Американская самоходная артиллерийская установка M10 Wolverine. Оборудование для M10 Wolverine

Американская ПТ-САУ пятого уровня с башней. Отличается от прочих истребителей танков высоким обзором и скорострельностью, за что платит практически полным отсутствием брони сверху и с бортов. Высокая скорострельность и относительно неплохая точность делают М10 серьезной угрозой для низкоуровневых машин и отличным уничтожителем светляков, а 105мм орудие поможет справится с тяжелобронированными целями.

M10 Wolverine - предшественник ПТ-САУ M36 Slugger и M18 Hellcat.

Модули

Ур. Орудие Пробитие
(мм)
Урон
(HP)
Скорострельн.
(выстр/мин)
Разброс
(м/100 м)
Сведение
(с)
Вес
(кг)
Цена
(|)
V 75 mm AT Gun M7 L/50 101/157/38 110/110/175 14.63 0.43 1.7 1450 33500
VI 76 mm AT Gun M1A1 128/177/38 115/110/185 17.14 0.41 1.7 1567 50330
VI 76 mm AT Gun M1A2 128/177/38 115/110/185 18.75 0.38 1.7 1590 62000
V 105 mm AT SPH M4 L23 53/150 410/350 7.69 0.53 1.7 2670 40300

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

M10 Wolverine в игре

Исследование и прокачка

Модули M10 Wolverine

Исследуется на T40 за 12 430

Многие модули исследуются на других американских машинах. В частности, ещё на T82 исследуется топовая радиостанция, а на T40 орудие 76 mm AT Gun M1A1.

Первым делом на М10 нужно изучить новую ходовую часть - что бы сразу влезли все модули. Потом следует определиться, что важнее - скорость или огневая мощь. Если второе, то изучаются орудие 76 mm AT Gun M1A2 и башня М10Т72М1 (от стоковой она отличается дополнительными 20 хп и увеличивает скорострельность) а уже после стоит изучать двигатели, что заметно улучшит ходовые характеристики.

Стоит обратить внимание на орудие 105 mm AT SPH M4 L23 - оно неплохо себя зарекомендовало.

Боевая эффективность

Бой в топе и с хорошим прикрытием нередко оказывается победой с несколькими фрагами. Если ещё и улыбнётся удача - то вот такой.

Первое, что стоит отметить - это слабое бронирование танка. 50 мм лобовой и и ещё меньше на бортах и корме не дают никакой защиты. На рикошеты надеяться не стоит - они будут (особенно если стоять по отношению к противнику «ромбиком», но строить на них свою игру трудновато. Запас HP тоже невелик, а попадание фугасного снаряда в борт может запросто уничтожить М10 одним попаданием. В общем, стоит избегать ближнего боя, где даже Леопард имеет все шансы уничтожить Wolverine.

В топовой комплектации эта машина обладает хорошей скоростью и динамикой, так что никаких сложностей с оперативной сменой позиции (если надо срочно переместится с одного фланга на другой) или поддержке атаки танков (даже средних!) возникнуть не должно.

Ещё одно заметное преимущество - наличие башни. Она помогает дольше оставаться незамеченными в кустах (не нужно двигать корпусом), но это преимущество компенсируется высоким силуэтом. Вкупе с манёвренностью башня серьёзно помогает в борьбе с подошедшими вплотную СТ, когда те пытаются «закружить», зайти с безопасной стороны что бы не нарваться на ответный огонь.

С 76 mm AT Gun M1A2 :

Данное орудие идеально подходит Wolverine - за рекордную скорострельность и неплохую точность приходится платить уроном в ~100 единиц и самым низким пробитием среди всех ПТ-САУ 5-го уровня. С этой пушкой можно ощутить себя полноценным ПТ - на расстоянии до 500 м орудие обладает хорошей точностью, а его бронебойности хватает для пробития в уязвимые места всех противников, с которыми доведётся встретиться (единственная сложность - танки серии ИС, но встречаться они будут не так часто). А чем больше противник остаётся в радиусе видимости, тем ему хуже - перезарядка занимает порядка трёх секунд, что позволяет просто «засыпать» противника градом снарядов. Даже одноуровневым противникам трудно пережить такое. С таким орудием незачем идти в ближний бой и слабое бронирование абсолютно не мешает. А высокий уровень обзора (башня-то открытая) позволяет замечать противника гораздо раньше, чем он М10.
С 105 mm AT SPH M4 L23 :

Это орудие тоже неплохо смотрится на М10. Пусть оно и уступает в точности, и значительно в скорострельности топовому орудию, но урон наносит больший, особенно слабобронированным целям. На ближних и средних дистанциях его точность вполне себе хороша, но с увеличением дистанции значительно снижается, а фугасный снаряд к тому же летит достаточно медленно. Поэтому наилучшим решением будет следовать чуть в стороне и позади за группой танков и поддерживать их огнём. Так можно и приличный урон нанести (а если союзники «подранят» противника, то его можно и вовсе одним попаданием уничтожить), да и выжить в группе проще, чем одному. Нелишним будет осмотреть местность в поисках укрытий, которые уберегут от вражеского огня.

Так какое же орудие выбрать?

