят их из света к мракам. Они - обитатели огня и там пребудут вечно!”

(Корова, 257)

“Это так - потому, что Аллах - Мауля тех, которые уверовали, а что касается неверных - нет им мауля (покровителя).”

(Мухаммад, 11)

“А если они отвернутся, то знайте, что Аллах - ваш Мауля. Прекрасный это аль-Мауля и прекрасный помощник.”

(Добыча, 40)

“Знайте, что для "уали"ев Аллаха нет страха, и не будут они печалиться.”

(Йунус, 62)

аль-Бара передает, что абу суфъян сказал муслимам: "У нас есть узза (их идол), у вас же нет уззы. Посланник (с.а.в.) сказал сахабам: "Ответьте ему". Сахабы сказали: "Что нам ответить?". Посланник (с.а.в.) сказал: "Скажите: "Аллах наш Мауля (покровитель), у вас же нет Мауля" "

(Бухари, 3039)

Проследим практические следствия этой разницы. Аллах "уали" для обоих групп в смысле управления делами. Но относительно муслимов, Аллах управляет их делами наилучшим для них образом. Как и сообщается в хадисе, что бы не устроил Аллах для муслима это ему на пользу:

Сообщается, что Йахйа Сухайб бин Синан, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его (Аллах наделяет его чем нибудь), он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом.”

(Муслим)

Делами неверных же Аллах наоборот управляет как наказание им. Положение неверного с точностью до наоборот совпадает с положением муслима, описанного в хадисе. Если Аллах дает что нибудь из благ неверному это не на пользу ему:

"Пусть не прельщают тебя [, о Мухаммад,] их имущество и дети. Аллах хочет только подвергнуть мучениям их детьми и имуществом в этом мире и сделать так, чтобы они ушли в мир иной неверными."

(Покаяние, 55)

А если Аллах дает неверному горе (огорчительное) то это дополнительное ему наказание:

“Но помимо величайших мучений Мы непременно дадим им вкусить меньшие мучения”

Слова должны соответствовать делам, поскольку слушающие увещания люди, которым понравится красноречие проповедника, будут наблюдать за его делами и поступками, и если его дела будут соответствовать его словам, то они последуют за ним и будут подражать ему, если же люди увидят, что на деле он противоречит своим словам или выполняет то, о чём говорит, небрежно, они будут распространять о нём дурные слухи и отвернутся от него.

Кто-то сказал: «Слова того, кто увещает речами, пропадут даром, а тот, кто увещает делами, достигнут успеха».

И для того, чтобы удержать человека от заблуждений, достаточно обратиться к словам Всевышнего, который сказал (смысл): «O те, кто уверовал! Почему говорите вы то, чего не делаете? Великую ненависть вызывает у Аллаха то, что говорите вы то, чего не делаете!» (Ряды, 2-3).

Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (ﷺ), сказал:

«В День воскресения приведут человека, и ввергнут его в огонь, и вывалятся наружу кишки его, и станет он крутиться в них подобно ослу, вращающему (жернова) мельницы, и соберутся около него оказавшиеся в аду, которые станут говорить:

"Что с тобой, о такой-то? Не побуждал ли ты (нас) к одобряемому и не удерживал ли от порицаемого?!"

(На это) он скажет:

"Да, я побуждал (вас) к одобряемому, но сам одобряемого не совершал, и я удерживал (вас) от порицаемого, а сам делал это!»" (Аль-Бухари и Муслим).

Аллах Всевышний также сказал: «Неужели побуждаете вы людей к благочестию, а о себе забываете, ведь вы читаете Писание? Неужели вы не уразумеете» (Корова, 44).

И Посланник Аллаха (мир ему) также сказал: «В ночь вознесения я увидел мужчин, губы которых резали ножницами из огня. Я спросил: "О Джибрил, кто эти (люди)?"

Он сказал: "Это проповедники твоей обшины, которые велят людям придерживаться благочестия, забывая о себе, и которые читают Коран. Неужели они не образумятся?"» (Ахмад)

А в другой версии этого хадиса сообщается, что Джибрил (мир ему) сказал:

«...которые читают Книгу Аллаха, но не делают того (, о чём в ней говорится)» (Аль-Байхаки).