Данный выбор зависит от личных пристрастий игрока. Если игрок ориентируется в основном на бои с машинами 4-6 уровней, где будет играть роль поддержки (добивание сильно поврежденных врагов, сбитие гусениц, повреждение двигателей, сгон противника с насиженных позиций, дабы по команде не стрелял и не подсвечивал) и хочет иметь шанс постоять за себя в ближнем бою против пытающегося закрутить М10 СТ или ЛТ, то разумней будет выбрать 76 mm AT Gun M1A2 . Высокая скорострельность обеспечит частые попадания и, следовательно, более стабильный доход, нежели неточная фугасница. Стоит взять около десятка фугасов, для добивания сильно поврежденных тяжей противника в лоб, и помнить о том, что боезапас при такой скорострельности относительно быстро заканчивается.
Если же по душе больше перспектива огромного урона (и/или если не устраивает невозможность взять тяжелые танки 6-8 уровней в лоб), упор делается на бои с машинами 5-8 уровней и есть опыт стрельбы из фугасниц на других ПТ, то лучше поставить 105 mm AT SPH M4 L23 , однако необходимо помнить про долгую перезарядку, что повышает уязвимость в ближнем бою, и большой вес, что снижает динамику танка.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

Оборудование:

Полезных модулей на Wolverine не так много. Некоторые, хоть и кажутся полезными, как «противоосколочный подбой», на деле свою задачу выполнять не будут (M10 он не спасёт), а некоторых привычных так и вовсе нет, как,например, «вентиляции».

Доступного снаряжения не очень много, особенно за кредиты. Точнее, за кредиты доступны только стандартные: аптечка, ремкомплект и огнетушитель. Но огнетушитель не понадобится - М10 скорее уничтожат, чем она загорится.

Стоит взять на всякий случай, ибо шальное попадание может кого-нибудь контузить.

Могут повредить орудие и боеукладку, не уничтожив танк. Пожалуй, самое полезное снаряжение для всех танков.
Боекомплект:

Скупиться на боеприпасы не стоит - они дешёвые и быстро расходуются.

Известные проблемы

Несоответствия историческому прототипу

  1. Орудие М7 имело калибр 3 дюйма (76,2 мм) и обозначалось соответственно 3-inch M7.
  2. Помимо М7 никаких других орудий на М10 не устанавливалось.
  3. Двигатели Wright Continental на М10 не ставились. При этом двигатель большинства М10, Ford GAA, недоступен для установки.

Галерея скриншотов

Оценка M10 Wolverine

  • - за частые попадания к танкам своего уровня, где М10 является серьёзной угрозой.
  • - за скорострельность и высокую точность на ближних и средних дистанциях.
  • - за скорострельность и низкий урон.
  • Коса cмерти - с установкой 105мм орудия высок шанс уничтожить противника одним выстрелом.
  • - за высокую бронепробиваемость орудия 76 mm AT Gun M1A2.

Изменения в патчах

Обновление 0.6.5

  • Добавлена базовая ветка ПТ-САУ США: T18, T82, T40, M10 Wolverine , M36 Slugger, T25 AT, T28, T95.

Самоходная артиллерийская установка M10 Wolverine имела сокращенное обозначение GMC (3-in. Gun Motor Carriage) M10 и относилась к классу истребителей танков. В американской армии данная самоходка получила свое неофициальное прозвище Wolverine (англ. росомаха), которое было позаимствовано у британских союзников, данная ПТ-САУ поставлялась в Великобританию по ленд-лизу. САУ М-10, как и многие самоходки Второй мировой, была создана на шасси среднего танка, в данном конкретном случае «Шермана» M4A2 (модификация M10A1 – на базе танка M4A3). Всего с сентября 1942 по декабрь 1943 года американская промышленность произвела 6706 данных противотанковых самоходок.

В отличие от немецких и советских самоходок периода Второй мировой войны, в американских САУ орудие устанавливалось не в бронерубке, а во вращающейся башне, как и на танках. Для вооружения САУ М-10 использовалась 3-х дюймовая (76,2 мм) пушка М7, которая размещалась в открытой сверху башне. На корме ее монтировался специальный противовес, который придавал башне характерный и легко опознаваемый силуэт. Для борьбы с бронированными целями использовался калиберный бронебойный снаряд без баллистического наконечника M79. Данный снаряд на дистанции в 1000 ярдов (900 м) при угле встречи 30° относительно нормали пробивал 76 мм брони. Полный боекомплект САУ состоял из 54 снарядов. Для самообороны и отражения воздушных атак самоходка оснащалась 12,7-мм пулемётом М2 «Браунинг», который устанавливался на корме башни. Боекомплект пулемета состоял из 300 патронов, помимо этого экипаж имел для самообороны и личное .


создания

К началу Второй мировой войны американская армия авральными темпами вела работы по созданию и принятию на вооружение 2-х истребителей танков – М3 и М6. При этом обе машины являлись лишь вынужденной временной мерой и плохо подходили для борьбы с танками. Армия нуждалась в полноценной САУ – истребителе танков. К разработке такой машины в США приступили в ноябре 1941 года. Проектом предусматривалась установка орудия на базу танка М4А1 с литым корпусом и бензиновым двигателем, но уже в декабре 1941 данный проект был пересмотрен в пользу очередной модификации танка «Шерман» М4А2, которая отличалась от предыдущей версии сварным корпусом и дизельным двигателем.

Прототип САУ получил название Т35. В январе 1942 года был изготовлен деревянный макет, вслед за этим последовала сборка первых ПТ-САУ в металле. При этом корпус танка М4А2 подвергся ряду изменений – машина лишилась курсового пулемета, толщина лобовой брони осталась прежней, а с бортов она была уменьшена до 1 дюйма. Бронирование в районе трансмиссии было дополнительно усилено накладками из 2-х бронелистов, которые сваривались под углом 90 градусов. 76,2-мм орудие устанавливалось в круглой открытой башне, которая была позаимствована у прототипа тяжелого танка Т1.

В разгар работ над Т35 военные выдвинули новые требования – наклонная броня надстройки корпуса и низкий силуэт машины. Конструкторы представили 3 различных варианта САУ, из которых был выбран один получивший индекс Т35Е1. Новый вариант машины основывался на шасси танка М4А2, толщина брони уменьшилась, появились дополнительные наклоны у надстройки; вместо круглой башни установили башню от М35. В январе 1942 года Танковое Отделение фирмы Фишер, принадлежащее концерну Крайслер приступило к работе над двумя прототипами T35Е1. Обе машины были готовы к весне 1942 года. Их испытания доказали преимущество наклонной брони корпуса, а вот литая башня САУ вызвала нарекания военных. В связи с этим было принято решение о разработке новой башни, которая была сделана в форме шестигранника, сваренного из катаных бронелистов.


Испытания САУ Т35Е1 завершились в мае 1942 года. Машина была рекомендована к производству после устранения ряда незначительных замечаний к конструкции.

Военные потребовали уменьшить бронирование, ради большей скорости. Американская концепция ПТ-САУ предполагала, что скорость более полезна, чем хорошая бронезащита.
- Сделать люк для размещения механика-водителя.
- Дифференциал должен прикрываться броней не из 3-х частей, а из одной.
- Должна быть реализована возможность установки дополнительной брони на лоб и борта корпуса, а также башню.

Стандартизированная и улучшенная ПТ-САУ Т35Е1 в июне 1942 года была отправлена в производство под обозначением М10. Экипаж машины состоял из 5 человек: командир САУ (располагался справа в башне), наводчик (в башне слева), заряжающий (в башне сзади), механик-водитель (в передней части корпуса слева) и помощник механика-водителя (в передней части корпуса справа). Несмотря на стремление военных как можно скорее наладить выпуск М10 у них возникли серьезные трудности с дизайном гексагональной башни. Для того чтобы не откладывать выпуск была сделана временная пятигранная башня, которая и пошла в серию. В итоге все истребители танков М10 выпускались именно с ней, а от шестигранной башни решено было отказаться. Стоит также отметить один недостаток, которым обладали САУ М10 Wolverine. Люки механика-водителя и его помощника, невозможно было открыть в тот момент, когда орудие было направлено вперед, открытию люков мешала маска пушки.

Основным оружием САУ была 3-х дюймовая 76,2-мм пушка М7, которая обладала хорошей скорострельностью – 15 выстрелов в минуту. Углы наводки в вертикальной плоскости составляли от -10 до +30 градусов, в горизонтальной – 360 градусов. Боекомплект ПТ-САУ состоял из 54 выстрелов. 6 боеготовых выстрелов размешались в двух укладках (по 3 в каждой) на задней стенке башни. Остальные 48 выстрелов находились в специальных контейнерах из фибры в 4-х укладках в спонсонах. По штату боекомплект должен был состоять из 90% бронебойных снарядов и 10% фугасных. Также в него могли входить дымовые снаряды и картечь.


Боевое применение

САУ M10 выпускалась с 1942 по конец 1943 года и, прежде всего, поступала на вооружение танко-истребительных батальонов (по 54 САУ в каждом). Американская доктрина ведения боевых действий предполагала применение истребителей танков для уничтожения вражеских танков, тогда как собственные танки предполагалось использовать для поддержки в бою пехотных подразделений. М10 Wolverine стала самой массовой противотанковой САУ американской армии во время Второй мировой войны. Боевой дебют ПТ-САУ произошел в Северной Африке и был довольно успешным, так как ее трехдюймовая пушка могла без особых проблем с дальних дистанций поражать большинство немецких танков, действующих на этом театре боевых действий. При этом тихоходное и тяжелое шасси не соответствовало принятой в США доктрине, согласно которой в роли истребителей танков должны были использоваться более быстрые и легкие самоходки. Поэтому уже в начале 1944 года в частях ПТ-САУ M10 стали заменяться более легкобронированными и быстроходными САУ M18 Hellcat.

Серьезные испытания выпали на долю САУ M10 во время высадки в Нормандии и последующих за этим боев. По той причине, что М10 обладала более-менее противотанковой 76,2-мм пушкой, их активно привлекали для борьбы с немецкими танками. Достаточно быстро удалось выяснить, что М10 не может успешно бороться с новыми немецкими танками «Пантера», «Тигр» и тем более с Королевскими Тиграми. Часть данных самоходок по ленд-лизу была передана англичанам, которые быстро отказались от американской маломощной 76-мм пушки и заменили ее на свою 17-фунтовую пушку. Английская модификация М10 получила название Ахиллес I и Ахиллес II. Осенью 1944 года эти установки начали заменяться на более совершенные ПТ-САУ M36 Jackson. При этом остающиеся в строю M10 продолжали использоваться до конца войны.

Около 54 данных самоходок было отправлено в СССР по ленд-лизу, но об их использовании в Красной армии ничего не известно. Также данные машины получали и боевые части армии «Свободной Франции». Одна из таких машин с названием «Сирокко», находившаяся под управлением французских моряков, прославилась тем, что подбила «Пантеру» на площади Согласия в Париже в последние дни парижского восстания.


Опыт боевого применения показал, что открытая сверху башня самоходки M10 делает машину очень уязвимой к артиллерийскому и миномётному огню, а также к атакам пехоты, особенно во время ведения боя в лесу и городских условиях. Так даже самая обычная ручная граната могла бы достаточно легко вывести из строя экипаж самоходки. Бронирование самоходки также вызывало нарекания, так как не могло противостоять немецким противотанковым пушкам. Но самым большим недостатком была очень низкая скорость поворота башни. Данный процесс не был механизирован и производился вручную. Для того чтобы сделать полный оборот требовалось не менее 2 минут времени. Также вопреки принятой доктрине американские ПТ-САУ израсходовали больше осколочно-фугасных снарядов, чем бронебойных. Чаще всего самоходки выполняли на поле боя роль танков, хотя на бумаге должны были их поддерживать.