Поистине, нет блага в понимании Корана, если за этим пониманием не последуют соответствующие действия. Только благодаря пониманию и делам мы сможем извлечь для себя пользу из Корана. Если же мы, обладая знанием, ничего не станем делать, то насколько это отвратительно - мы можем прочитать в суре Джума . В этой суре Всевышний Аллах уподобил иудеев знающих, но не выполняющих предписания своей религии, ослам, несущим сундуки с книгами. Коран является не исторической книгой, а назиданием для верующих, и приведенные в нем притчи даны нам для размышления, чтобы мы сделали для себя соответствующие выводы и не были просто теоретиками.

Неужели для нас не является назиданием племя Лута (мир ему)? Среди соплеменников Лута (мир ему) было немало людей, по ночам читающих Тору и молящихся в слезах, но все они были уничтожены Всевышним за то, что зная истину, не призывали к ней.

Вспомним Посланника Аллаха (ﷺ) и его сподвижников, являющихся для нас лучшим примером. Они всеми силами пытались реализовать на практике положения своей веры и согласно хадисам – не приступали к изучению нового аята, пока не реализовали выученное на практике.

Абдулла Ибн Масуд говорил, что Посланник Аллаха (ﷺ), сказал: «У каждого из воздвигнутых Аллахом до меня пророков были апостолы и спутники, которые перенимали его сунну и следовали его приказу. Затем после них последовали поколения, которые говорили то, что не делали и делали то, что им не было приказано. Кто будет бороться с ними своей рукой, тот верующий. Кто будет бороться с ними своим языком, тот верующий. Кто будет бороться с ними своим сердцем, тот верующий. А в том, что ниже, веры уже нет хотя бы и на вес горчичного зерна».

(Коран, аль-Бакара, 2:264)

Накопление Богатства

А те, которые собирают золото и серебро и не t расходуют его на пути Аллаха, - обрадуй их мучительным наказанием.

Уклонение

Не спрашивают у тебя позволения те, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы сражаться своим имуществом и своими душами. А Аллах знает богобоязненных!

Просят у тебя позволения лишь те, которые не веруют в Аллаха и в последний день и сердца которых сомневаются, - и они колеблются в своем сомнении.

(Коран, аль-Тавба, 9:44-45)

Неохотность и отказ

И мешает принять их расходы только то, что они не веровали в Аллаха и Его посланника, что они приходят на молитву только ленивыми и расходуют только по принуждению.

(Коран, аль-Тавба, 9:54)

Лицемеры и лицемерки - одни от других: они внушают неодобряемое, и удерживают от признаваемого, и зажимают свои руки. Забыли они Аллаха, и забыл Аллах про них. Поистине, лицемеры, они - распутники!

И среди бедуинов есть такие, которые понимают то, что они расходуют, за пеню.

(Коран, аль-Тавба, 9:98)

Скупость

Вот вы - те, кого зовут, чтобы расходовать на пути Аллаха. А среди вас есть такие, что скупятся. И кто скупится, тот скупится в отношении самого себя. Поистине, Аллах богат, а вы бедны! А если вы отвернетесь, то Он заменит другим народом, и потом они не будут вам подобны.

(Коран, Мухаммад, 47:38)

Подлинное испытание

В этом, братья, истинное значение и смысл Зака -одного из столпов Ислама. Не думайте, что это какой-то налог, подобный правительственному налогу. Это основа, сущность и кровь Ислама. Это проверяет вашу веру и укрепляет ее. Точно также, как обучаешься от одного экзамена до другого, пока не сдашь завершающий экзамен, так и существуют несколько экзаменов на проверку вашей Готовности пожертвовать своим богатством. Но есть еще завершающий экзамен. Самый трудный экзамен пожертвовать своей жизнью, о чем я скажу позднее. В этом состоит ваш последний экзамен, который определяет ваше членство в партии Аллаха.

Сегодня некоторые говорят, что Мусульманам и так достаточно много говорят, как тратить деньги и богатство, и это в их нынешней нищете их надо, наоборот, учить как зарабатывать и накапливать деньги. Эти люди не могут донять, что тратить на дело Аллаха - является духом Ислама. В их современное ничтожное состояние Мусульман загнал именно недостаток такого духа, а не избыток. Этот дух не является причиной их упадка, их упадок вызван тем, что этот дух испарился.

21. ЗАКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Уникальная благотворительность Аллаха

Братья по Исламу! Инфак фи сабили лах (тратить на дело Господа) - эта фраза часто используется в Коране для обозначения Зака и других видов благотворительности (садакат). Аллах часто приглашает нас "дать Ему взаймы". То есть все то, что мы тратим на Его дело, Он понимает как заем, который Он вернет во сто крат увеличенным.

Что это означает? Означает ли это, например, что Властитель всех миров (да простит Господь) зависит от нас? Что Он нуждается в нашем займе? Что Он должен просить у нас? Да разве такое может быть! Разве не Его щедростью мы только и живем. Разве вся наша пища, для бедных и богатых одинаково, не дается им как дар? Нищие, миллионеры и мультимиллионеры - все мы Его иждивенцы. Поэтому, Ему нет нужды просить у нас взаймы.

Ответ не в нуждаемости Бога, так как у Него не бывает нужды, а в Его любви и неограниченной щедрости к нам. Когда Он "просит" о займе, Он так это объясняет: Это трата на Мое дело и Я беру на себя обязательство выплатить все обратно. Нуждающиеся из нас не могут вернуть эти траты, поэтому за них это сделаю Я. Когда вы помогаете своим бедным родственникам, то платить по долгам будут не они, а Я компенсирую вам эту услугу. Все, что вы даете сиротам, вдовам, инвалидам или бездомным, будет записано на мой счет. Если ваши должники не могут расплатиться с вами, то не угрожайте им тюрьмой, не заставляйте их продавать свое имущество, не оставляйте бездомными их жен и детей. Их долги принадлежат Мне. Если они вернут капитал, то я заплачу проценты по нему, если они не вернут даже этого, то Я заплачу и капитал и проценты на него. Каждый раз, когда вы тратите что-то на социальные нужды и на благо ваших собратьев, Я считаю это как "услугу" Мне, даже если вы сами получите от этого выгоду. Каждая копейка вернется Мною с невообразимой выгодой для вас.

Только подумайте, как щедро обращается с вами Всемилостивейший. Хотя все, чем вы обладаете, даровано Им и принадлежит только Ему одному, и хотя все, что вы тратите на свои же семьи, родственников, сограждан и все общество, а не на Него, тем не менее, он говорит: Вы дали это Мне, и Я возверну вам".

Аллах воистину велик. Только Властитель всех миров может оказывать такую высшую щедрость. Ни один человек не сможет приблизиться к этому.

Человеческий эгоизм

Почему Аллах говорит именно в такой манере? Почему он вызывает у нас дух благотворительности и щедрости именно такой логикой? Чем больше вы будете думать об этом, тем более будете убеждаться в мощи и чистоте этого Исламского учения. Ваши сердца все более укрепятся в вере в то, что такая несравненная высота может исходить только от Бога.

Человек по самой своей природе склонен к ошибкам и бессмысленности. Его восприятие ограничено. Он узок во взглядах и не может охватить широкие понятия. Он эгоистичен и его видение ограничивается рамками человеческих интересов. По своей природе он нетерпелив и стремится к тому, что можно получить немедленно.

"Человек создан из суеты"

(Коран, аль-Анбийа, 21:37).

Если он не видит немедленных результатов и выгод, то не видит в этом ценности. Он не может оценить свои действия в долгосрочном масштабе или судить об их выгодах.

Эта врожденная слабость - видеть только эгоистические интересы - и узость восприятия постоянно отклоняет его к поиску быстрых, специфичных и личных приобретений от своей деятельности. Например, он говорит: Я владелец и единственный распорядитель всего, что заработал и унаследовал, и никто не имеет на это прав. Поэтому, это должно тратиться только на мои нужды и желания, на мой комфорт, удовольствия и роскошь. Или можно потратить это ради моей славы и почестей - .какой-нибудь титул, высокий пост, поклонение, восхищения и признание. Нет смысла тратить мои деньги на что-то другое.

Зачем я должен брать на себя ответственность помогать сироте? О нем должен был позаботиться его отец. И почему я должен беспокоиться о проблемах вдовы? О том, что с ней случится, должен был позаботиться ее муж, прежде, чем он умер. Какое мне дело до путника, попавшего в неприятности? Ему не нужно было покидать дом, не сделав всех необходимых приготовлений. Пусть люди сами справляются со своими проблемами. Аллах дал им руки и ноги, как и мне. И если я дам кому-нибудь деньги, то только как займ, под проценты. Иначе деньги не будут работать на меня. Лучше я тогда построю новый дом или куплю новую машину, или инвестирую куда-нибудь. Если от моих денег заемщик хочет получить выгоду, то почему не должен получить ее и я?

К чему ведет эгоизм

Такой эгоистичный богач подобен псу, охраняющему сокровища. Если он тратит что-то, то только на себя или на получение еще больших денег. Когда он дает что-то бедному, он только грабит его, так как забирает обратно больше того, что давал. Когда он дает что-то отчаявшемуся человеку, то он обязательно выпячивает свою заслугу и оскорбляет и унижает этого человека. Если ему приходится принимать участие в общественных работах, то в первую очередь он будет думать, как получить от этого личную выгоду. А если он не увидит личной выгоды, то помощи от него не дождешься.