Наилучшим образом М10 Wolverine показали себя в оборонительных боях, где они значительно превосходили буксируемые противотанковые орудия. Успешно использовались они и во время Арденской операции. Батальоны, вооруженные ПТ-САУ М10, оказались в 5-6 раз эффективнее подразделений, вооруженных буксируемыми противотанковыми пушками того же калибра. В тех случаях, когда М10 усиливали оборону пехотных частей, соотношение потерь и побед составляло 1:6 в пользу ПТ-САУ. Именно в боях в Арденнах самоходки несмотря на все их недостатки продемонстрировали насколько они превосходят буксируемую артиллерию, с этого момента в американской армии начался активный процесс перевооружения противотанковых батальонов на самоходные орудия.

Тактико-технические характеристики: M10 Wolverine
Масса: 29,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 6,828 м., ширина 3,05 м., высота 2,896 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 19 до 57 мм.
Вооружение: 76,2-мм нарезная пушка M7
Боекомплект: 54 снаряда
Двигатель: двухрядный 12 цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения мощностью 375 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 48 км/час
Запас хода: по шоссе – 320 км.

М10 - это первая американская противотанковая самоходная установка, разработанная с использованием танкового шасси. В июне 1942 года машину стандартизировали под обозначением 3 inch Gun Motor Carriadge M10 (буквально - «моторная повозка для 3’’ пушки»). В британской армии эта машина получила название Wolverine («Росомаха»).


Самоходная артиллерийская установка М10 на НИИБТ Полигоне в Кубинке. 1945 год.


В законченном виде истребитель танков М10 несколько напоминал танк М4А2 «Шерман», на шасси которого и был создан. Машина имела сварной корпус, отличавшийся от танкового меньшей высотой и наклонным расположением бортов. В открытой сверху вращающейся сварной пятигранной башне была установлена 3’’ пушка М7, разработанная на базе зенитной. Длина ствола орудия составляла 50 калибров, начальная скорость бронебойного снаряда - 793 м/с. В кормовой части башни на вертлюжном кронштейне был установлен 12,7-мм зенитный пулемет Browning M2HB. Боекомплект состоял из 54 артвыстрелов и 1000 патронов.

Уровень бронезащиты САУ был существенно понижен по сравнению с базовым танком. Так, лобовая часть корпуса имела толщину 50,8 мм, борта и корма - 25,4, крыша - 9,5…19, днище - 12,7 мм. Толщина листов башни составляла 25,4 мм. Американские военные считали, что истребитель танков должен иметь более высокие характеристики подвижности, чем танк, хотя бы и в ущерб его защищенности. Однако массу удалось понизить примерно на 2,5 т, что практически не сказалось на маневренности. САУ М10 при боевой массе 29,6 т развивала ту же максимальную скорость, что и танк М4А2 - 48 км/ч. Запас хода, благодаря несколько большей емкости топливных баков, составлял 320 км (у танка - 290 км). Экипаж САУ состоял из пяти человек.

В сентябре 1942 года на заводе Fisher началось серийное производство САУ М10. В течение этого месяца цехи покинули первые 105 машин. Выпуск М10 продолжался до декабря 1943 года и завершился изготовлением 4993 самоходок.

В ходе серийного производства самоходка совершенствовалась весьма незначительно. Стоит отметить лишь введение в прицельный комплекс машины, в дополнение к телескопическому прицелу, панорамы и квадранта, что позволило САУ вести огонь с закрытых позиций.

Боевое крещение М10 получили в ходе боев в Тунисе в марте 1943 года. Вплоть до конца войны они использовались в боевых действиях в Италии и на Западном фронте. По программе ленд-лиза союзникам по антигитлеровской коалиции была передана почти треть САУ М10 - 2143 машины. Из них Великобритания получила 1648, Франция - 443 и СССР - 52.

Что касается Красной армии, то установками М10 были оснащены два самоходно-артиллерийских полка. 1239-й самоходно-артиллерийский полк воевал в составе 16-го танкового корпуса 2-й танковой армии 1-го Белорусского фронта. Он участвовал в освобождении Белоруссии и Польши.

Так, например, 30 июля 1944 года полк выдвинулся из Демблина для поддержки танковых частей, наступавших в направлении Александрува. Вместе с полком двигались самоходки СУ-85 из 1441-го самоходно-артиллерийского полка. В пути из-за ударов авиации несколько СУ-85 были выведены из строя, а вот 1239-й самоходно-артиллерийский полк, все самоходки которого имели крупнокалиберные зенитные пулемёты, потерь не имел. Более того, наводчик одной из САУ старшина Лендовский огнём из пулемёта сбил бомбардировщик Ju 88.

Уже в августе в боях в районе Варшавы за четыре дня самоходчики 4-й батареи полка подбили три танка (из них две «пантеры») и два бронетранспортёра противника.



Единственная обнаруженная пока фотография САУ М10 в Красной армии. 3-й Белорусский фронт, 1944 год.


1223-й самоходно-артиллерийский полк в составе 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии 3-го Белорусского фронта участвовал в операциях по освобождению Белоруссии, Прибалтики и Восточной Пруссии. На 1 мая 1945 года в полку имелось 1 °CАУ М10, из которых, правда, лишь четыре были исправны.

3-in. Gun Motor Carriage M10 - самоходная артиллерийская установка (САУ)
GMC M10 или TD (Tank Destroyer - "истребитель танков")
3-in. SP, Wolverine (Вулверин - росомаха).

Самоходная установка выпускалась с 1942 года и поступала прежде всего на вооружение танко-истребительных батальонов (по 54 самоходные установки в каждом). Она была создана на базе среднего танка М4А2 . При этом ходовая часть и силовая установка остались неизменными, а корпус и башня спроектированы заново. Хотя толщина ходовой и бортовой брони осталась практически неизменной по сравнению с базовым шасси, листы брони расположены под углом к вертикали, что повысило их снарядостойкость.

Наклонными выполнены боковые поверхности открытой сверху башни, в которой устанавливалось вооружение самоходной установки - прикрытая броневой маской 76,2-мм пушка М7 с начальной скоростью бронебойного снаряда 792 м/с и зенитный 12,7-мм пулемет. Установленные в башне прицелы позволяли вести стрельбу как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Скорострельность пушки составляла 76 выстрелов в минуту. На машине монтировались радиостанция и танковое переговорное устройство. Кроме модификации М4А2, для производства самоходных установок "Вульверин" использовалось и шасси танка М4А3. Установки на шасси М4А3 имели обозначения М10А1 и отличались от М10 лишь несколько меньшим весом (28,6 т вместо 29,3 т у М10). Промышленностью в США было выпущено в годы второй мировой войны около 6700 установок М10 и М10А1.

Вслед за удачной установкой на шасси среднего танка 105-мм гаубицы в апреле 1942 г. возникла идея разместить на том же шасси пушку с высокой начальной скоростью снаряда с целью получить САУ для танко-истребительного командования. В машине, получившей обозначение Т35, использовались ранний вариант шасси М4А2, выпускавшегося в то время, открытая сверху башня с небольшим склонением орудия, переделанная из башни тяжелого танка Т1, 76-мм пушка.

Однако комиссия Танко-истребительного командования потребовала уменьшить силуэт машины и установить листы корпуса под большими углами наклона. Усовершенствованный вариант Т35Е1 на шасси М4А2 получил более толстую броню, а коническую башню заменили сварной пятигранной. Машина, принятая на вооружение в июне 1942 г., получила обозначение самоходная пушка М10.

Выпускалась также модификация на шасси М4А3, получившая обозначение самоходная пушка М10А1. Большинство из них осталось в Америке и использовалось для обучения или переделки в бронетягачи М35. Остальные поставлялись по ленд-лизу в Великобританию.

"Гранд Блэнк Арсенал" с сентября 1942 г. по декабрь 1943 г. построил 4993 М10. Фирма "Форд" с октября 1942 г. по сентябрь 1943 г. выпустила 1038 М10А1, а "Гранд Блэнк" в сентябре-ноябре 1943 г. - 675 М10А1. Однако 300 машин последней партии оснащались новой башней, аналогичной САУ М36 (Т71). Гусеничный бронированный тягач М35. Это была машина М10А1 со снятой башней и установленными компрессором и пневматическими шлангами, предназначенная для буксирования 155-мм и 240-мм артиллерийских орудий. Экипаж (с расчетом) - 6 человек, масса - 55 000 фунт.


Самоходная артиллерийская установка M10 "Вульверин" на Британской службе:

Многие САУ М10 и М10А1 поставили в 1944 г. в Великобританию, где они получили обозначение 3-дюймовая самоходная установка "Вулверайн" ("росомаха"). Они нашли боевое применение в британских частях в Италии и Франции. На большинстве из них с конца 1944 г. 3" пушки заменяли британскими 17-фунтовыми (76-мм) орудиями, имевшими большую бронепробиваемость, нежели 3" М10. В этом новом варианте машина обозначалась как 17-фунтовая самоходная установка "Ахиллес" Мk IС.

Переделанная таким же образом САУ М10А1 обозначалась "Ахиллес" Мk IIC. При такой переделке сохранялась оригинальная маска пушки. САУ "Ахиллес", впервые введенные в дело в небольшом количестве в составе 21 -ой Армейской группы в начале 1945 г., использовались британской армией и после войны. Это была наиболее удачная модификация.Машины, не прошедшие модернизацию, сняв башни, превращались в артиллерийские тягачи, одна из них испытывалась в качестве самоходного плужного минного трала.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

6080 мм

ширина

3080 мм

высота

2650 мм

Экипаж

5 человек

Вооружение

1 х 76,2-мм пушка М7 1 х 12,7-мм пулемет

Боекомплект 54 снаряда 350 патронов
Бронирование:
лоб корпуса

М10 из 703-го батальона истребителей танков поддерживающего 3-б танковую дивизию возле St. Jean Daye, операция Кобра, 11 июля 1944, В тот день немецкая танковая дивизия Panzer Lehr контратаковала в этом секторе. На счету М10 в том бою 10 Пантер и Pz IV. Эта машина из роты "А" имеет номер А21 и название "Accident" ("Несчастный случай").

В начале 2МВ американская армия авральными темпами создала и приняла на вооружение два истребителя танков - М3 и М6. Однако эти машины плохо годилсь для борьбы с танками и являлись вынужденной временной мерой до появления своей полноценной замены. Этой заменой и должен был стать новый истребитель танков к разработке которого приступили в ноябре 1941. Проект предусматривал установку орудия на шасси среднего танка М4А1 с литым корпусом и бензиновым двигателем. Уже в декабре 1941 этот проект был пересмотрен в пользу шасси очередной модификации танка Шерман - М4А2, с дизельным двигателем и сварным корпусом. Прототип назвали Т35. В январе 1942 изготовили деревянный макет, вслед за которым последовала сборка машины в металле. Корпус М4А2 подвергся некоторым изменениям - устранили курсовой пулемёт, толщину лобовой брони оставили преждней, а борта уменьшили до 1 дюйма; броню в районе трансмиссии дополнительно усилили накладкой из двух бронелистов сваренных под углом 90 градусов; 3-х дюймовая пушка стояла в круглой открытой башне адаптированной от прототипа тяжёлого танка Т1.

В разгар работ над Т35 Tank Destroyer Board выдвинул новые требования – низкий силуэт машины и наклонная броня надстройки корпуса.

Конструкторы представили 3 возможных варианта машины, из которых выбрали один и назвали - Т35Е1. Новый дизайн основывался на шасси М4А2, толщина брони уменьшилась, появились дополнитекльные наклолны у надстройки; вместо круглой башни утановили башню от М35.