Каковы последствия такого эгоизма? Это фатально не только для жизни сообщества, но и, в конечном итоге, для этого человека. Когда эгоизм становится сильнее, богатство начинает концентрироваться в руках считанных людей, а бедные становятся еще беднее. Богатые наживают на своих деньгах еще большие деньги, а для бедных жизнь становится все тяжелее и тяжелее.

В обществе с нищетой процветает много всяких зол. Здоровье нации падает и люди хуже сопротивляются болезням. Производительность падает. Безработица растет. Увеличивается невежество, падает мораль. Люди вынужденно становятся преступниками. И наконец, дело доходит до грабежей и мародерства. Вспыхивают беспорядки. Богатых убивают, их дома грабят и жгут. Наступает полнейший хаос и общество гибнет.

Личное и общественное благосостояние

Теперь вы видите, как благосостояние каждого индивида неразрывно связано со всем обществом в целом. Если вы помогаете своим соседям, то то, что вы отдаете, возвращается вам по кругу с большой выгодой. Но если вы придерживаете свои богатства и тратите только на себя, то они, в конце концов, потеряют всю свою ценность.

Например, если вы беретесь воспитывать сироту и даете ему образование, которое позволяет ему стать трудоспособным членом общества, то вы этим делаете вклад в богатство всего сообщества. И как член сообщества, вы также разделите увеличившееся благосостояние. Таковы будут последствия вашего поступка, хотя вы и не сможете положить их на свой счет. Но если вы скажете: "Зачем мы будем ему помогать, его отец должен был позаботиться о нем," - то вы никогда не сможете сделать какой-нибудь вклад в благосостояние общества. Но без помощи сирота может стать профессиональным преступником и обворовывать ваши же дома. Отказываясь помочь сделать из него полезного члена общества, вы наносите вред и себе тоже.

Если вы посмотрите вокруг себя, то вы увидите, что люди, которые щедро тратят деньги на благо общества, обычно процветают. Богатство возвращается туда, откуда ушло, умноженным во сто крат. А люди, придерживающие деньги для себя, увеличивают свое богатство, только занимая под проценты или эксплуатируя других, и тем самым копают себе могилу. Таков закон Аллаха:

Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню из роста.

(Коран, аль-Бакара, 2:276)

То, что вы даете с прибылью, чтобы оно прибавлялось в имуществе людей, - не прибавится оно у Аллаха. А то, что вы даете из очищения, желая лика Аллаха, - это - те, которые удваивают.

(Коран, аль-Рум, 30:39)

Эгоизм и невежество человека слишком часто мешают ему понять эту реалию и действовать по ней. Будучи рабом материального мира, он видит только деньги в своем кармане и свой растущий банковский счет. Трата денег для него имеет смысл, только если это дает немедленную и прямую отдачу. Он не видит того, что помогать обществу, в котором он живет, выгодно и для него самого. Он не может понять, как богатство, отданное на дело Бога, может увеличиться. Он не может вырваться из пут своего невежества.

Вот таким образом мы докатились до нашего состояния. С одной стороны, стоит мир капитализма, который продолжает расти за счет процентов и сверхприбыли и который несет в себе больше проблем, чем благ от постоянного роста богатства. А с другой стороны, появились группы, пылающие завистью и желанием опустошить сейфы капиталистов, но которые также разрушают все основы человеческой культуры и цивилизации.

Каково решение?

Единственное решение этой проблемы дает Всемудрейший Господь, который руководит нами через Коран. Вера в Аллаха и Судный День являются ключами к изменению этой ситуации. Если вы верите в Аллаха и верите, что Он является реальным Властителем всех сокровищ земли и небес, что только Он определяет все человеческие дела и что Он вознаградит или накажет вас в жизни Грядущей согласно вашим поступкам, вплоть до малейших деталей - если вы верите во все эти вещи, доверяетесь Богу, а не своим наклонностям, то вы неизбежно с легкостью будете тратить ваши богатства. Вы будете тратить так, как указал Господь, не считая прибыли и потери, которые вы оставите полностью на усмотрение Бога. Все вами потраченное, таким образом, будет, фактически, подарком Самому Богу, и Он, безусловно узнает об этом и признает это, неважно, признают это люди или нет, либо в мире Грядущем, либо и в этом, и в том.