В январе 1942 Танковое Отделение фирмы Фишер принадлежащей компании Крайслер (Fisher Tank Division of Chrysler) начали работу над двумя прототипами М35Е1. Весной 1942 обе машины были готовы. Испытания прототипов показали преимущество наклонной брони корпуса Т35Е1, а вот литая броня башни подверглась критике. Было принято решение сделать новый дизайн башни в виде 6-ти угольнока сваренного из катанных листов.

В мае 1942 прошли испытания, на основе которых Т35Е1 рекомендовали к производству после исправления ряда незначительных замчаний.

Уменьшиить броню ради большей скорости. Американская концепция истребителей танков считала хорошую бронезащиту менее полезной, чем скорость.
-Диференциал должна прикрывать броня не из трёх частей, а из одной.
-Сделать люк для помошника водителя.
-Реализовать возможность крепить дополнительную броню на башню, на лоб и борта корпуса
В июне 1942 Т35Е1 стандартизировали и направили в серийное производство, как "3inch Gun Motor Carriage M10".

Экипаж состоял из 5 человек:
-командир (справа в башне);
-наводчик (слева в башне);
-заряжающий (сзади в башне);
-водитель (слева впереди в корпусе);
-помошник водителя (справа впереди в корпусе).

Главное вооружение - 3-х дюймовое (76мм) орудие М7 в станке М5, скорострельность 15 выстрелов в минуту, боекомплект 54 выстрела:
-AP (armor piercing) – бронебойные;
-HE (high explosive) – фугасные;
-canister – картечь;
-дымовые.

Траверс пушки составлял 360 градусов, а элевация от -10 до +30. В задней части башни устанавливался зенитный пулемёт.50cal M2HB.

3 inch gun M7
3-х дюймовая пушка М7
размещение

Motor Carriage M10 и M10A1 на лафете М5

длина каморы (без нарезов) 23.15 дюйма
длина нарезной части 126.85 дюйма
длина каморы (до края снаряда) 21.5 дюйма
длина канала 128.5 дюйма
длина ствола 150 дюймов, 50 калибров
длина отката затвора 8.1 дюйма
длина от среза ствола до задней части затвора 158.10 дюйма, 52.7 калибра
дополнительная длина с дульным нет
общая длина 158.10 дюйма
диаметр канала 3 дюйма
объём каморы 205.585 куб. дюймов (APC M62), 203.5 куб. дюймов (HE M42A1)
вес ствола (без дульного тормоза) ?
вес всей пушки 1.990 фунтов
вес дульного тормоза Т10 83.4609961 кг
общий вес около 2 941.09293 кг
тип затвора полуавтоматический, вертикальный
нарезы 28 нарезов, правосторонние, 1 оборот/40 калибров
боеприпасы унитарные
запал ударного типа
вес всего боеприпаса
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 20.77 фунта
AP M79 Shot (AP-T) - 26.56 фунта
НЕ M42A1 Shell (HE) - 24.94 фунта
HC B1 M88 Shell, Smoke - 15.40 фунта
вес снаряда APC М62 Projectile (APC BC/HE-T) - 27.24 фунта
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 9.40 фунта
AP M79 Shot (AP-T) - 15.00 фунта
НЕ M42A1 Shell (HE) - 12.87 фунта
HC B1 M88 Shell, Smoke - 7.38 фунта
наибольшее давление пороховых газов 38.000 фунтов на кв.дюйм
наибольшая скорострельность 15 выстрелов/мин
начальная скорость APC М62 Projectile (APC BC/HE-T) - 2,600 футов/сек
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 3,400 футов/сек
AP M79 Shot (AP-T) - 2,600 футов/сек
НЕ M42A1 Shell (HE) - 2,800 футов/сек
HC B1 M88 Shell, Smoke - 900 футов/сек
дульная энергия снаряда APC М62 Projectile (APC BC/HE-T) - 724 фт-тонн
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 753 фт-тонн
AP M79 Shot (AP-T) - 703 фт-тонн
НЕ M42A1 Shell (HE) - 699 фт-тонн
далность стрельбы APC М62 Projectile (APC BC/HE-T) - 16,100 ярдов
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 13,100 ярдов
AP M79 Shot (AP-T) - 12,770 ярдов
НЕ M42A1 Shell (HE) - 14,780 ярдов
HC B1 M88 Shell, Smoke (при элевации 12 градусов) - 2000 ярдов
APC М62 Projectile (APC BC/HE-T) - бронебойный с бронебойным копачком, баллистическим колпачком, взрывным зарядом в донной части, трассирующий

HVAP M93 Shot (APCR-T) - подкалиберный, трассирующий

AP M79 Shot (AP-T) - бронебойный, трассирующий

НЕ M42A1 Shell (HE) - фугасный

HC B1 M88 Shell, Smoke (при элевации 12 градусов) - дымовой

номенклатура боеприпасов 3-х дюймового орудия M7
М10 GMC и М10А1 GMC
тип снаряда обозначение вес патрона, кг вес снаряда, кг тип ВВ вес ВВ, кг вес заряда,кг тип заряда
бронебойный с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий APC M62 Projectile (APC BC/HE-T)* 12.35 7.00 TNT 0,06 2.20 FNH** , M1
бронебойно-подкалиберный HVAP M93 Shot (APCR-T) 9.42 4.26 ? ? ? ?
бронебойный AP M79 Shot (AP-T) 12.04 6.8 - - 1.98 FNH, M1
осколочно-фугасный HE M42A1 Shell (HE) 11.29 5.83 TNT 0,39 2.20 FNH
дымовой HC B1 M88 Shell, Smoke 6.98 3.34 дымообразующий состав ? ? ?
* бронебойный выстрел APC M62 Projectile имел вариант без заряда ВВ в донной части, с весом снаряда 6.76 кг
** FNH - Flashness nonhygroscopic (беспламенный негигроскопичный)
бронепробиваемость 3-х дюймового орудия M7
М10 GMC и М10А1 GMC по гомогенной броне, под углом встречи 30 град. от вертикали
тип снаряда начальная скорость, м/с дальность, м
457.2 914.4 1371.6 1828.8
APC M62 Projectile (APC BC/HE-T) 792.48 93мм 88мм 82мм 75мм
HVAP M93 Shot (APCR-T) 1036.32 157мм 135мм 116мм 98мм
AP M79 Shot (AP-T) 792.48 109мм 92мм 76мм 64мм
HE M42A1 Shell (HE) 853.44 - - - -
HC B1 M88 Shell, Smoke 274.32 - - - -

Несмотря на сильное стремление американских военных поскорее наладить выпуск М10, возникли серьёзные трудности с дизайном гексагональной башни. Чтобы не откладывать начало серийного выпуска долгожданного истребителя танков, конструкторы взялись сделать временную 5-ти гранную башню, которую предполагалось производить до решения проблем с 6-ти гранной башней. Однако, когда трудности с проектом 6-ти гранной башни были решены, то 5-ти гранная уже была готова к производству. В итоге, от гексагональной башни отказались в пользу 5-ти гранной.

У этого противотанкового САУ имелся значительный недостаток - люки водителя и помощника водителя невозможно было открыть, когда орудие смотрело вперёд. Их открытию мешала маска пушки.

Помимо орудия 3-х дюймовой пушки М7 в САУ М10 были ещё - пулемёт M2, H.B., .50калибра установленный на башне, пистолет-пулеёт Томпсон cal. .45, M1928A1 - в башне, винтовка cal. .30, M1903 с насадкой М1 для стрельбы наствольными гранатами - впереди на левой стенке корпуса, карабины cal. .30 - в башне.

Боекомплект состоял из 54 выстрелов к 3-х дюймовому орудию. 6 боеготовых выстрелов хранились в двух укладках (по 3 в каждой) на задней стенке башни. Остальные 48 выстрелов хранились в контейнерах из фибры в четырёх укладках в спонсонах. По штату полагалось 90% бронебойных снарядов и 10% фугасных.

Кроме того в М10 имелось 300 патронов.50 калибра, в коробках по 50 патронов, на кронштейнах под основанием башни.

460 патронов.45 калибра. 440 патронов в магазинах по 20 патронов на правой стенке башни и 20 патронов в магазине на орудии.

60 патронов.30 калибра к винтовке - на стенке правого спонсона, возле помощника водителя.

Патроны.30 калибра к карабину носились экипажем на себе.

В двух ящиках на правой стенке башни, сразу перед патронами.45 калибра, хранились 12 ручных гранат.

10 противотанковых наствольных гранат к винтовке, под основанием башни.

Выпуск М10 осуществлял Fisher Tank Division, но чтобы ускорить производство в нужном количестве подключили ещё фирму Ford. В то время Форд собирал танки М4А3, поэтому М10 быстро адаптировали под шасси этого танка и назвали М10А1. Ford производил М10А1 с октября по сентябрь 1943, потом выпуск М10 и М10А1 полностью перешёл к Fisher Tank Division.

Fisher Tank Division с сентябра по декабрь 1942 выпустил 4.993 М10 и с сентября по ноябрь 1943 – 675 М10А1.
Ford с октября 1942 по сентябрь 1943 выпустил 1.038 М10А1.

300 M10A1 GMC в апреле-июле 1944 были конвертированы в М36 путём замены башни с орудием.

2143 М10 и М10А1 Америка поставила по ленд-лизу своим союзникам. Англия получила – 1548 машин, СССР – 52, Франция – 443.

На вооружении армии США М10 и М10А1 простояли до начала 1950-х.

модификации и усовершенствования М10 GMC

В ходе выпуска М10 было внесено очень небольшое количество изменений в конструкцию.

Первоначально М10 оснащался прицелом только для прямого огня. Позднее добавился прицел для стрельбы с закрытых позиций. Это был удачный шаг и М10 потом очень активно оказывал артиллерийскую поддержку.

Механизм ручного траверса башни М10 вызывал некоторые нарекания и конструкторы разработали его усовершенствование. Однако, снятие М10 с производства не позволило внедрить уже готовый проект.

Открытый верх башни М10 и М10А1 являлся серьёзным недостатком конструкции башни, который так и не был исправлен на заводах. Экипажи несли неоправданные потери от вражеских снайперов, миномётов, артобстрелов и авиации. Впочем, абсолютное господство в воздухе союзных самолётов, сильно уменьшало угрозу вражеских ударов с воздуха. Вовлечённость М10 в городские бои лишний раз подтвердила нужду в бронированной крыше башни. Конструктивный недостаток пришлось исправлять кустарным способом в полевых ремонтных мастерских. Открытый верх башни заваривался полностью или частично – единого проекта не существовало и в этом вопросе наблюдалось большое многообразие.

М10А1

С октября 1942 по декабрь 1942 Ford выпускал модификацию М10А1 - 1413 САУ. Эта модификация была разработана специально для шасси танка М4А3, производившегося Фордом.

Основное отличие от М10 заключалось в двигателе: на М10 стоял сдвоенный 12-цилиндровый дизель GM 6046, а на М10А1 – бензиновый 8-цилиндровый двигатель Ford GAA. Внешне М10А1 имел немного больший размер решётки над моторным отделением.

М10 весил 33 тонны, а М10А1 32 тонны.

Full-Track Prime Mover M35

Часть М10А1 конвертировали в тягачи для артиллерийских орудий калибром 155мм и 240мм. С линейных М10А1 демонтировали башни, установили воздушные компрессоры и буксировочные приспособления. Экипаж М35 достиг 6 чнеловек, а вес машины 55.000 фунтов.

модификации башни

Расбалансировка башни была серьёзной проблемой первых М10. Чтобы компенсировать вес орудия конструкторы поместили сзади башни зенитный пулемёт и фрагменты гусеницы, но проблема осталась. Пришлось прикрепить к задней стенке башни два противовеса общим весом 3600 фунтов (1600 кг). Эту меру нельзя назвать очень удачной потому, что М10 был вынужден возить абсолютно бесполезный груз, единственной целью которого было уравновесить несовершенную конструкцию башни. Противовесы претерпели 4 модификации, отразившиеся на их форме. Впрочем, в результате последнй модификации даже увеличилось полезное пространство в задней части башни.

боевое применение

В начале 1943 М10 начали поступать в батальоны истребителей танков в Северной Африке. Первый боевой опыт М10 получили в марте 1943 в составе 2-го Армейского корпуса воевавшего в тунисе. В Африке М10 заменяли несостоявшихся истребителей танков М3 на базе полугусеничников.

Затем, М10 воевали на Сицилии и в Италии. Учитывая условия горной местности накануне предлагалось даже отказаться от участия М10 в операции из-за открытой башни. Серьёзные испытания ждали М10 в Нормандии. По той причине, что М10 и М10А1 имели более-менее протвотанковые 76мм пушки их активно привлекали для борьбы с немецкими танками. Быстро выяснилось, что М10 не может успешно бороться с немецкими Пантерами, Тиграми и тем более с Королевскими Тиграми. Часть М10 и М10А1 по ленд-лизу отправили англичанам, которые быстро отказались от американской маломощной 76мм пушки и поставили свою отличную 17-фунтовую. Английская модификация М10 и М10А1 называлась соответственно Ахиллес IC и АхиллесII. Свою долю М10 получили и французы под командованием генерала Де Голя. По причине открытой башни и слабой бронебойности пушки после прорыва Союзников из Нормандии эти истребители танков активно использовали для огнеовй поддержки с закрытых позиций. Этому способствовало то, что с осени 1944 Союзная артиллерия испытывали острый недостаток в снарядах, особенно это касалось тяжёлых орудий. Уменьшение выпуска тяжёлых артиллерийских снарядов началось ещё осенью 1943 и только к весне 1944 этот вредный перегиб в военной экономике удалось исправить. А до того времени истребители танков интенсивно коменсировали слабость артиллерии. Однако немецкое натсупление в Арденах в декабре 1944 снова вернуло М10 и М10А1 на передовую для борьбы с танками. Во время "the Battle For Bulge", как американцы называют Арденское сражение, М10 показали себя довольно неплохо. Батальоны истребителей танков оказались в 5-6 раз результативней, чем буксируемые пушки. Для сравнения, 3-х дюймовая ПТ пушка в обороне достигала успеха лишь в двух боях из девяти. В то же время М10 имея аналогичную 3-х дюймовую пушку насчитывал соотношение побед и потерь в лучшем случае - 1:1,9 в свою пользу, но действуя без пехотного сопровождения. Зато когда М10 усиливал оборону пехоты, то соотношение потерь и побед резко менялось - 1:6 в пользу М10. В боях с немецкими танками подразделения М10 побеждали в 14 случаях из 16. такие хорошие результаты объясняются тем, что М10 применялись главным образом в обороне. Заодно буксируемые ПТ пушки окончательно продемонстрировали насколько сильно они уступают самоходным орудиям. В одном отчёте 1-ой Армии говорится, что потери батальона истребителей танков составили 119 единиц, из которых 86 оказались буксируемыми пушками. Какие бы недостатки ни имел М10, однако он был намного предпочтительней буксируемых ПТ пушек. В американской армии начался активный переход противотанковых батальонов с буксируемых орудий на самохдные.

В биографии М10 есть интересный эпизод. Немецкое командование планировало использовать в Арденской операции 150-ю танковую бригаду известного немецкого диверсанта Отто Скорцени, входившую в оперативную группу Пайпер. В этой бригаде предполагалось сформировать группу с личным составом, владеющим английски языком, переодеть в форму Союзников, оснастить трофейным оружием и техникой. Бригада Скорцени должна была совершив диверсионный рейд по тылам союзников захватить мост через реку Маас. Найти нужное количество трофейной техники немцы не смогли, поэтому им пришлось замаскировать 10 своих танков Pz V Ausf. G под американские истребители танков М10. Пантеры старательно обшили листовым железом, чтобы придать им сходство с М10. Копирвание М10 достигалось в мельчайших деталях, даже командирские башенки были сняты. Впрочем шахматное расположение опрных катков и дульных тормоз демаскировали Pz V. Машины покрасили в оливковый цвет (olive drab).

Людей владеющих английским тоже почти не нашлось. Доходило до смешного, например, моряк бывавший в иностранных портах и знавший несколько английских слов (страшно подумать каких) был засчитан, как знаток английского. Впрочем абсолютное большинство солдат в плане владения английским не дотягивало даже до уровня этого морячка. В принципе, интересная идея диверсионного рейда была совершенно бездарно организована и проведена. 21 декабря 1941 диверсионная колонна, во главе которой находились «владеющие английским» немцы и 4 эрзатц-М10 остановилась у американского поста возле городка Малмеди (Malmedy). Американцы из роты «К» 120-ой пехотной дивизии разгадали немецкий трюк и рядовой Френсис Карри выстрелил из Базуки в головного самозванца-М10. В ходе вспыхнувшего боя один псевдо-М10 был подбит, другой повреждён, а остальные были оставлены экипажами. Подоспевшие американские танки окончательно внесли ясность, в то, что операция Скорцени провалилась.

TM 9-1901